НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Росархив о Концепции развития архивного дела. Как-то странновато...

Андрей Колесов
17.10.2012 22:32:24

Сразу приведу ссылка на начало обсуждения этой темы - Росархив решил использовать краудсорсинг. Или это первоапрельская шутка?

Из очередной записи Натальи Храмцовской узнал о выступлении руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве "О проекте Концепции развития архивного дела до 2020 г."
(Кошмар! В одном предложении – четыре раза слово "архивный", да и других повторов полно – это противоречит стилю русского языка).
Вот сам документ с текстом выступления: http://archives.ru/reporting/report-artizov-2012-sovet.shtml

Знаете, все это уже как-то даже не смешно!
Сейчас я начну с формы, про содержание – это отдельный разговор.




1. Вроде бы, Росархив – это документоведческое заведение. Должны знать, как нужно оформляться документы.
Но посмотрите на опубликованный на сайте документ (текст выступления).

Любой документ должен обладать некоторым набором обязательных реквизитов, в том числе "где" и "когда". Где и когда проходило данное выступление? Да, можно догадаться (из других документов!), что в Софрино 12 октября. Но почему нужно догадываться?

2. Вот цитата из выступления (ее привела и Наталья Храмцовская):

Цитата
Тогда же с целью учета мнения как можно более широкого круга профессиональной, научной и культурной общественности на официальном сайте Росархива мы опубликовали обращение с просьбой высказать предложения по формату и содержанию будущей Концепции. На заявленный в обращении электронный адрес поступило более 10 конструктивных предложений по содержанию проекта концепции, затрагивающих в основном проблемы доступа к архивным документам, которые по возможности были учтены при разработке проекта Концепции. Кроме того, на форуме сайта разгорелась активная дискуссия с обсуждением вопроса о (своевременности и сроках) создания проекта Концепции.


Хочу обратить внимание на отсутствие ссылки на эти самые "10 конструктивных предложений". А было бы интересно познакомиться – кто и что именно написал.

Нет ссылки на форум сайте, где "разгорелась активная дискуссия".
Вот ссылка от меня: http://forum.rusarchives.ru/showthread.php?s=be2ed5ffdaf3f35490eee552c3c02558&p=12282#post12282

Мое мнение – никакой "активной дискуссии" там не было и в помине.

Далее. Ну, выступил руководитель Росархива (кстати, в соответствии с какими правилами русского языка на сайте "руководитель" написал с заглавной буквы?) и что дальше?
В тексте есть фраза:

Цитата
Проект готов. Он у вас на руках. Мы предлагаем обсудить его на Совете в максимально неформальной обстановке, в присутствии членов рабочей группы.


Ну и как прошло обсуждение? На чем порешили?

Давайте теперь посмотрим на официальное сообщение: Состоялось VIII заседание Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (тут дата в документе появилась, а про "место" – только гадать).



В тексте сказано, что "Аризов представил", "при обсуждении выступили"…

А что сказали выступающие? Что решили по сути вопроса – одобрили, не одобрили или что? Об этом – ни слова.

По умолчанию я делаю вывод – не одобрили…

Так что же будет дальше с разработкой Концепции и ее реализацией?

Комментариев: 16

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

18.10.2012 00:45:13

Цитата
Колесов писал "А что сказали выступающие? Что решили по сути вопроса – одобрили, не одобрили или что? Об этом – ни слова. "

Андрей, в конце новостийной страницы даны ссылки на следующие материалы:

1. Видеорепортаж о VIII заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (Московская обл., 10 октября 2012 г.)

2. Фоторепортаж о VIII заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (Московская обл., 10 октября 2012 г.)

3. Информация о состоявшемся обсуждении проекта Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г. на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве 10 октября 2012 г., подготовленная редакцией журнала «Отечественные архивы»

18.10.2012 00:49:21

Я видел эти ссылки и даже что-то смотрел. Мой пост написан с учетом этих материалов. Как вы, возможно, заметили, я говорю об итоговом документе - там ничего про результаты обсуждения не сказано.

18.10.2012 08:46:39

Андрей, это не итоговый документ, это новость.

Более того, если Вы внимательно читали доклад Артизова, то там сказано "Задача одна – высказаться по сути предлагаемого взгляда на наше будущее, дать как можно больше замечаний и предложений. По итогам обсуждения проект, конечно, будет доработан и затем уже размещен на официальном сайте Росархива для публичного обсуждения." smile:)

18.10.2012 11:26:26

100-процентной внимательности не могу гарантировать, но эти слова я видел. И еще - все же имею довольно серьезный опыт ведения организационной работы (в дожурналисткие времена), знаю как оформляются документы по результатам совещаний и заседаний Советов. И т.д.

В результирущих документах ни слова на сказано о принятых решениях по результатами обсуждений, нет ничего по итогам обсуждений. А результаты и итоги должны быть всегда, на любом этапе - путь и предварительном - работы. А иначе - это просто "бла-бла-бла".

Вот вам пример "открытого правительства" - опять опубликуют уже утвержденный документ, и будут говорить - а теперь обсуждать уже поздно.

Давайте, начнем с начала - я писал об этом в посте? Где обупликованы те 10 предложений, которые якобы поступили извне?

Гость
18.10.2012 17:37:03

В одном из постов вы написали: «никакого обсуждения по сути вопроса там НЕТ!» И абсолютно правы!

А над причинами этого не задумывались? Ведь «там» и есть то самое, что пытаетесь найти - экспертное сообщество. Брезгуете?

Почему не захотели лично принять участие в обсуждении темы на портале «Архивы России»? Почему ваше мнение (точку зрения) доносит Н.А. Храмцовская? Трудно зарегистрироваться на портале, и там задать вопрос об отсутствующих в свободном доступе 10 предложениях?

Вот и в настоящий момент, конкретно «здесь и сейчас», Н.А. Храмцовская разместила отсылку на вас самого же. Что мешает открыто войти на портал, задать самому вопросы?

И неужели вам самому не очевидно, что определенное лицо, получая зарплату от работодателя, предпринимает все возможные силы для схлопывания представления о российском сообществе в пяток заинтересованных участников?

Как думаете, для чего она этим занимается на протяжении ряда лет? И неужели могут появиться сомнения в очевидности тотального недоверия какого-никакого, но все имеющегося экспертного сообщества, к подобного рода деятельности?

Andrew
18.10.2012 22:29:59

Сыграем в игру "узнай Гостя"? smile:evil:

Уж не тот ли это бедолага, которого недавно за "высказывания" в адрес целого ряда коллег так жестоко забанили на "Архивах России"?

18.10.2012 22:58:27

Я думаю. что обсуждение того, как нужно действовать автору поста (т.е. - мне) - выходит за тему поста. Напишите отдельный пост с обсуждением действий Колесова, так и обсудим.

Крысолов
18.10.2012 22:53:39

Уважаемый автор поста! На конкретном примере "игруна", надеюсь вам теперь станут понятны действительные причины отсутствия обсуждения по сути на форуме портала Архивы России не только проекта концепции, но и безисходного ПК ЦФК?

Форум портала - коррумпированная площадка заинтересованных лиц пресекать профессиональное обсуждение. Причем в нарушение Правил форума, по старинным гэбешным приемам. Рука то набита! smile:D

Гость
18.10.2012 23:22:09

А давайте по взрослому в рамках экспертного сообщества, состоящего из автора поста, Н.А. Храмцовской, Andrew и Крысолова, обсудим проект концепции? Он состоит из 5 разделов. Размещаю первые два раздела:

Проект
Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г.
1. Общие положения
Архивное дело – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность в ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития страны, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности человека, общества и государства. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю страны в целом и родного края в частности, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения.
Архивные документы олицетворяют историю страны, подтверждают права граждан и государства, поддерживают принципы демократии, в том числе право граждан иметь необходимую информацию о деятельности органов власти всех уровней.
Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, насчитывающего более 609 млн. единиц хранения за период с начала XI в. по XXI в., архивы выполняют важные функции по сохранению документальной памяти государства и общества, пополнению информационных ресурсов и предоставлению государственных услуг населению.
2. Современное состояние
Современные условия деятельности российских архивов обусловлены, с одной стороны, доставшимися от советского периода преимуществами (нормативно-методическая централизация) и недостатками (слабая материально-техническая база, чрезмерная засекреченность), с другой - результатами реформирования архивного дела после 1991 г., связанного с введением в действие нового архивного законодательства и демократизацией доступа к архивным документам, а также с все более широким применением информационных технологий и появлением электронных документов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации архивное дело находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
За десятилетия реформ в целом удалось сохранить оставшуюся от советского времени систему публичных архивов, которая сегодня разделена на три уровня – федеральный (15), субъектов Российской Федерации (204) и муниципальный (2263). Сегодня в архивах страны (без учета ведомственных) работает около 13,5 тыс. чел., в том числе 2,5 тыс. чел. – в федеральных архивах.
В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивы, как и во всем цивилизованном мире, сохранили статус государственных и муниципальных организаций (как правило, казенных учреждений). Их действующая сеть близка к оптимальной и включает в себя основные (исторические) архивы, хранящие управленческие и научно-технические документы, фонды личного происхождения, архивы (центры) документов по социально-политической истории (бывшие архивы КПСС), архивы документов по личному составу и технотронные архивы (центры) хранения документов на нетрадиционных носителях (аудиовизуальные, электронные).
В соответствии с действующим законодательством 19 федеральным органам исполнительной власти и организациям (в том числе академиям наук Российской Федерации, имеющим государственный статус) предоставлено право депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности.
Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социально-экономических реформ в стране впервые сформировалось и успешно действует значительное число негосударственных (частных) архивов, обеспечивающих сохранность и использование документов негосударственного сектора.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области архивного дела являются Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное архивное агентство. Руководство архивным делом в регионах осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в муниципальных образованиях – как правило, архивные отделы (сектора) органов местного самоуправления.
Сложившаяся система управления архивным делом в стране примерно соответствует моделям, которые существуют в развитых странах мира. Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на постсоветском пространстве.
В то же время по технической оснащенности и обеспеченности резервными площадями архивохранилищ Россия заметно отстает от наиболее развитых стран мира. Кроме того, разделение в 2004 г. функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к не всегда оправданной ликвидации самостоятельности отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных образований.
В последнее десятилетие модернизация инфраструктуры архивной отрасли обеспечила получение определенных позитивных результатов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Построено или реконструировано 20 специализированных архивных зданий, во многих архивах успешно внедряются современные информационные технологии. Это дало возможность архивам в целом стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Переживаемый сегодня период открыл для архивного дела России немыслимые при прежней политической системе возможности, но и одновременно усилил некоторые старые и создал новые факторы (угрозы), оказывающие отрицательное воздействие. К основным из них можно отнести:
- отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе, пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом, следствием чего является отток из государственных архивов квалифицированных кадров, что грозит потерей профессионализма трудовых коллективов, снижением качества выполнения архивами установленных функций. Налицо несоответствие между обновляемой материально-технической базой архивов и их кадровым потенциалом, что особенно актуально, поскольку наряду с увеличением объемов традиционной работы перед архивами появляются новые задачи по внедрению современных информационных технологий и приему на хранение электронных документов;
- ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками, влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного делопроизводства;
- отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства;
- необходимость модернизации инфраструктуры российских архивов, созданной в основном в советское время (из 2811 зданий (помещений) государственных и муниципальных архивов только 184 являются специально построенными для нужд архивного хранения; остальные являются приспособленными, при этом многие здания архивов требует капитального ремонта или реконструкции);
- острый дефицит свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ в условиях постоянного увеличения объемов приема в архивы документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. По этой причине не могут быть приняты в государственные и муниципальные архивы около 4,7 млн. дел, сроки временного хранения которых в организациях истекли. Темпы строительства новых архивохранилищ существенно отстают от имеющихся потребностей приема документов из ведомственных архивов;
- нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, документов по личному составу, что создает угрозу утраты этих документов, а значит, может привести к появлению документальных лакун о новейшей истории России;
- несовершенство существующей на сегодня системы рассекречивания архивных документов, носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, не позволяющей организовать массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.
Помимо этих проблем в начале XXI в. российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления, появлением и все большим распространением электронного документооборота. Между тем, нельзя считать, что сегодня российские архивы в полной мере готовы к проведению всего комплекса работ с электронными документами - их приему, хранению, обработке, контролю за состоянием и использованию. Это неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.

Обсуждаем? smile;)

19.10.2012 00:35:47

У меня есть текст проекта Концепции. Думаю, что это лучший документ из всех, что Росархив выдавал на-гора за все последние годы. Жаль лишь, что в ней не поднимается вопрос об оплате труда сотрудников архивной системы в соответствии с их стоимостью на рынке труда; без этого невозможно будет ни привлечь, ни удержать в архивах высококлассных профессионалов, без которых о реализации большинства пунктов Концепции нечего и думать.

NB Что-то мне подсказывает, что у Гостя с Крысоловом на двоих один паспорт smile;)

Гость
19.10.2012 01:00:32

Так и изначально не было ни толечки сомнения в том, что персонально у вас имеется проект концепции. Ведь круг форумчан портала Архивы России четко очерчен, как и исполняемые роли.

Размещаю 3 раздел проекта концепции для обсуждения. Оплата труда в подразделе 8. Предлагаете обсудить именного его?


3. Цели, задачи и направления развития архивного дела
Цели и задачи развития отечественного архивного дела определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства и др.
Целью развития архивного дела в долгосрочной перспективе является достижение российскими архивами уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.
В соответствии с названной целью необходимо решить следующие задачи развития архивного дела.
1. Совершенствование государственной политики в области документационного обеспечения управления.
Документационное обеспечение управления служит важнейшим средством и инструментом эффективного управления, обеспечивающим связь государственных органов с подведомственными организациями, населением, бизнес-сообществом, общественными организациями и т.д. Ни одно управленческое решение на любом уровне власти не может быть принято и реализовано без фиксации в соответствующих документах. В этой связи государство должно вернуть себе роль активного регулятора процессов документирования.
В условиях перехода на электронный документооборот необходимо создание полноценного механизма управления делопроизводством, являющимся базой архивного дела, для чего потребуется:
- установление на общегосударственном уровне единых принципов организации, унификации и стандартизации документации, архивных и делопроизводственных служб и единой системы электронного документооборота в государственном управлении, позволяющей с наименьшими затратами оптимизировать и рационализировать документооборот в условиях перехода на безбумажное документирование;
- наделение Росархива полномочиями по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю за соблюдением правил и норм межведомственного документооборота, за процессами документообразования и объемами документооборота, а также полномочиями государственного заказчика единой системы электронного документооборота, охватывающей все уровни государственного (а в перспективе и муниципального) управления, что позволит существенно уменьшить затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию систем электронного документооборота в каждом государственном органе, а также обеспечить практическое внедрение единых стандартов делопроизводства и передачу электронных документов на архивное хранение.
Реализация названных мероприятий обеспечит развитие российского архивного дела и делопроизводства в русле передовых мировых тенденций и технологий, сократит финансовые затраты на разработку и создание систем электронного документооборота, обеспечит сохранность документов, повысит оперативность и качество управления, открытость и прозрачность принятия управленческих решений при сокращении числа форм, видов и количества документов, объемов работ с документами и уменьшении стоимости их отбора, хранения и использования.
2. Интеграция архивов, как одного из элементов государственного механизма, в систему электронного правительства.
На протяжении предыдущей истории основная задача архивов заключалась в обеспечении сохранности прежде всего бумажных документов, однако повсеместное и массовое распространение информационно-коммуникационный технологий, внедрение электронного правительства предопределили коренные изменения в природе самих документов и, соответственно, в области документирования и документооборота. Уже в настоящее время все большая часть документации создается в электронной форме и с течением времени объем электронных документов будет только возрастать. Способность их принять, сохранить и использовать становится жизненно важной для эффективного государственного управления. В связи с этим архивам необходимо искать пути организации работы с электронными документами.
Для этого должны быть:
- сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве, в архивах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также разработан порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов Архивного фонда Российской Федерации, созданных в форме электронных документов;
- разработаны единые технологии и форматы архивирования электронных документов, их передачи на постоянное хранение, а также обеспечения их долговременной сохранности и организации доступа в наиболее удобной для пользователей форме, гарантирующие возможность их трансформации в условиях постоянного совершенствования информационных технологий;
- организовано научно-методического взаимодействие и партнерство с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, частным сектором в области работы с электронными документами;
- создан на базе одного из федеральных архивов Центр хранения электронных документов с соответствующей инфраструктурой, способный осуществлять централизованные прием, хранение и организацию доступа к электронным документам постоянного срока хранения федеральных органов государственной власти, использующих систему электронного документооборота и включенных в системы МЭДО и СМЭВ, а также централизованное хранение оцифрованных копий документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в федеральных архивах, ведение общеотраслевых баз данных, в первую очередь Центрального фондового каталога, взаимодействие архивов с внешней информационной средой. Центр должен стать примером для реализации аналогичных проектов в субъектах Российской Федерации.
Это позволит гарантировать сохранность информации в электронной форме на всех уровнях архивного хранения, повысить эффективность взаимодействия государственных и муниципальных органов всех уровней, а также организаций и населения с государственными и муниципальными архивами, ускорение прохождения обращений юридических и физических лиц, повышение качества и полноты оказываемых государственных услуг, повышение степени защиты информации от разглашения и несанкционированного доступа, интеграцию информационных ресурсов архивов с другими информационными ресурсами, повышение производительности труда работников архивов.
3. Обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях.
В настоящее время ежегодно объем Архивного фонда Российской Федерации увеличивается в среднем на 1,3 млн. дел, подавляющее большинство из которых поступают в архивы на бумажном носителе. Вместе с тем, развитие электронного документооборота и увеличение объема электронных документов объективно должны привести к постепенному видовому изменению состава Архивного фонда Российской Федерации и в конечном итоге - к уменьшению объемов приема такой документации на постоянное хранение. Это, с одной стороны, предполагает определенное сокращение дефицита площадей архивохранилищ, с другой – необходимость создания условий для приема значительных массивов электронных документов.
Для обеспечения качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации представляется нужным:
- сохранение научно обоснованного территориального принципа комплектования отечественных архивов, для чего должна быть решена проблема приема на хранение в государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
- постепенное сокращение числа федеральных органов исполнительной власти, имеющих право депозитарного, т.е. долговременного хранения, а также непосредственно сроков депозитарного хранения;
- проведение работы по оптимизации состава документов, отбираемых на постоянное хранение, с учетом совершенствования критериев отбора документов, экспертизы их ценности, в том числе осуществление разработки перечней документов с указанием сроков их хранения по всем основным отраслям деятельности государства и общества, предусматривающих сокращение сроков ведомственного хранения архивных документов с учетом уменьшения периода их «жизни» до сдачи на архивное хранение из-за происходящих изменений в делопроизводстве;
- проработка вопроса о создании (в том числе с использованием возможностей аутсорсинга) возможностей специализированного архивно-логистического центра с автоматизированной системой складирования, обеспечивающей высокую скорость выполнения операций по приему, поиску и выдаче документов с целью концентрации текущих ведомственных архивов федеральных органов исполнительной власти;
- уточнение с учетом современных реалий правовых основ работы архивов организаций и закрепление этих изменений в правилах хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
- расширение оказания государственными и муниципальными архивами организационно-методической помощи и осуществление контроля за постановкой делопроизводства, работой ведомственных архивов органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций;
- решение проблемы сохранения архивов организаций, признанных в установленном порядке банкротами;
- завершение приема на постоянное хранение и упорядочение архивных документов советского периода, хранящихся до настоящего времени в ряде федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им органах и организациях, в том числе периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также в негосударственных организациях.
Не входящие в состав Архивного фонда Российской Федерации документы по личному составу, отражающие сведения о трудовой деятельности и военной службе, состоянии здоровья, месте проживания, официальных заслугах граждан и т.п. имеют важное значение для реализации социальных прав граждан. Они активно востребованы в повседневной жизни человека, определяя его гражданский статус, правовую защиту, социальное обеспечение и др. Многоаспектная информация, содержащаяся в документах по личному составу, будет востребована еще длительное время. Поэтому сохранение таких документов, в том числе при ликвидации организаций, должно быть предметом заботы со стороны государства. Вместе с тем, введение с 1997 г. персонифицированного учета всех работающих в системе обязательного пенсионного страхования позволяет поставить вопрос о возможности приема подобных документов в государственные и муниципальные архивы только после проведения экспертизы их ценности, аналогичной проводимой в отношении документов, включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации, с тем, чтобы исключить дублирование в архивах документов и информации уже имеющихся у Пенсионного фонда России.
В целях обеспечения сохранности документированной социально-значимой информации и устранения дублирования, а также сокращения бюджетных расходов необходимо реализовать комплекс мер, включающий:
- внесение изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и другие законодательные акты, направленных на устранение излишнего документирования и предоставление архивам права проводить экспертизу ценности документов по личному составу, созданных после 2000 г.
- совершенствование системы мер административного взыскания в отношении должностных лиц организаций, допустивших нарушение требований архивного законодательства (не обеспечили своевременное упорядочение документов и их передачу на архивное хранение, допустили утрату или уничтожение документов и др.);
- установление правовых норм о необходимости при ликвидации организации получения документального подтверждения из архивов о приеме-передаче на хранение в установленном порядке документов по личному составу;
- создание негосударственных корпоративных архивов для обеспечения сохранности документов по личному составу как действующих, так и ликвидированных негосударственных организаций.
4. Разграничение ответственности между государственными (муниципальными) архивами и негосударственными архивами.
Переход к гражданскому обществу и рыночной экономике, обусловили создание и функционирование в России архивов частных организаций. Ответственность организаций негосударственного сектора в отношении создаваемых ими в процессе деятельности документов, включая финансовую и кадровую документацию, заключается, прежде всего, в обеспечении их сохранности. В соответствии с действующим законодательством это может быть реализовано путем передачи документов на постоянное хранение по договору в государственные или муниципальные архивы, созданием собственных частных архивов, либо передачей архивных документов на хранение в другие частные архивы.
С учетом этого государство не должно оставаться равнодушным к судьбе негосударственной части документального наследия страны, инициируя и поддерживая государственно-частное партнерство в архивном деле, поощряя создание и функционирование негосударственных архивов.
Для этого необходимо:
- оказание со стороны государственных и муниципальных архивов профессиональной методической и практической помощи организациям негосударственного сектора. Эта помощь особенно важна в первоначальный период развития рыночной экономики, когда субъекты рынка далеко не всегда демонстрируют примеры самоорганизации с целью обеспечения сохранности собственных документов. Тем самым обеспечивается единая методика организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации независимо от их формы собственности и места их хранения;
- разработка механизмов и правил добровольной сертификации архивов коммерческих организаций;
- завершение создания саморегулируемой организации (СРО) в сфере архивного дела с возложением на нее задач по внедрению норм и требований по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов в деятельность негосударственных организаций и архивов.
Создание и налаживание эффективной системы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества между государственными (муниципальными) и негосударственными архивами позволит обеспечить как сохранение негосударственной части документального наследия страны, так и законные права граждан, занятых в негосударственном секторе.
5. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан.
Наиболее социально значимыми государственными услугами, оказываемыми архивами, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
В демократическом государстве обеспечение возможности оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации - предмет особого внимания и залог духовного развития общества.
На сегодня основными формами доступа к архивным документам и их использования является ознакомление с подлинниками (и их копиями) в читальных залах архивов, демонстрация документальных выставок, публикация архивных документов традиционным способом и в сети Интернет, исполнение запросов юридических и физических лиц.
Можно с уверенностью констатировать, что для большинства профессиональных ученых работа с подлинниками архивных документов в читальных залах останется главным способом исследования на ближайшее десятилетие. Вместе с тем, уже сегодня для многих людей универсальным читальным залом становится Интернет-пространство. Общество ожидает расширения доступа к архивным фондам в режиме онлайн, дающим беспрецедентные возможности ускорения доступа к большим объемам архивной информации. Пользователи архивной информации неизбежно будут отдавать предпочтение электронным технологиям. Для решения этой проблемы требуется с одной стороны, обеспечить доступ к архивным документам, которые изначально созданы в цифровой форме, с другой – перевести в цифровой формат наиболее ценные и значимые документы на бумажном носителе.
Для расширения доступа следует:
- создать сайты всех государственных архивов или уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела с размещением на них необходимой информации о составе и содержании хранящихся архивных фондах и предоставляемых ими государственных услугах, оснащенных необходимыми электронными сервисами для взаимодействия с пользователями;
- обеспечить в режиме онлайн доступ к основным справочникам о составе и содержании архивных документов (путеводителям и описям дел) государственных и муниципальных архивов и описаниям всех архивных фондов с возможностью их автоматизированного поиска. Эта информация должна быть размещена в свободном круглосуточном доступе как на общеотраслевом Интернет-портале, так и на сайтах самих архивов;
- осуществить постепенный переход от создания традиционных поисково-справочных средств (описей и каталогов) к документам Архивного фонда Российской Федерации на бумажном носителе к электронным формам, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов, не имеющих до настоящего времени таковых (прежде всего бывших партийных архивов);
- приступить в плановом порядке к переводу в цифровой формат и представлению в Интернете наиболее востребованных архивных фондов по актуальной исторической тематике, а также документальных комплексов, содержащих генеалогическую информацию (ревизские сказки, метрические книги, исповедные росписи и т.п.), к которым существует устойчивый и широкий общественный интерес, поскольку оцифровать в обозримый период времени весь накопленный столетиями массив архивных документов не представляется возможным по финансовым причинам;
- постепенно перейти от превалирующих сегодня форм публичного представления архивных документов посредством выставок и документальных публикаций на бумажном носителе к электронным экспозициям и публикациям с размещением в сети Интернет;
- продолжить совершенствование работы читальных залов и комнат для проведения исследований, оснащение их необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации, а также укомплектование их квалифицированным персоналом для оказания консультационной помощи;
- интенсифицировать рассекречивание архивных документов, в первую очередь созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников. В этой связи внести на рассмотрение уполномоченных органов предложения по ускорению темпов и масштабов рассекречивания архивных документов, исключив при этом возможность несанкционированного доступа к архивным документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну;
- продолжить качественное и своевременное описание поступающих на хранение архивных документов, а также и архивных фондов, описанных в ХIХ - первой половине XX вв., что остается важным фактором обеспечения доступа к ним.
В части информационного обслуживания органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимо устранить отставание в подготовке ответов на запросы, в первую очередь, связанные с реализацией законных прав и свобод граждан.
Для этого предстоит:
- создать единую общероссийскую межотраслевую базу данных о местах хранения документов по личному составу, обеспечивающую большую оперативность нахождения необходимых пользователям сведений, что позволит сократить сроки исполнения поступающих в архивы запросов, а также повысить их результативность;
- обеспечить на федеральном уровне и во всех субъектах Российской Федерации электронное взаимодействие государственных и муниципальных архивов с отделениями Пенсионного фонда России;
- организовать предоставление информационных архивных услуг через многофункциональные центры оказания государственных услуг, федеральные и региональные сайты государственных услуг.
6. Совершенствование условий хранения архивных документов на традиционных носителях для обеспечения гарантированного доступа к ним.
Доступ к архивным документам нынешнего и будущих поколений российских граждан будет возможен только в том случае, если они будут храниться в надлежащих условиях. Поэтому задача обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации останется для архивов приоритетной.
С учетом того, что хранилища многих архивов уже загружены или приближаются к предельной загруженности следует:
- продолжить совершенствование архивной инфраструктуры посредством строительства новых и/или реконструкции старых зданий архивов, а также выделение дополнительных помещений, приспосабливаемых под хранилища, в том числе для приема архивных документов на постоянное хранение, ведомственный срок хранения которых истек. При этом преимущество должно быть отдано строительству новых зданий, в которых могут быть реализованы современные логистические технологии хранения и поиска документов, что позволит снизить издержки на их содержание и эксплуатацию;
- повысить уровень безопасности архивных фондов путем модернизации материально-технической базы архивов, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; переоснащение действующих архивных лабораторий современным высокотехнологичным оборудованием;
- сосредоточить усилия не на увеличении объемов реставрации архивных документов, а на повышении качества и сложности реставрационных работ, что дало бы возможность подвергнуть реставрации наиболее ценные и потенциально менее долговечные документы;
- увеличить объем работ по созданию страхового фонда на уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Российской Федерации – составной части Единого российского страхового фонда документации, а также изучить возможность предоставления электронным копиям архивных документов статуса, аналогичного страховым копиям на пленочном носителе;
- завершить создание автоматизированной системы государственного централизованного учета документов Архивного фонда Российской Федерации по принципу единой информационной сети, обеспечив тем самым сохранение и развитие единого информационного архивного пространства;
- расширить масштабы оцифровки архивных документов, электронные копии которых вместе с фондом пользования на пленочном носителе должны в перспективе стать основным объектом выдачи пользователям в читальных залах взамен подлинников;
- сформировать Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и соответствующие региональные реестры, обеспечив их размещение в сети Интернет.
Это позволит существенно снизить вероятность утраты и/или повреждения архивных документов, обеспечить конституционные права современников и будущих поколений на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации и выполнение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в соответствии с принятыми ЮНЕСКО Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и Рекомендациями об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г., согласно которым каждое государство несет моральную ответственность за охрану и сохранение движимых культурных ценностей, включая архивные документы, перед всем мировым сообществом.
7. Внедрение инноваций в деятельность архивов.
Несмотря на то, что архивное дело традиционно считается достаточно консервативным, время требует от архивов активного внедрения инновационных продуктов и технологий, применения новых подходов, поиска способов улучшить и упростить архивные работы, повысить производительность труда их работников. Архивы, чтобы быть современными, должны позиционировать себя как учреждения, которые постоянно совершенствуют свою деятельность, гибко и оперативно реагируя на возникающие проблемы и вызовы. Архивисты должны непрерывно приспосабливать используемые методы и процедуры, чтобы непрерывно улучшать качество обслуживания пользователей.
В этих целях предполагается:
- реализовать программу информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 – 2020 гг., принять участие в реализуемых в субъектах Российской Федерации региональных программах информатизации;
- разработать и реализовать программу отраслевых научно-исследовательских работ, предполагающую теоретические и прикладные исследования, тематика которых должна быть тесно увязана с интересами решения общегосударственных задач и современными потребностями информационного общества и архивной отрасли;
- продолжить изучение лучших мировых практик организации архивного дела посредством дальнейшего развития деловых связей с архивами иностранных государств на двусторонней и многосторонней основе, Международным советом архивов, а также неправительственными организациями, обмена опытом работы и научно-методическими разработками, реализации совместных проектов по изданию документальных сборников и организации документальных выставок.
Внедрение инноваций должно повысить эффективность работы российских архивов до соответствия лучшим мировым образцам и потребностям общественного развития.
8. Развитие кадрового потенциала архивов.
Поступательное развитие отечественного архивного дела немыслимо без синтеза наработанного архивистами за предыдущие годы опыта работы с документами на традиционных носителях с привнесенными молодыми специалистами знаниями современных технологий, способности к поиску адекватных ответов на новые вызовы. Это предполагает необходимость укрепления кадрового состава работников архивов, повышения их социальной защищенности, привлечения в архивы выпускников профильных учебных заведений.
Для решения кадровой проблемы требуется:
- довести до 2018 г. заработную плату работников архивов до уровня средней оплаты труда по соответствующему региону, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечить стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма;
- усовершенствовать на основе актуализированных программ существующую систему непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
- развить в учебных заведениях, готовящих специалистов в области документоведения и архивного дела, самостоятельное направление профессионального образования по подготовке специалистов для работы с электронными документами;
- продолжить тесное сотрудничество архивов с ВУЗами гуманитарного профиля в вопросах проведения занятий, производственной практики и стажировок студентов.

Andrew
19.10.2012 07:07:09

С.В.: "Ведь круг форумчан портала Архивы России четко очерчен, как и исполняемые роли."

Интересно, в чем Вы видите свою роль? "Кустаря без мотора", проповедующего - согласно Вашей же логике, на деньги своего работодателя, который побогаче работодателя Натальи и чей интерес к деятельности Росархива оценивается на более крупную сумму, - новаторские способы применения в 21-м веке такой богом забытой древности, как ОКУД? smile;)

Гость (из будущего)
19.10.2012 18:01:04

Это персонально для вас ОКУД «Богом забытая древность», в отличие от Министерства финансов РФ и завершающейся работе специализированной межведомственной комиссии во исполнение Указа Президента РФ. Но это – другая история, да и знания вне коррумпированного форума портала Архивы России умножают скорбь smile:D

Завершаю размещение 4 и 5 разделов проекта концепции:

4. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.
Развитие архивного дела невозможно без создания четкой и непротиворечивой законодательной базы. В связи с этим представляется необходимым:
- разработать и принять нормативные правовые акты об управлении документацией, что позволит сократить неконтролируемый рост объемов документооборота, унифицировать системы документации, установить действенный контроль за состоянием делопроизводства в учреждениях-источниках комплектования государственных и муниципальных архивов;
- принять нормативный правовой акт о наделении Росархива полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, по контролю и надзору в сфере архивного дела и делопроизводства, по оказанию государственных услуг в сфере архивного дела и делопроизводства и управлению государственным имуществом в сфере архивного дела;
- внести изменения в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию указанных документов, а также изменению сроков ведомственного хранения архивных документов, в том числе электронных;
- разработать и принять законопроект «О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» с целью обеспечения поступления документов ликвидируемых организаций на хранение в архивы.

5. Этапы и ожидаемые результаты реализации концепции
В силу взаимосвязанного характера решаемых в рамках настоящей концепции задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
Ожидаемыми результатами реализации концепции должно стать достижение российскими архивами на основе модернизированной инфраструктуры, широкого внедрения информационных технологий и обновленного кадрового состава принципиально нового, сопоставимого по основным показателям с лучшими мировыми аналогами уровня организации их деятельности. Успешная реализация концепции развития архивного дела, носящего по своему содержанию многофункциональный характер (государственное управление, информационные ресурсы, историко-культурное наследие, наука, социальная поддержка населения), должно благоприятно сказаться в целом на развитии российского общества.
Настоящая концепция является «открытым» документом: по мере изменения условий функционирования российских архивов, развития науки и информационных технологий, накопления практического опыта, она должна обогащаться новыми идеями, дополняться и конкретизироваться.

Размещаю одно из разыскиваемых автором поста 10 предложений к проекту концепции от 13.09.2012. Отклика в приеме-передаче данного предложения от администратора форума NVG, как видим, нет. Тем не менее, по э-адресу конкретного этого администратора и предлагалось присылать предложения. Предложение? В наличии. Отклик? В осадке…

«Обобщил информацию на форуме ВГД и направил по указанному адресу. Уважаемые разработчики Концепции! Предлагаю в Концепции выделить проблему IT-модернизации архивного наследия, без которой, собственно, создание этого документа бессмысленно. Отдельно хочу подчеркнуть проблему открытого Интернет-доступа к массовым биографическим и генеалогическим архивным источникам, которые не превышают 1 процента в общем объеме всех архивных документов. Необходимость виртуализации обусловлены следующими частными факторами, которые подчеркивают несоответствие развития архивного дела с конституционным правом граждан России на использование архивной информации по своей семейной истории и историко-культурному наследию нашей страны.

1. Архивы России загружены текущей работой по запросам краеведческого и генеалогического характера.
2. Многие граждане РФ по состоянию своего здоровья не могут посещать архивы.
3. Многие граждане РФ не имеют финансовых возможностей, чтобы воспользоваться платными услугами архива.
4. Большинству граждан РФ недоступны архивные документы из-за того, что режим работы архивов, в основном, совпадает с рабочим графиком.
5. Не используется исследовательский потенциал молодого поколения, поскольку несовершеннолетним нет доступа к архивным первоисточникам.
6. Научно доказано, что без применения IT-технологий при традиционном изучении архивных источников в бумажном виде 95 процентов информации не попадает в сферу исследований.
7. Географические размеры России экономически ограничивают не только исследовательские возможности граждан России, но и профессиональных историков.
8. В истории нашего государства наблюдается несколько волн эмиграции, которые связывают свое мировоззрение с историческим прошлым России, но фактически оторваны от своего историко-культурного наследия».

Так за работу по обсуждению?.. Вот теперь уже есть чего! smile;)

Крысолов
19.10.2012 23:36:04

Друзья! В копилку автора поста, отметившего: «Вроде бы, Росархив – это документоведческое заведение. Должны знать, как нужно оформляться документы.»

Вот ссылка http://www.roia.sochost.ru/ по который можно ознакомиться с уникальной разновидностью не «протокола», а того, что поименовано «протокольным решением» (новость от 26.09.2012 г.) УСОРД – молчит! И пусть…

А вот с порядком оформления новостных сообщений автор поста немного погорячился. Ну нет в УСОРД (а мы все дружно конечно же знаем о том, что УСОРД первый уровень ОКУД) шаблона, или типового размещения реквизитов новости.

Как верно отметила Н.А. Храмцовская в сообщении (18.10.2012 08:46:39), в докладе о проекте концепции сказано «Задача одна – высказаться по сути предлагаемого взгляда на наше будущее, дать как можно больше замечаний и предложений. По итогам обсуждения проект, конечно, будет доработан и затем уже размещен на официальном сайте Росархива для публичного обсуждения».

Поэтому в ожидании доработанного проекта и официального его размещения на официальном сайте с моей точки зрения уместнее акцентировать внимание пока не на обсуждении его содержания, а на структуре. И в экспресс сборе мировой практики по аналогии.

Итак, имеющаяся структура проекта концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г.:
1. Общие положения
2. Современное состояние
3. Цели, задачи и направления развития архивного дела
- 1. Совершенствование государственной политики в области документационного обеспечения управления.
- 2. Интеграция архивов, как одного из элементов государственного механизма, в систему электронного правительства.
- 3. Обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях.
- 4. Разграничение ответственности между государственными (муниципальными) архивами и негосударственными архивами.
- 5. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан.
- 6. Совершенствование условий хранения архивных документов на традиционных носителях для обеспечения гарантированного доступа к ним.
- 7. Внедрение инноваций в деятельность архивов.
- 8. Развитие кадрового потенциала архивов.
4. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.
5. Этапы и ожидаемые результаты реализации концепции.

Вот структура стратегии (не концепции) Государственных архивов Польши на период 2010-2020 гг.

STRATEGY OF THE STATE ARCHIVES for 2010-2020 (Attachment to Announcement No. 1/2010 of General Director of State Archives of December 23, 2010)
Introduction
Mission of the archives
Vision of the archives’ activity includes:
Strategic and operational objectives and their measures
1. First strategic objective.
Satisfying information needs of the public
Operational objectives
1.1. Making archival fonds available online
1.2. Making archival registries available online
1.3. Preparing archival materials for online availability
1.4. Developing the system of information about archival fonds
1.5. Direct and indirect access to archival materials
1.6. Improving quality of services provided by state archives
2. Second strategic objective.
Building the image of state archives as modern and friendly institutions, actively participating in the process of educating the open society
Operational objectives
2.1. Popularization and promotion of knowledge about archives, their fonds and Activity
2.2. Conducting educational and scientific activity with aim of building the social Capital
2.3. Publications in the area of history and archival science
2.4. Recognizing the needs of the public in scope of using the state archives’Offering
3. Third strategic objective.
Ensuring efficiency of documents management, including electronic documents, in entities performing public tasks
Operational objectives
3.1. Supporting new legal solutions in scope of effective documents management by participation in the legislative process
3.2. Dissemination of good practices in scope of documents management
3.3. Supervision over documents handling in entities performing public tasks
3.4. Supervising the process of ascertaining value of documents in entities performing public tasks
3.5. Developing human resources in the area of supervision over documents handling, including electronic documents
4. Fourth strategic objective.
Ensuring appropriate conditions for collection and lasting preservation of archival fonds in traditional and digital format
Operational objectives
4.1. Improved conditions for preservation and ensuring appropriate storage space for archival fonds
4.2. Creation and development of a system for collection and management of digital archival materials
4.3. Conservation and maintenance of archival materials
4.4. Collecting archival materials in traditional and digital format
4.5. Preservation of archival fonds in traditional and digital format
Conclusion

Кто поделится мировой практикой?

Ольга Звонарева
22.10.2012 23:38:37

Очень интересно! Спасибо за материал, и новое в нем для меня. Об аутсорсинге знаю давно, теперь и о краудсорсинге буду знать smile;)

Что касается, Андрей, Ваших вопросов относительно "набора обязательных реквизитов, в том числе "где" и "когда"". Из контекста Вы имели ввиду, где и когда состоялось это мероприятие. Но впервые слышу что на проектах документов об этом кто-то упоминает.
В лучшем случае мы узнаем, что Проект утвержден по соответствующему реквизиту "гриф утверждения". Хотя, думается мне, что будет это не скоро.

Много красивых слов, а дела мало.
Кроме того, в тексте проекта звучит, что "Цели и задачи развития отечественного архивного дела определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.,..." и так далее. Скорее, соотносятся, но почему они должны определяться другими концепциями? Почему одно непременно нужно увязать с другим, а не решать задачи по отдельности?

Лучше бы определили, что на сегодняшний день тормозит развитие современных технологий в архивном деле и дела как такового было бы больше.

Ну, и конечно, заключительная часть как нельзя лучше дополняет весь этот "долгострой": "В силу взаимосвязанного характера решаемых в рамках настоящей концепции задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается."
Конечно, определи этапы реализации или, хуже того, конкретные сроки выполнения и еще, чего доброго, вспомнят и потребуют отчитаться о результатах smile:D

23.10.2012 08:43:14

Федеральное архивное агентство опубликовало доработанный по замечаниям участников Совета по архивному делу проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г. для учета мнения как можно более широкого круга профессиональной, научной и культурной общественности

См. подробнее: http://archives.ru/documents/projects-concept-razvitie-archivnogo-dela.shtml

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии