НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Ох, уже это словечко – "документооборот"!

Андрей Колесов
14.11.2012 10:38:10

Не знаю, когда и откуда появилось это слово на нашем ИТ-рынке, но хорошо помню, что уже в середине (точнее в 96-97 гг.) среди экспертов-поставщиков велись дискуссии о правомерности и полезности его использования в предметной области. Доводы против сводились, помнится, к двух тезисам – отсутствие западного аналога (при том, что технологии шли с той стороны) и непонятность самого термина, как такового. Второй аспект выглядел так: в те времена задачи автоматизации управления документами сводились к учету их в канцелярии и никакого "оборота" на самом деле не было вовсе.

Тем не менее, слово прижилось. И стало расширять свою сферу применения. Внося нарастающую путаницу в умах…

Теперь у нас "документооборотом" называют то, что в английском языке называется разными терминами – это и управление контентом (ECM), и электронный обмен данными (EDI), и обмен электронными счетами-фактурами (e-invoicing), и обмен документами между гражданами и государством, и многое еще другое.

Наблюдается нарастающая путаница, когда даже в одном разговоре, люди использующие одно и то же слово, на самом деле говорят о разных вещах. Когда компания проводит конференцию по "документообороту", туда приходят послушать сотрудники канцелярии и там обнаруживают, что речь идет о счетах-фактурах…

Я тут на днях говорил с представителями СКБ "Контур", компании, которая специализируется как раз на задачах типа "счетов", и посоветовал им – пока еще не поздно – придумать все же какое это более подходящее словцо для обозначения класса решаемых ими задач, вместо "заезженного" "юридически значимого электронного документооборота". "E-инвойсинг" звучит, конечно, не очень привычно, но все же намного понятнее.

"Браузер" тоже поначалу сильно резал ухо, а сейчас – очень даже ничего…

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Алексей
14.11.2012 11:31:04

Систему автоматизации движения любых документов можно назвать СЭДом. Другое дело, что документооборот бывает финансовым, управленческим и тп., тут надо четко понимать объект автоматизации. А общие задачи при этом сходны, и контент структурировать надо, и бизнес-процессы автоматизировать и хранение организовывать. И вот, если раньше раньше понятие ECM включало в себя СЭД, то теперь, в наших реалиях, скорее наоборот СЭД это и ECM и BPM и электронный архив...

А зачем Е-инвойсинг? Вроде есть понятие для систем работающих со счетами, это биллинговые системы.

14.11.2012 12:33:41

Мне кажется, что билинг - это совсем иное. Биллинг - это внутренний учет, а инвойсинг - это межорганизационное взаимодействие

Vladislav Artukov
14.11.2012 11:39:19

Терминам всегда свойственна путаница. Например SoC (System on Chip) - это на самом деле может быть система не одном, а на нескольких чипах.

14.11.2012 14:07:19

Цитата
Теперь у нас "документооборотом" называют то, что в английском языке называется разными терминами – это и управление контентом (ECM), и электронный обмен данными (EDI), и обмен электронными счетами-фактурами (e-invoicing), и обмен документами между гражданами и государством, и многое еще другое.

У документов, как у всего сущего, есть несколько уровней представления. Документ, прежде всего, как единица подлежит учету. Можно просто пронумеровать документы, но толку от такого учета мало. Нормальный учет ведется с применением классификаций характеризующих формы, виды, ... документов, Это уже тепло, далее, классификации дополняются видами деятельности, ведение которых сопровождает документ, от общих: разработка, согласование, исполнение, до конкретных: счет-фактура на отгрузку, счет-фактура входящая, ну и т.д и т.п.
Введение некоторых специализированных трехбуквенных сокращений и соответствующих терминов ясности для классификации конкретного вида деятельности или вида документа ясности не добавляет, и по моему относится к категории шоу. Поэтому к подобным терминам нужно относиться спокойно и, главное не дергаться, пройдет какое-то время и учет точно останется, а что будет с инфойсингом - трудно сказать.

15.11.2012 21:51:37

Этот самый "оборот" был всегдаsmile:-) И 200 лет тому назад, и нынче, в пору развития СЭД. Потому как это - движение документа с момента его создания или получения, до завершения исполнения или отправления. Просто организован был по-разному. Быть может отсюда, в том числе, и путаница, о которой вы говорите. Но достаточно открыть любой учебник по делопроизводству - и все станет ясно.

15.11.2012 22:00:31

Боюсь, что мы все же говорим с вами о разных вещах. Кажется, вы все время говорите об ОРД (орранизационно-распорядительный документооборот). Но ведь EDI - это совсем-совсем другое, а тоже часто сегодня называется документооборотом. Госуслуги, например, получение загранпаспорта (от подачи анкеты-заявления до получаения паспорта) это тоже совсем другое. Не делопроизводство...

15.11.2012 22:11:01

Я говорю об определении, принятом в делопроизводстве. В классическом варианте организации работы с документами - это определение является общим для любой компании, любой формы собственности.

Ну, а в сфере IT, в электронном обмене данными, это определение, наверное, вообще излишне.
А о каких конкретно данных идет речь в EDI?

15.11.2012 22:22:55

Вот в этом-то и существенная часть проблема: вы говорите о делопроизводстве (в его формальном, традиционном понимании), а мы говорим об автоматизации деятельности предприятия (организации), в которой делопроизводство - это часть, причем для ОЧЕНЬ многих предприятий - совсем не главная часть его работы.

15.11.2012 22:45:49

Потому и бардак с его организацией почти повсеместно.

Понятно, что насущных проблем много, у ИТ-служб - тем более.
Однако пока не разберутся и не упорядочат работу с информацией (бумажной, электронной) - так и будут плутать в трех соснах.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии