НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Мифы о преимуществах бумажных документов продолжают жить

Андрей Колесов
14.01.2013 11:21:01

Два известных таких мифа были приведены в очередной раз в прошлонедельном посте "Некоторые электронные документы объявлены вне закона".

1. В самом посте:

Цитата
электронные документы с изощренной криптозащитой хорошо, а бумажные документы с полиграфической защитой от подделки лучше!

2. И в комментарии к нему:

Цитата
А остальные являются правоустанавливающими или основаниями для них. Соответственно, срок хранения достаточно большой. В этом случае надежнее бумаги пока ничего нет. Сегодня электронный документ - это операционный документ, живущий считанные дни.


Оба тезиса (о защищенности документа и о хранении документа) являются глубоко ошибочными. За последние два года в постах и в статьях про это писалось уже столько, что повторять доводы, кажется, уже не имеет смысла.

Тут нужно отметить главную мысль: понятие документа непосредственно связано с наличием соответствующих технологий.

Если мы вернемся на несколько тысячелетий назад, что самой надежной технологией были глиняные таблички. Потом им на смену пришли папирусы и пергаменты. Бумага – хотелось бы напомнить об этом – появилась относительно недавно, в Европе – менее 1000 лет назад.

То, что у нас не хотят для каких-то заявлений и проездных документов использовать электронные формы, говорит только об одном – о техническо-квалицикационной неготовности наших госорганов для работы с таким формами. О нашей неготовности, а не о неготовности технологий.

Для понимания бумажного документа также недостаточно иметь только глаза. Для многих людей нужны еще очки (изобретение тоже не очень давнее – всего несколько веков). Не говоря уже о том, что "контролер" должен быть грамотным, закончить, как минимум начальную школу.

Для работы же с электронными документами нужен еще и какой-то "девайс". И обратите внимание, что на определенном этапе развития технологии, "девайс" будет обходиться дешевле!

Более того! Для его использования контролеру даже начальной школы не нужно заканчивать: девайс сам определит – годится билет или нет.
И более того – сам контролер-человек уже не нужен, это сможет сделать сам "девайс".


И более того – все это давным-давно известно и давным-давно реализовано!

Например, я давно пользуюсь проездным документом в виде "социальной карты москвича" – ее отлично понимает наш метрополитен и наземный транспорт.
А вот РЖД не понимает – нужно сначала обратиться в кассу, там по карте выдадут бумажный билет, по нему пройти через турникет.

Почему турникет метро понимает соцкарту, а турникет РЖД не понимает?
Ответ только один: РЖД не хочет делать так… Именно не хочет, а не "не может".

Так что давайте не будем прикрывать наш бюрократизм прикрывать якобы недостатками технологий.

Комментариев: 18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

14.01.2013 11:46:14

Ты забыл про один "миф" smile:).
Бумажный документ требует личного присутствия. И это еще одна степень защиты, причём достаточно сильная. Я могу опротестовать "бумажную" подпись, доказав, что меня физически не было в то время в том месте. А как быть с электронной?

14.01.2013 12:00:11

Этот тезис ты уже приводил, но я и тогда его не понял и сейчас тоже smile:)

Я делаю много деловых операций в электронном виде и могу на собственном опыте сказать, что надежность тут намного выше.

14.01.2013 12:12:39

И я делаю много таких операций. Но не все.
А мой тезис прост - где-то лучше "электронка", где-то - бумага.

14.01.2013 12:18:57

А где-то - глиняные таблички smile:)

Разумеется, на переходных этапах должны быть смешанные варианты, возможность использования разных технологий. Но вряд ли сегодня актуально заставлять те же банки заключать договора с помощью глиняных носителей smile:)

14.01.2013 12:45:36

Кто его знает. Если по договору возможна хоть какая-то ответственность обывателя, то на табличке и в присутствии двух свидетелей. Причём, при всех спорных вопросах слова свидетелей являются решающими. Если свидетель говорит, что он не понял, что из договора вытекает какая-то ответственность, то ответственности нет. Пусть юристы учатся формулировать кратко и точно.

14.01.2013 14:06:17

Не надо подменять тему. Речь шла не о технологических преимуществах, а о признании объекта документом. То есть один объект признается документом всегда и везде, а другой - не всегда и не везде. Там приведен закон, устанавливающий ограничения. Для того самого беженца, про которого закон, не важно, что электронный документ прогрессивнее. Ему важно, чтобы его пустили куда надо и разрешили, что надо. Именно в этом и заключается преимущество бумажного документа для того конкретного беженца.
Я тоже мечтаю, что наступит такое время, когда можно будет хранить все документы в указательном пальце smile:) Но это время еще не пришло.
А про доводы, которые не имеет смысла повторять... Ну, не повторяйте, дайте ссылки, хотя бы по паре штук на каждый довод.

14.01.2013 14:25:33

Это время уже давно наступило и все это вполне работает.
Правда, не в России (хотя и тут уже многое работает), но это уже проблема конкретной страны.

Простое доказательство - очередная моя зарубежная поездка в отпуск (на этом многолетнем примере хорошо виден и прогресс в теме и многолетняя статистика).

Я был в недельной (10 дневной) поездке в Альпы, Швейцария с заездом во Францию.
Вот какие операции там выполнялись

Покупка авиабилетов
Заказ и аренда авто
Заказ гостиниц (в трех местах)
Покупка страховки (в России)
Покупка и использование пропуска на подъемники (скипас) - в трех разных местах.
Покупка местного ж-д проездного на неделю.
Оплата покупок и услуг
Не говоря уже о фотографировании.
Выполнение своих рабочих производственных функций (написание статей, постов, взаимодействие с редакцией.

Как видите - довольно много.

Так вот: единственный бумажный документ, которые использовался во всей этой активной жизни, был паспорт.
Все остальные документы были электронные (билеты, пропуска, ваучеры, страховки и пр.)

Причем нужен он был только при прохождении паспортного контроля и при регистрации в аэропорту.
Более того, паспорт фактически был тоже частично электронным - при прохождении границы информация с него считывается в электронном виде (то, что вы видите напечатанное - это только дублирование инфо). + бумажный штамп визы.

По поводу хранения документов - тот же пример.

Все электронные документы всех моих поездов хранятся у меня без проблем. Я за минуту найду полную инфо по всем поездка за все годы.
Из бумажных почти ничего не сохранилось....



14.01.2013 14:34:10

1. Я бы тоже заметил, что тема использования не электронного, а, как раньше говорили, "машиночитаемого" документа (банковская карта родственник бумаги, а не файла ) при оплате услуг РЖД довольно далека от Enterprise Content Management. Где здесь слабоструктурированные данные и управление ими?

2.

Цитата
Покупка авиабилетов
Заказ и аренда авто
Заказ гостиниц (в трех местах)
Покупка страховки (в России)
Покупка и использование пропуска на подъемники (скипас) - в трех разных местах.
Покупка местного ж-д проездного на неделю.
Оплата покупок и услуг
Не говоря уже о фотографировании.
Выполнение своих рабочих производственных функций (написание статей, постов, взаимодействие с редакцией.


Скажите, а что из этого вам не удается сделать в России без бумажных листков?

14.01.2013 14:50:28

1. Ваш комментарий очень хорошо показывает, на самом деле, относительность понятия ECM, а именно - отсутствие четких границ между тем, что вы называете структурированными и неструктурированными данными. Граница и раньше была весьма условной, а сейчас ее часто и вовсе нет.

К какой категории документов, например, относится страховка, паспорт, ваучер на гостиницу?

2. В конце декабря я был с недельным визитом в Приэльбрусье (Россия, Кабардино-\балкария).
Нужен был паспорт (при посадке в самолет) и бумажные деньги (снимал с местного банкомата).
Билеты на подъемники были бумажными, но там и дензнаки принимают вместо билетов smile:-)

14.01.2013 15:27:17

1.

Цитата
страховка, паспорт, ваучер на гостиницу


Тут вы отчасти правы. В свое время была в ходу такая максима "документооборот - это недопонятый бизнес-процесс". По мере продвижения высокотехнологичной компьютеризованной формалистики многие поначалу неструктурированные э-объекты (типа скан-копии паспорта) превращаются сразу в ссылки на цифровые объекты. Тем не менее, проблематика управления массой разноформатных файлов, сообщений и рассеянных в облаках текстов/изображений (ECM) сильно отличается от задач проведения транзакций по предъявлению пластика. Это по-факту сегодня разные области ИТ. Кроме того, вы ушли от ответа на вопрос - что есть банковская карта, не бумажный ли она документ (пусть и читаемый с помощью девайса)?

2.
Цитата
Нужен был паспорт (при посадке в самолет) и бумажные деньги (снимал с местного банкомата). Билеты на подъемники были бумажными


Список (из одной позиции - билеты на подъемник) не впечатляет. При посадке в самолет в Швейцарии, мне казалось, паспорт тоже нужен. Банкоматы, стало быть, есть и в Кабардино-Балкарии. Немного не дотягивает, видимо, инфраструктура приема платежей в торговых точках. Но в Швейцарии наличные деньги тоже принимают. smile;)

14.01.2013 15:38:35

Замечание про банковскую карту очень точное. Это действительно аналог перфокарты, а не электронного документа. Просто емкость "перфокарты" стала больше smile:)

14.01.2013 18:24:42

Я так понимаю, что нам нужно возвращаться к разговорам двухлетней давности и повторять все с самого начала.
И для самого начала нужно сразу сказать, что термины "бумажный" и "электронный" являются очень условными и по сути своей - неверными.

Потому что перфокарта является не бумажным, а электронным документом. Как это ни парадоксально.

Вы путаете понятия "документа" и "материального носителя", на котором находится документ.

15.01.2013 07:35:27

Ну, почему же?
Бумажный (глиняный, железный, пластиковый и т.п.) документ - это информация, неразрывно связанная с носителем. Носитель является неотъемлемой частью документа.
Электронный документ - это файл или набор файлов, который можно свободно копировать с одного носителя на другой, и копия неотличима от первоисточника. Отсюда следует, что таких копий может быть любое число на любом числе любых цифровых носителей. В этом разница. Отсюда разница свойств. Отсюда разница подходов к защите.
Так что никаких парадоксов smile:)

14.01.2013 16:00:46

Еще один нескромный вопрос (можете не отвечать smile:) ).

Как вы отчитываетесь перед бухгалтерией за командировочные расходы? Если приносите банковскую выписку, то на каком носителе?

14.01.2013 18:32:39

Отвечать не буду, поскольку это информация не моя, а организации, в которой я работаю.

Что касается банковской выписки, то, когда она мне нужна для представления в другую организацию, я беру выписку на бумажном носителе с печатью.

Но это такой порядок вещей - дело времени.

Еще лет 10 назад, знакомый мне молодой человек отдал в качестве важного документа (подтверждение давних отношений с барышшей) в посольство США их переписку по электронной почте на флешке.

14.01.2013 15:29:12

Да, прямо с начала - покупка авиабилета. Его заказать можно по интернету, но кто-то должен сверить данные паспорта. Не знаю, как в Швейцарии, а в США, говорят, требования с некоторых пор усложнились, прежде всего - требования к документам, особенно иностранным.
Дальше - аренда авто. Это можно сделать в России без паспорта? Для меня новость.
Дальше - поселиться в гостинице. Не заказать, а именно поселиться в России без паспорта не получится, если только вы не постоянный клиент.
Со страховкой понятно. Документы проверят при наступлении страхового случая. И вот тогда всё должно сойтись в точности, причем страховщик потребует именно бумагу.
Про ж/д проездной - точно, как с авиабилетом.
Снова напомню, что мы говорим про российский закон и про российские условия.

14.01.2013 18:20:54

Да, для идентификации личности нужен (в том виде, какой он существует сегодня) паспорт. При регистрации в аэропорте, при посадке самолета, при получении автомобиля, при поселении.

Как в России, так и за рубежом.
Я забыл сказать, но для вождения авто, разумеется, нужны права.

А все остальные документы используются в электронном виде - билеты, ваучеры (подтверждение бронирования и оплаты). подтверждения бронирования и оплаты авто, пропуска на подъемники и пр...

Цитата
причем страховщик потребует именно бумагу.

О чем вы говорите? О какой бумаге?

15.01.2013 07:43:33

Я говорю о всех документах, "причастных" к страхователю, объекту страхования, факту страхования. То есть исходные документы. Подтверждение страхового случая - отдельный вопрос, но здесь о нем речь не идет.
А что касается удостоверения личности, то имелось в виду утверждение:

Цитата
Так вот: единственный бумажный документ, которые использовался во всей этой активной жизни, был паспорт.
...
Причем нужен он был только при прохождении паспортного контроля и при регистрации в аэропорту.

Как выясняется, он нужен и в гостинице, и при аренде авто... А ведь касалось бы, что такое паспорт? Простая выписка из реестра smile;)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии