НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Краткий очерк истории управления контентом

Мне показалось небесполезным обрисовать самым кратким образом панораму развития контентного континуума в виде сменяющих друг друга ИТ-революций..

Революционизирующая информационная технология: Речь

Эпоха: -

Контент существует только в актах речевой коммуникации. Накопление контента невозможно. Среда хранения контента – человеческая память.

Революционизирующая информационная технология: Письменность

Эпоха: -
[spoiler]
Контент фиксируется на материальных носителях (камень, глина, пергамент, папирус и т.п.). Возникает возможность распространения знаний и сохранения ценной информации для передачи следующим поколениям. По мере распространения все более уязвимых и все менее массивных носителей возникают проблемы долгосрочного хранения и копирования носителей в целях предотвращения утраты ценного контента. Возникают специализированные хранилища контента (библиотеки). Возникает профессия переписчика. Информация распространяется в очень узком круге потребителей, т.к. большинство производственных процессов использует отчужденную информацию весьма ограниченно или не использует ее вовсе. Подавляющее большинство населения – неграмотно.

Революционизирующая информационная технология: Книгопечатание

Эпоха: XVI в.

Появляется стандартизованный способ высокопроизводительного тиражирования информации, представленной в виде текста. Резко возрастают возможности распространения знаний в пространстве и во времени, контент становится менее уязвимым, наиболее тиражные тексты становятся практически «бессмертными» (не могут быть утрачены для цивилизации). Растет, хотя и остается поначалу относительно небольшим, число потребителей напечатанных текстов. Возникают основанные на производстве контента вторичные отрасли – книгоиздательство и книготорговля. Деловая переписка ведется в рукописном виде, требуется физическое перемещение носителя. Возникает категоризация контента по ценности, наиболее ценная общезначимая информация печатается, информация частного назначения записывается от руки. Основной институт управления контентом – библиотека (хранилище носителей). Задачи управления контентом сводятся к каталогизации и инвентаризации, т.е. к складскому учету.

Революционизирующие информационные технологии: Фотосъемка, механическая пишущая машинка, телеграф, телефон, звукозапись


Эпоха: Конец XIX в.

Появляются радикально новые способы генерации и транспортировки контента (фактически мгновенное формирование изображения на носителе и фактически мгновенная отправка текстовой и акустической информации на большое расстояние). Невысокая пропускная способность каналов связи и аналоговый характер фотопроцесса ограничивают количество производимой и передаваемой информации. Поскольку для фиксации акустической информации требуются громоздкие устройства, доступные только в студийных условиях, общий объем звукозаписи невелик. Резко (на порядки по сравнению с предшествующей эпохой) расширяются основанные на новых технологиях обработки контента вторичные отрасли – газетное и журнальное дело, музыкальная индустрия. Тиражирование пока что осуществляется привычным механическим способом (оттиск с матрицы). Традиционное книгоиздательство и образование влияния новых технологий почти не ощущают. Возникает феномен «просроченной» (неактуальной) информации. Подшивки газет сохраняются в архивах и библиотеках, но большинству потребителей информация, распространяемая СМИ, становится после непродолжительного использования абсолютно ненужной. Основные институты информационного менеджмента – по-прежнему библиотеки (фонотеки) и архивы. Однако появление устройств индивидуальной печати (пишмашинок) делает возможным накопление бумажных копий – возникают многообразные (корпоративные, личные и т.п.) архивы малотиражных документов. Оперативная (срочная) деловая переписка начинает осуществляться по телеграфу. Но большая часть переписки по-прежнему осуществляется почтой и после использования адресатом накапливается в архивах бумажных документов.

Революционизирующие информационные технологии: Киносъемка, радио, телевидение

Эпоха: Первая половина XX в.

Полностью аналоговые информационные технологии начала XX века видимым образом не внесли новаций в проблематику управления контентом. Однако объемы производства и затрат на организацию тиражирования и хранения контента существенно выросли. В середине 20-х гг. начинается использование микрофильмирования документов для экономии площадей, занимаемых бумажными архивами. Бурно развиваются новые контенто-ориентированные отрасли: киноиндустрия (подразделяемая на кинопроизводство и кинопрокат), массовое радио- и телевещание. Задачи организации управления контентом решаются в основном корпоративными производителями контента. Массовая генерация персонального контента в сколько- нибудь значимых масштабах затруднена вследствие дороговизны и громоздкости соответствующих устройств и процессов. В 1943 году в США создается Национальная ассоциация микрофильмирования (впоследствии, AIIM)

Революционизирующие информационные технологии: Копировальная машина, бытовой магнитофон, компьютер

Эпоха: Вторая половина XX в.

Вторая половина XX в. характеризуется явлением «информационного взрыва». Вначале корпорациям и частным лицам стали доступны технологии «персонального тиражирования» (копирования), что привело в корпоративном обиходе к взрывному росту количества находящихся в обращении копий бумажных документов. У частных лиц получило распространение самостоятельное изготовление (копирование) вначале аудио-, а затем видеозаписей, что постепенно привело к разрастанию частных хранилищ фоно- и видеоматериалов и фактическому подрыву какого-либо влияния производителей соответствующего контента на процессы его производства и распространения. Однако революцией, не сопоставимой по своим последствиям со всеми предыдущими, стало появление массово доступных информационных устройств с собственной памятью (компьютеров) и тотальная «дигитализация» обработки всех видов информации. Легкость и дешевизна копирования и модификации практически любого экземпляра контента, переведенного в «сверхтекучую» электронную форму и находящегося в полном распоряжении пользователя, привели к неконтролируемому умножению количества файлов, записанных цифровых носителей, независимых файловых хранилищ и т.п. Несмотря на постоянное увеличение производительности компьютеров и сложности обрабатывающего ПО, продуктивное использование накапливающегося (неструктурированного) контента стало затрудняться. Поиск и актуализация необходимого информационного объекта, фильтрация информационного шума и многие другие операции требуют сознательного и активного участия человека и вынуждают расходовать на борьбу с хаосом те интеллектуальные ресурсы, которые как будто бы сэкономлены «умными» информационными машинами. Со временем сформировалась устойчивая проблематика задач управления контентом.

Революционизирующие информационные технологии: Локальные сети, сеть Интернет

Эпоха: Конец XX в.

Глобальное распространение высокоскоростных сетей передачи данных и унификация коммуникационных протоколов сделали контент еще менее управляемым. Легкость локального копирования усугубилась возможностью мгновенной отправки цифрового контента на любое расстояние. Приобрели особую остроту вопросы информационной безопасности и защиты контента. Поиск необходимой информации приходится вести по очень широкому, часто, заранее неопределенному, множеству источников. Накладные расходы (как времени, так и других ресурсов), связанные с обработкой и защитой резко возросшей массы контента в открытой информационной среде, грозят обесценить достижения массовой компьютеризации.

Революционизирующие информационные технологии: Социальные сети, цифровые гаджеты, беспроводная связь

Эпоха: Начало XXI века

Появляются средства генерации и распространения контента в произвольное время и в произвольном месте. Санкционированно и несанкционированно нарушаются границы между корпоративным и частным контентом, по поводу контента возникают трудноразрешимые юридические коллизии и споры, трансформируются концепции рабочего и свободного времени. Большая масса потенциально и актуально ценного контента формируется и хранится в социальных сетях. Одновременно нарастает масса «паразитного» и быстро утрачивающего актуальность контента. Возникают целиком или частично основанные на управлении контентом новые рекламные и бизнес-модели.
Колесов Андрей
Я думаю, что этот текст был написан не в ответ на мой призыв по созданию "теории документа" (http://www.pcweek.ru/its/blog/ecm/4176.php), но его публикацию сейчас и тут связываю именно с этим призывом.
История вопроса - это первая глава для любого научной работы. Правильным путем идем... :)