16 января Андрей озаботился проблемой “Что такое рекордс?”. И чем “records” (запись) отличается от “просто документа” и от “официального документа”, да и нужно ли вообще нам вводить в наш обиход это чуждое отечественному делопроизводству понятие?
17 января он пришел к выводу, что “Документ – это информационный объект информационной системы".
А 18 января предложил рассматривать “Документ как компонент документальной системы”.
При этом Андрей Колесов говорит: “В чем мне видится основная проблема нашего отечественного документоведения?”. И сам же на этот вопрос отвечает: “Проблема в том, что документ рассматривается как некоторая самодостаточная сущность, которая может существовать (простите за тавтологию) сама по себе, в отрыве от окружающей среды”.
Я, честно говоря, не вижу ничего страшного в том, что некоторые документы (к примеру, глиняные таблички, берестяные грамоты, письма с фронта, интересные посты и т. д.) являются своего рода “самодостаточными сущностями”. А все разговоры о том, что первично, документ или система документооборота (документальная система) напоминают мне высказывания о том, что“есть сны без сновидений, но не бывает сновидений без снов”. Или, как вариант “бывают коровы без молока, но не бывает молока без коровы”. Или даже так: “Что появилось раньше – курица или яйцо?”
Взять, к примеру, изображенный ниже дорожный знак. Что это -- документ или рекордс? С одной стороны – это информационный объект информационной системы. То есть существует не сам по себе и с точки зрения Андрея Колесова – см. его заметку “Документ – это информационный объект информационной системы" -- является документом. Его также можно рассматривать как запретительный публичный документ, который администрация города предъявляет водителям. В этом плане он принципиально ничем не отличается от именных разрешительных документов типа пропуска в ведомственную спецполиклинику, коммерческий фитнес-клуб, на корпоративный пляж и так далее.
Конечно, этот дорожный знак (он находится в Мускате -- столице Омана) явно избыточен. Едва ли кому придет в голову таранить забор и вместе со своим транспортным средством прыгать с обрыва. В то же время совсем неважно, к какому классу документов (да и документов ли вообще?) этот знак относится. Однако фотографию этого знака можно подшить к делу о ДТП в том случае, если кто-то данный знак проигнорирует. И тогда сия фотография станет документом. Если не официальным, то хотя бы простым! Разве не так?
Эти образы уже возникали на ранних стадиях ECMClub.