
Компания "Логика бизнеса 2.0" представила русское издание книги Джона Манчини "Восемь причин для стратегического управления информацией". … В книге изложены суждения 20 экспертов. Каждый структурировал их в 8 пунктах, касающихся самых разных аспектов управления корпоративным контентом и сопутствующими бизнес-процессами. Поэтому эту книгу вполне можно назвать «160 мудрых мыслей о ECM». |
Это цитаты из новости, опубликованной две недели назад. Там же сказано, что "Книга выпущена в электронном виде и доступна на корпоративном блоге компании". Кстати, хотя такой формат издания и распространения книг уже давно перестал быть диковиной, все же отмечу, это еще одно подтверждение как изменилось наше информационное пространство.
Кто такой Манчини, и что представляет собой возглавляемая им ассоциация[spoiler] (наверное, наиболее авторитетная общественная структура в мире управления корпоративным контентом – ECM, именно о нем идет речь в книге), я знаю, как минимум с 2007 года (был у них на выставке-конверенции в США, слушал и говорил в Москве, общался в некоторые зарубежных командировках. Считаю, что имею представление об ECM и том, чем западная реализация этих задач отличается от традиционных российских подходов.
Воспользовался возможностью "доступна на блоге" и познакомился с содержанием. Довольно бегло, но познакомился (все же я предпочитаю такие вещи смотреть в бумажном издании, мне привычнее и удобнее).
Хотя, наверное, лично я для себя не открыл каких-то неизвестных мне ранее принципиальных вещей (все же – в теме), но было интересно и полезно. В том числе и потому, что эксперты напомнили многие положения, которые в нашей суете забываешь. Не говоря уже о том, что там приведен впечатляющий набор важных тезисов, причем, что важно, в лаконичном и понятном изложении.
Но вот о чем я подумал: насколько все эти тезисы будут понятны российской аудитории, воспитанной на российских традициях СЭД?
Вообще говоря, мы уже более десяти лет ведем разговоры "чем отличаются наши СЭД от их ECM", но я не уверен, что тема исчерпана и до конца ясна. Точнее, она в какой-то степени исчерпана, но лишь по форме, но не по сути.
А по форме она исчерпана потому, что еще года два-три назад, мы в России сделали такой ход: поставили знак равенства между СЭД и ECM, заменили СЭД на ECM и сделали вид, что мы таким образом уже перешли в новый современный мир. Типа, написали на велосипеде "автомобиль",и стали говорить всем и самим себе о том, как мы ездим на авто…
Посмотрите: одна из любимых наших тем – "юридически значимый документооборот".
Так вот – в перееденной книге я такого термина (и темы!) не нашел. Нет такой!
Как же так?
Или вот другой пример: в книге говорится о такой актуальной проблеме – E-Discovery. Сказать, что термин у нас России совсем неизвестный я не могу. Но я не могу припомнить сколь-нибудь заметных обсуждений (в том числе в СМИ) этой темы у нас (при том, что у них там – очень актуально).
Почему?
И таких примеров можно приводить много.
Вот и возникает вопрос: знаем ли мы, что такое ECM? И как наша местная действительность соотносится к передовыми зарубежными представлениями о теме?
При такого рода вопросах мне всегда вспоминается ну очень бородатый анекдот.
В церковь назначен новый батюшка. На его первую проповедь приходят почти все верующие.
Батюшка обращается к ним с вопросом: “Знаете ли вы Закон божий?”
Следует дружный ответ: “Конечно знаем!”
Батюшка говорит: “Ну тогда мне вам не о чем сказать” и сразу уходит.
Разочарованные верующие также расходятся.
Свою вторую проповедь батюшка начинает с точно такого же вопроса.
Умудренные опытом верующие дружно отвечают: “Нет, не знаем!”
“Ну тогда мне и говорить с вами не о чем”, -- отвечает батюшка и уходит.
Верующие, жаждавшие услышать что-либо новенькое, снова разочарованы.
С точно такого же вопроса начинается и третья проповедь.
Аудитория на сей раз не столь единодушна. Одна её половина говорит “Знаем!”, а другая – “Не знаем!”.
На что мудрый батюшка реагирует следующим образом: “Так пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает…”.
К чему я это говорю? А к тому, что вопрос “Что такое ECM (СЭД, СДОУ и т. д., не суть важно)?” чем-то аналогичен вопросу “Кто такие млекопитающие?”. На последний можно ответить как очень кратко (“Это класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение и вскармливание детёнышей молоком”), так и чуть более развернуто (цитирую по “Википедии”): “В мире известно, по разным оценкам, от 5000 до 5416 видов млекопитающих, а на территории России — до 380 видов”. Также можно представить себе многосотстраничную книгу под названием “Кто такие млекопитающие?”, где все эти сотни и тысячи видов “разложены по полочкам”. Надеюсь, видов ECM (СЭД, СДОУ и т. д., не суть важно) значительно меньше – не более нескольких десятков.
А ещё можно очень долго рассуждать о том, что в одних классификациях млекопитающие и звери рассматриваются как тождественные, в других звери — отдельный подкласс в классе млекопитающие…
Одним словом, лучше бы автор заметки “Знаем ли мы что такое ECM?” (большой знаток смысла этой аббревиатуры) не “растекался мыслью по древу”, а рассказал бы о своем понимании такой актуальной на его взгляд проблемы, как E-Discovery. Или бы дал понятную юзерам (отраслевым заказчикам) классификацию платформ и готовых продуктов, имеющих отношение к ECM или проблеме E-Discovery….