НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Нужны ли нам стандарты в СЭД? Зачем? Какие?

Ответы на эти вопросы, начиная именно с первого, действительно для меня совсем не очевидны.

С одной стороны, на рынке постоянно слышны сетования по поводу отсталости нашей нормативной базы в области СЭД/ECM и говорится о необходимости создания новых нормативных документов. С другой  - из общения с заказчиками и разработчиками (и из публикаций по теме) я лично давно (изначально) не вижу сколь-нибудь заметного реального интереса к теме стандартов.
Складывается впечатление, что стандарты и реальная жизнь существуют в каких-то параллельных (непересекающихся в соответствии с аксиоматикой Евклида) мирах.
[spoiler]
Если посмотреть на описания продуктов или проектов, то фактически единственный упоминаемый документ (в смысле "продукта/проект соответствует стандарту") – это MoReq2. Но опять же, упоминания делаются таким образом, что создается впечатление, что MoReq упоминается в основном, сугубо из соображения "красного словца". Чтобы показать, что авторы в курсе мировых инноваций.

Казалось бы, главным стандартом для СЭД в органах госвласти должны быть утвержденные, помнится, два года назад "Требования" от Минкомсвязи. Но про них никто не вспоминает вообще.

Реальная востребованность стандартов видна и по тому, что СЭД-общественность (и заказчики, и поставщики) много лет демонстрируют полнейшее безразличие к деятельности, которая все же ведется (в основном, кажется, усилиями "ЭОС", а точнее – лично Натальи Храмцовской).

Вот и спрашивается: нужны ли нам на самом деле стандарты в СЭД? Зачем? Какие?
Евгений Романенко
Наша компания — разработчик СЭД «ИВК БЮРОКРАТЪ», ориентированной на госсектор и создание систем юридически значимого документооборота. Общаясь с заказчиками, мы довольно часто сталкиваемся с упомянутыми документами Moreq2 и особенно с требованиями Минкомсвязи. Да и мы сами как разработчики проявляем к ним интерес.
Несомненно, процесс создания стандартов идет. В реальной жизни у вопроса «зачем?» есть два аспекта: конструктивный и деструктивный. Последний аспект известен: неравные условия участия в работе над стандартом, возможность использовать стандарты и сроки их принятия как средство влияния на результаты тендеров. Но, по нашему мнению, конструктивная часть существенно перевешивает. Во-первых, любая работа по созданию и развитию стандарта может задавать вектор развития отрасли и позволяет корректировать его, исходя из реальных потребностей рынка. Во-вторых, регулирование рынка через стандарты — это прозрачная и эффективная стратегия, позволяющая, не сдерживая разнообразие реализаций, серьезно задуматься о системообразующих моментах: архитектуре и сопряжениях. Вместе с тем, мы не уверены, что конкретные стандарты необходимо навязывать жестко, хотя в некоторых случаях без этого вообще нельзя обойтись (работы по интеграции или обмену данными между различными СЭД — это именно такой случай). Наконец, стандарты экономят усилия разработчикам: если кто-то проделал интеллектуальную работу по систематизации функций, данных, протоколов обмена и любой другой технической информации, относящихся к СЭД, мы готовы ее изучать и применять, чтобы не «изобретать велосипед».
Колесов Андрей
1. Спасибо за развернутый комментарий, но я в нем не увидел ничего конкретного. Общие положения о пользе стандартов, ничего конкретного....

2. У нас на 06.12.13 намечен вебинар по теме "Юридическая значимость СЭД", и я предлагаю вам в том или ином виде принять в нем участие. Готов обсудить в личном общении (kolesov@pcweek.ru)