НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Где взять электронную подпись для дистанционной работы, а прежде, информацию о ней?

Ольга Звонарева
27.12.2013 16:19:38
Теги: ЭП

Занявшись темой преимуществ и проблем дистанционной работы, которая с апреля этого года стала возможна по закону, попробовала прояснить вопрос получения необходимой при этом усиленной квалифицированный электронной подписи (УКЭП). А главное, как и где это можно сделать.

Вполне вероятно, что предпосылкой к введению изменений в ТК РФ стало появление большого числа удаленных работников, и необходимость регулирования их взаимоотношений с работодателем. Но, собственно, появление такой возможности по идее должно предполагать появление и разъяснений со стороны государства или организаций, которые предоставляют соответствующие сервисы, прежде всего, для лиц, желающих работать дистанционно. И здесь речь, конечно, о получении УКЭП. Кто и как должен получать эту подпись? Работник или работодатель? Кто платит за нее? И где ее взять?

Вот я физическое лицо, желающее получить УКЭП. По логике, мест, где я смогу это сделать два: первое - удостоверяющие центры. Но прежде, чем куда-то ехать физическому лицо нужно узнать куда, что при себе иметь, и сколько это стоит. Не предполагала, что здесь кроется первая совсем неочевидная проблема – предоставления информации.

Набрав единый номер справочный службы Ростелекома и попросив телефон УЦ, барышня на том конце провода вежливо уточнила, для чего мне это: для пользования госуслугами. Ну, ладно. Тоже не помешает. Но тут оказывается, что по этому единому номеру обслуживают только жителей Подмосковья. На мой вопрос, а где же обслуживают москвичей, она назвала адреса нескольких центров обслуживания, не уточнив при этом телефон, только назвав их часы работы. То есть, надо ехать и на месте выяснять все интересующие детали.

Иду обратно на сайт, ищу адреса центров для обслуживания физ. лиц. Действительно есть. Но, кстати, тот, который выбрала из перечисленных оператором, согласно информации на сайте, прекратил свое существование. Там же указаны телефоны. Обрадовавшись, что победа ближе, звоню и «выпадаю в осадок». Автоответчик говорит, что в настоящее время все операторы заняты, просит оставить контактную информацию и мне перезвонят через ДВА ДНЯ!

Ладно, есть вариант номер два. Не так давно была на мероприятии в Агентстве развития информационного общества (РАРИО), где вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» В. Щепинов рассказывал о достоинствах этой карты. Это и оплата различных услуг, и проезд в транспорте и, конечно, аналог собственноручной подписи. (Правда, при этом значится просто электронная подпись!) Но, с января этого года по заявлению, эта карта предоставляется бесплатно.

О получении карты написано очень подробно. По шагам. Но, увы, обратная связь там только по e-mail. В череде сменяющихся окон сайта мелькнул телефон некоего стратегического отдела, который оказался неработающим.

На том мероприятии было сказано, что к проекту выдачи универсальных карт присоединилось несколько банков. Вот адреса некоторых их них (Уралсиб, Сбербанк) и указаны в качестве пунктов приема заявлений на карте нашего города.

Получается, информация о получении подписей – только лично, очно, по указанным адресам.

Но не странно ли, что сама по себе информация о вещи, которая предполагает мобильность, упрощение жизни, рабочей в том числе, оперативно пока что не предоставляется? Может потому и УЭК не пользуется большой популярности, что вызывает больше вопросов. Будем выяснять дальше.

Комментариев: 21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

27.12.2013 20:24:54

Я не очень в курсе проблемы, но мне все же вот что не понятно: как именно вопрос дистанционной работы связан с ЦП (хоть усиленной, но не очень). Я вот например, уже лет 20 работаю в дистанционном режиме, сейчас например, физически нахожусь очень далеко от офиса редакции. Да и время уже не очень рабочее (вечер пятницы). Но у меня нет и не было ЭЦП, я и без нее выполняю свою служебные обязанности. Начальство даже иногда довольно smile:) Подпись-то зачем нужна?

27.12.2013 22:25:57

Ты работаешь в удаленном режиме. Чтобы стать дистанционным работником, должен быть заключен трудовой договор о дистанционной работе.

В общих положениях главы ТК РФ сказано: в случае, если настоящей главой предусмотрено взаимодействие дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя путем обмена электронными документами, используются усиленные квалифицированные электронные подписи дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Формулировка интересная, но предполагающая наличие УКЭП при обмене электронными документами.

27.12.2013 22:49:13

В чем разница между удаленным режимом и дистанционной работой?

В приведенном пояснении о ТК РВ, как мне кажется, отлично представлена "специфика национального делопроизводства", в данном случае применительно к трудовым соглашениям. Какое дело федеральному закону до того, как именно обмениваются электронными документами работодатель и его работник? Ведь очевидно, что вопрос, как им обмениваться документами - это сугубо их внутренний вопрос. Если работодатель считает, что для общения с сотрудником достаточно почты, скажем Яндекс, зачем нужны какие-то электронные подписи?

Разве я не прав?

27.12.2013 23:25:24

На первый взгляд разницы нет. Вроде и тот и другой находятся вне офисных стен. Только удаленный работник, например, журналист, периодически все-таки появляется в редакции, при приеме на работу подписывает договор, отдает трудовую книжку, знакомится с локальными нормативными актами, получает з.п., ходит на совещания. Для дистанционного все это будет совершаться посредством "информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", кроме отсылки трудовой книжки, ее - по Почте Россииsmile:-) (Вообще не представляю, отважится ли кто-нибудь на такое?)
То есть, судя по тексту главы ТК РФ, работник может вообще в глаза не видеть работодателя.

В принципе, учитывая все вышесказанное, плюс обязательное использование УКЭП отличает дистанционного работника от удаленного.

Почему надо регулировать, в тексте публикации предположила, что видимо появилось большое число удаленных работников и возникает много вопросов.

Вот, кстати, писала и вспомнила. Есть у меня знакомый, который живет в Одессе, работает удаленно для московских офисов и, наверное, не только. То есть, отсылает работу вообще из-за границы. При чем, это его основная работа, не дополнительный заработок. И работает таким образом уже давно. Рассказал мне он об этом где-то в 2008 г. Я тогда удивилась и спросила: а как же оформление отношений, отчисления в Пенсионный фонд? На что он мне ответил: я сам себе Пенсионный фонд!smile:-)
Значит как-то решал этот вопрос или вообще его не касалсяsmile;-)

Так что главу, скорее всего, написали для таких скептиков как яsmile:-) И специально уточнили, что на дистанционных работников "распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой".

28.12.2013 12:16:26

Коллеги, рекомендую почитать главу 49.1 Трудового Кодекса, особенно ст.312.1. Там. в частности, сказано:

Цитата
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

Закон регулирует оформление трудовых отношений при дистанционной работе, а отнюдь не способы обмена информацией с работодателем "вообще", как почему-то решил Андрей. Более того, договор о дистанционной работе может быть заключен и традиционным бумажным способом! smile;)

28.12.2013 15:21:05

Все правильно!
Просто эта дистанционная работа - нечто новое в законодательстве и способе организации работы как таковой, и для многих может быть непонятно, чем она отличается от удаленной работы и зачем там нужна УКЭПsmile:-) Но указанная глава вполне это объясняет.

28.12.2013 17:06:10

Я могу честно сказать: вообще не понимаю, о чем идет речь и при чем тут электронная подпись. Как совершенно верно отмелила Наталья, все документы по поводу дистанционной работы можно вполне оформить традиционным бумажным образом. Точно также, наверное, и все документы по обычной работе (в офису) можно выполнить в электронном виде.

Какая связь между дистационной работой и ЭЦП - совершенно непонятно.

Зачем нужна ЭЦП мне, при том что я работаю дистанционно? И зачем ЭПЦ нужна, скажем, швее-надомнице?

28.12.2013 19:40:01

На бумаге может быть оформлен договор о дистанционной работе и все. Остальное - в электронном виде: оформление заявлений, знакомство с локальными документами - это в любом случае под подпись. Ну, и отправка выполненной работы - документы статьи, веб-дизайн, например. Но вряд ли здесь стоит говорит о пошиве одежды. Швея-мотористка в любом случае повезет ее работодателю. Или на склад, где ей все оформят на бумагеsmile:-)

30.12.2013 10:01:55

Цитата
Зачем нужна ЭЦП мне, при том что я работаю дистанционно?

Можно конечно придумать пример. Если редакция захочет вас ознакомить с офиц. приказом, распоряжением, как ей это сделать официально, что-бы в случае чего доказать что вы его читали и согласны. Сейчас я подписываюсь в приказе. А как это делаете "дистанционно" Вы? Считаете что будет достаточно прислать скан документа с подписью? просто ответить на письмо с приказом, что типа "согласен"? Еще как нибудь? Редакцию этот способ удовлетворяет? Юридический отдел (юриста) то же?
Тогда наверное нет проблем. Пока... smile:-)

28.12.2013 19:08:03

Когда вместо Вашего документа придет в редакцию что-то другое, Вы поймете, что документ должен иметь электронную подпись. А пока пользуйтесь на здоровье общими коммуникациями, дай бог никто не будет отслеживать Вашу переписку и подменять Ваши документы.

28.12.2013 19:41:42

То есть, если злоумышленник взломает эл. почту журналиста и зашлет свой вариант статьи?

28.12.2013 19:59:51

да

28.12.2013 20:06:48

У нас это быстро выяснитсяsmile:-)

А Вы знакомы с какими-нибудь вариантами организации дистанционной работы?

28.12.2013 20:13:27

Я написал комментий по этому поводу ниже). Это решается банально легко без усиленной ЭПЦ и даже без любой ЭЦП.

28.12.2013 20:12:07

У меня есть что ответить Еввгению, но его комментрий не имеет отношения к теме поста. Наталья Храмцовская сделала выше очень верное замечание: нужно разделить вопросы отношений работника с работодателем (например, мои с генеральными директором) и отношений сотрудников в рамках реализизации бизнес-процессов (например, порядок отправления в редакцию информационных материалов и "прохождение" статьи).

Но все же Евгению я должен сказать, что PC Week - это издание, которое появилось не вчера. Ему скоро уже 20 лет. И все проблемы доверия и подлинности ему (изданию и его сотрудниками) известны не на уровне общих слов (если кто-то что-то пришлет...), а на реальном и большом опыте. И ему должен пояснить, что обеспения подлинность ОТЛИЧНО и ндежно(!) решается безо всяких усиленных ЭПЦ,

И еще должен обратить внимание, что ЛЮБОЕ электронное письмо само по себе имеет подпись автоматически. Хочу напомнить, что для доступа к своему почтовому аккаунты вы вводите логин и пароль. Это и есть подпись (правда, не усиленная).

И более того, если бы редакция в своей работе

28.12.2013 20:32:44

В 99% случаев безусловно можно обойтись и без электронной подписи. Но почему-то при официальной подаче бумажных документов мы подписываемся и ничего не спрашиваем и не пытаемся говорить, что я 40 лет работаю в компании и Вы меня и так знаете. Точно также и с электронной подписью. Она необходима обязательно при подаче декларации о доходах, заявлении и т.п. Фрилансеры и др. работники, работающие без личных контактов с работодателем, могут себя официально подтвердить только электронной подписью.

28.12.2013 20:41:36

Евгений!
Я не очень понимаю, к кому обращен этот ваш комментарий - к посту или к какому-то комментарию к посту?

30.12.2013 09:51:34

Недавно получал УКЭП в уполномоченном центре для своей организации для сдачи налоговой отчетности в эл.виде. Поинтересовался, а можно получить подпись на себя для использования на сайте госуслуг и т.п. Да можно, 4 тыс. руб. Подпись только на 1 год, потом еще столько же. smile:(

30.12.2013 12:18:59

Вот тоска...
При таком раскладе хорошо бы УКЭП оплачивал работодатель. Кстати, это может быть дополнительным плюсом для потенциального дистанционного работника, если есть с кем сравнить в данном случае.

30.12.2013 13:15:38

Написал пост по теме:http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/6101.php

Там сформулирован вопрос: откуда вообще появилась УЭП применительно к дистануионной работе? В главе 49.1 при нее ничего не говориться!

30.12.2013 13:14:20

Написал пост по теме: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/6101.php

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии