НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

"А что делает "1С" на ECM-конференции?"

Именно такой вопрос прозвучал в нашем телефонном разговоре с приятелем, который неплохо знакомого с делами на СЭД-рынке. Вопрос был задан по поводу того, что в программе конференции "Экосистема ECM", которая состоится завтра в Москве появились доклады от представителей "1С". При этом мой собеседник пояснил свою мысль: "Насколько я слышал, конференция задумывалась, как представление прежде всего, настоящих ECM-систем от мировых лидеров. А "1С", насколько я знаю, даже среди наших СЭД-поставщиков не очень в лидерах, говорят, их СЭД-продукт годится только для малых предприятий".

А еще парой днями раньше тема "1С & ECM" внезапно всплыла в дискуссии по поводу EIM-концепции – EIM спешит на смену ECM, где мой оппонент тоже выразил некоторый скепсис (и, кажется, даже иронию) по поводу возможностей фирмы.
[spoiler]
Своему телефонному собеседнику на его фразу "насколько я знаю". я ответил – "ты знаешь не очень хорошо…"

Такое впечатление, что сейчас повторяется ровно также ситуация, что было 10 лет назад, когда очень многие ИТ-эксперты, причем, вроде бы, даже авторитетные" были удивлены появлением "1С" в ERP-рейтинге IDC. Им это казалось каким-то случайным казусом. Очень хорошо помню тогдашнюю иронию по этому поводу от представителей Microsoft Business Solutions. Уже через два года им было не до смеха:



Я не думаю, что в направлении СЭД/ECM "1С" сможет выйти столь же безусловно лидирующие позиции, как в ERP. Причем, дело тут даже не в конкретной компании, а в самом рынке. СЭД/ECM-рынок настолько неструктурированный и разнообразный, что тут вообще очень сложно говорить о чьем-либо лидерстве. Но то, что фирма уже находится в числе лидеров и будет только усиливать своим позиции – не сомневаюсь.

Не первый раз сталкиваюсь с тем, что на рынке есть не очень полное представление о сфере деятельности "1С". Например, не все знаю, что "1С" – старейший игрок СЭД-рынка. Свою деятельность в начала 90-х фирма начала, имея продукт "1С:Документооборот". Потом появлилась "1С:Бухгалтерия" и отодвинула СЭД на второй, а потом и на третий план бизнеса. Новый этап активности тут начался только 4-5 лет назад с выпуском "1С:Докуменоборота 8".

Говоря об "1С" как ECM-игроке, полезно вспомнить, что фирма через совместные и дочернии структуры имеет очень сильные позиции в сегменте операторов ЭДО. Что в названии "1С-Битрикс" (управление Web-контентом, совместная работа, социальные сети…) тоже присутствует знакомые две буквы. Что фирма занимает лидирующие позиции на российском SaaS-рынке (кроме своих собственных сервисов еще совместные - "1С-Битрикс", "МойСклад", "Мегаплан").

То, что "1С" – крупный игрок на российском рынке ИТ-автоматизации, нет сомнений. Известная торговая марка, огромная партнерская сеть, наверняка, хорошие инвестиционные возможности.

Вот что написал мой оппонент, Александр Бейдер, в комментарии того поста:

У Оракла не получилось создать на платформе своей ERP документооборот - пришлось купить Стеллент. У ИБМа не получилось - прикупили Файлнет. И у САПа не получилось - позвали в помощь ОпенТекст. А у 1С - получилось, всем нос утерли. Есть, чем гордится. Увы, только не тем, что этот документооборот самый распространенный в стране, если это только правда, во что лично мне верится с трудом.

Про "верится с трудом" я уже ответил. Но по сути – очень точное замечание.

1. Правильным "мировым" вариантом развития бизнеса было бы, конечно, приобретение готового СЭД-бизнеса. Хорошие перспективные варианты у "1С" были (были и есть, как минимум, два подходящих). Но методы развития бизнеса с помощью таких покупок работают не очень хорошо. "1С" пошла своим традиционным путем, впрочем, так же как Microsoft – созданием собственного СЭД-продукта (кстати, над претензиями SharePoint тоже многие изрядно потешались 10 лет назад).

2. Но "1С" в данном случае пошла все же своим путем, который не получился у "великих" ERP-игроков (правда, у IBM ERP-продуктов никогда не было) – она стала развивать свое СЭД-решение на базе ERP-платформы – "1С:Предприятие". Такое решение выглядело довольно спорным, но чем дальше, тем больше у него видны свои плюсы.

Я, к сожалению, уверен, что никто из российских СЭД-поставщиков не появится даже в весьма отдаленной перспективе в ECM-квадранте Гартнера, в том числе и его "нишевом" секторе. Почему – это понятно. Думаю, что никто из "наших" не создаст в обозримом будущем ECM-платформу, превосходящую западные образцы по масштабируемости и широте решаемых задач.

Но для очень многих реальных задач в России подобные масштабы не нужны, но при этом актуальны совсем другие вещи.

Дело в том, масштабируемость и производительность – не единственные характеристики ECM-системы.
Более того, логика развития ECM-направления выглядит так, что вполне вероятно, что оно через некоторое время может вообще исчезнуть. ECM становится просто частью информационной корпоративной ИТ-системы, в которой ее разные компоненты (ECM, ERP, CRM, BI и пр.) уже просто сложно разделить между собой. Кстати, это очень хорошо видно на примере системы государственных услуг, в которой документационные и транзакционные части очень сложно отделить друг от друга.

Написал этот обзац и решил посмотреть, с каким докладом выступает завтра "1С".



Прошу не считать сказанное плагиатом! Вполне естественное совпадение, основанное на очевидных тенденциях развития корпоративных ИТ-систем. Тем более, что все это не очень новые идеи – об этом говорилось и писалось еще несколько лет назад.
Колесов Андрей
К стати, мы с Вами опять отстаем от времени

Нет, зачем же и меня записывать в отстающие!  :) Посмотрите на мой предыдущий пост и комментарии - так как раз и говориться, что никакой особой новизны в этой идеи нет .

Я тоже обратил внимание на этот вебинар. И обратил внимание на то, что его тема была объявлена уже после нашей с вами дискуссии  в блоге. Не хочу настаивать на таком варианте, но все же он вполне возможен: возможно именно наша с вами дискуссия послужила толчком к появлению этой темы  :)

Что касается Альфреско, то со стороны этой выглядено несколько иначе. Почему-то у меня была ассоциация с медведем, отбивающемся от собак. Конечно, это преувеличение, но ассоциация именно такая  :)  
Колесов Андрей
И еще: вебинар - это эффективная современная форма продвижения идея и продуктов...
Александр Бейдер
Честно говоря, я думаю, что на самом деле это наша конфа стала катализатором и ее влияние еще скажется.

Что касается Альфреско, то у меня ассоциация похожая, но другая.

Я себе это представляю как элитный загородный клуб владельцев породистых собак, достойно гуляют такие козырные мастифы, зененнхунды и ньюфаунленды. Все чинно-благородно. И тут появляется дамочка с левреточкой на поводочке. Мастифы и все остальные, натурально, теряют моментально все свое благородство, а левреточка спокойно идет мимо, помахивая хвостиком. Она в безопасности, ну так, только для порядка, тявкнет пару раз чтобы сказать, что она дешевле и удобнее. Хотя, если привести затраты на килограмм живого веса, то ого.

Вот какие-то такие ассоциации...