Цитирую обзор результатов конференции:
"Горячее обсуждение вызвал вопрос ведущего дискуссии Андрея Колесова о том, насколько упростится реализация подобных проектов и уменьшится их стоимость, если государство полностью узаконит электронный финансовый документооборот и не будет необходимости поддерживать бумажный контур. Представители внедрения стали называть предполагаемые цифры, но в позитивные оценки вмешалась Ольга Подолина, аналитик из “Ай-Теко”, на основе своего опыта категорично высказавшаяся о невозможности перехода на полный электронный документооборот в этой области. "
Почему я высказала такое мнение?[spoiler]
Опыт показывает, что существует большое количество мелких предприятий, для которых переход на электронный документооборот невыгоден. Там на конференции мне пытались сказать, что таких документов мало. Да, ну и что?
С точки зрения разработки функционала СЭД - даже если нужно ввести хотя бы один бумажный документ, функционал разрабатывать нужно.
Немного детализирую, на основании какого опыта я сделала эту оценку:
-работа экспертом по страхованию кредитов в страховой компании АСКО - пришлось изучить анализ финансового положения претендента на получение кредитов ( я должна была сказать - страхуем или не страхуем??)
-8 лет работы в области автоматизации бухгалтерского учета на очень крупном предприятии
-работа в должности руководителя бухгалтерии холдинга из 7 юридических лиц
-получение сертификата профессионального бухгалтера
-работа аналитиком на проекте создания архива финансово-бухгалтерской документации ( итог- статья Статья: Электронный архив финансово-бухгалтерских документов ( Подолина О.) ("Финансовая газета", 2010, N 30) - даже разместили в Консультанте http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc%3Bbase%3DPBI%3Bn%3D149607
-работа аналитиком по созданию модуля оператора электронного документооборота.
В общем, как показывает мой жизненный опыт, чему бы не учился- все оказывается кстати... Хотя я, когда переключилась на электронный документооборот, мысленно выкинула свой сертификат профессионального бухгалтера "куда подальше".
2. По поводу эффективности проектов СЭД
Мое мнение- нужно переходить к системе оценки, построенной не на финансовых показателях. А, например, на системе сбалансированных показателей. А она, в частности, дает возможность как текущей, так и отсроченной оценки.
Я написала две статьи на эту тему( Как оценить эффективность ECM-проектов Анализ эффективности ECM-системы: примеры, надо написать третью - об особенностях оценки внедрения СЭД в гос.органах. Сейчас собираю материал на конкретном примере :-0
Кстати, мой интерес с системе сбалансированных показателей начался, когда я работала экспертом по страхованию кредитов.Поработав, я пришла к выводу, что на основании бухгалтерской документации решение "Давать или не давать кредит" принять было невозможно,пришлось осваивать другие методики оценки. и интересовалась этим и потом. В итоге я даже подготовила курс видео -лекций по сбалансированной системе показателей. http://www.intuit.ru/goods_store/video/7076
бумажных аналогов) и обязательное использование исключительно электронных документов.
Чтобы было понятнее, проведу аналогию: одно дело простоить в городе трамвай, которым могли бы пользоваться все люди, а другое - заставить всех пользоваться исключительно трамваем, запретив при этом другие возможности передвижения.
Так вот хочу сказать, что я на конференции ставил именно первый вопрос, а не второй. А, как я понял, Ольга Подолина там высказывала позицию по второму вопросу.
Это совершенно два разных вопроса.
Обратите внимание, что вопрос стоял не о том, как оценивать эффективность-успешность, а нужно ли это делать и делается ли на практике.
Так вот эксперты, на мой взгляд, по ходу разговора постоянно уходили от ответов на мои вопросы, сразу начиная говорить о сложностях оценки экономической эффективности в стоимостных показателях.
На мой взгляд, такой уход от моей постановки вопроса лишь потверждал в целом довольно известный факт: в большинстве реализуемых СЭД/ECM-проектов вопрос об успешностиэффективности не ставиться ни на начальном этапе, ни на заключительном.
Я с ними согласна. Поэтому оценку нужно производить в ДРУГИХ, не стоимостных показателях! А это не умеют те, кто занимается СЭД, не владеют они методикой сбалансированных показателей.
Основам экономического анализа кто-то где учился, а вот другими методиками не владеют.
Но вопрос об эффективности /успешности проекта внедрения ставится обязательно. Мои заказчики, например, интуитивно понимают, что такое - эффективная система. Нужен формализованный подход, чтобы перевести это интуитивное понимание на язык объективных доводов.
И я его предлагаю.
Моту только повторить: "узаконит электроонный документооборот" и узаконит ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ использование ТОЛЬКО электронного документооборота" - это две совершенно разные поставновки задачи. Вторую задачу никто на конференции не ставил.
По второму вопросу тоже самое: я ставил вопрос о проведении оценки эффективности как таковой. И ответ был совсем не однозначно позитивный.
Так вот эксперты, на мой взгляд, по ходу разговора постоянно уходили от ответов на мои вопросы, сразу начиная говорить о сложностях оценки экономической эффективности в стоимостных показателях.