НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Мысли после конференции "Экосистема ECM"

1. По поводу невозможности полного перехода на электронный финансово-бухгалтерский документооборот.
  Цитирую обзор результатов конференции:
"Горячее обсуждение вызвал вопрос ведущего дискуссии Андрея Колесова о том, насколько упростится реализация подобных проектов и уменьшится их стоимость, если государство полностью узаконит электронный финансовый документооборот и не будет необходимости поддерживать бумажный контур. Представители внедрения стали называть предполагаемые цифры, но в позитивные оценки вмешалась Ольга Подолина, аналитик из “Ай-Теко”, на основе своего опыта категорично высказавшаяся о невозможности перехода на полный электронный документооборот в этой области. "
Почему я высказала такое мнение?[spoiler]
Опыт показывает, что существует большое количество мелких предприятий, для которых переход на электронный документооборот невыгоден. Там на конференции мне пытались сказать, что таких документов мало. Да, ну и что?
С точки зрения разработки функционала СЭД - даже если нужно ввести хотя бы один бумажный документ, функционал разрабатывать нужно.
 Немного детализирую, на основании какого опыта я сделала эту оценку:
-работа экспертом по страхованию кредитов в страховой компании АСКО - пришлось изучить анализ финансового положения претендента на получение кредитов ( я должна была сказать - страхуем или не страхуем??)
-8 лет работы в области автоматизации бухгалтерского учета на очень крупном предприятии
-работа в должности руководителя бухгалтерии холдинга из 7 юридических лиц
-получение сертификата профессионального бухгалтера
-работа аналитиком на проекте создания архива финансово-бухгалтерской документации ( итог- статья Статья: Электронный архив финансово-бухгалтерских документов ( Подолина О.) ("Финансовая газета", 2010, N 30) - даже разместили в Консультанте http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc%3Bbase%3DPBI%3Bn%3D149607
-работа аналитиком по созданию модуля оператора электронного документооборота.
В общем, как показывает мой жизненный опыт, чему бы не учился- все оказывается кстати... Хотя я, когда переключилась на электронный документооборот, мысленно выкинула свой сертификат профессионального бухгалтера "куда подальше".
2. По поводу эффективности проектов СЭД
Мое мнение- нужно переходить к системе оценки, построенной не на финансовых показателях. А, например, на системе сбалансированных показателей. А она, в частности, дает возможность как текущей, так и отсроченной оценки.
Я написала две статьи на эту тему( Как оценить эффективность ECM-проектов  Анализ эффективности ECM-системы: примеры, надо написать третью - об особенностях оценки внедрения СЭД в гос.органах. Сейчас собираю материал на конкретном примере :-0

Кстати, мой интерес с системе сбалансированных показателей начался, когда я работала экспертом по страхованию кредитов.Поработав, я пришла к выводу, что на основании бухгалтерской документации решение "Давать или не давать кредит" принять было невозможно,пришлось осваивать другие методики оценки. и интересовалась этим и потом. В итоге я даже подготовила курс видео -лекций по сбалансированной системе показателей. http://www.intuit.ru/goods_store/video/7076  
Ольга Подолина
[ Давайте, все же различать два вопроса: возможность использования финансовых электронных документов (без использования
бумажных аналогов) и обязательное использование исключительно электронных документов.

Чтобы было понятнее, проведу аналогию: одно дело простоить в городе трамвай, которым могли бы пользоваться все люди, а другое - заставить всех пользоваться исключительно трамваем, запретив при этом другие возможности передвижения.

Так вот хочу сказать, что я на конференции ставил именно первый вопрос, а не второй. А, как я понял, Ольга Подолина там высказывала позицию по второму вопросу.

Это совершенно два разных вопроса.
 Не согласна. На конференции был задан вопрос- (это есть даже в отчете о конференции)-"Горячее обсуждение вызвал вопрос ведущего дискуссии Андрея Колесова о том, насколько упростится реализация подобных проектов и уменьшится их стоимость, если государство полностью узаконит электронный финансовый документооборот и не будет необходимости поддерживать бумажный контур."  Бумажный контур сохранится не потому, что электронный документооборот не узаконен государством,  а потому, что он объективно не удобен определенному кругу предпринимателей.
По поводу эффективности. Тут тоже видна подмена вопросов. Я задавал экспертам вот какой вопрос: нужно ли уже еще на начальном этапе проекта, на уровне ТЗ формулировать показатели, по которым по завершению проекта можно было бы оценивать успешность и эффективность (это два смежных, но разных понятия!( проекта)? Второй был вопрос: проводится ли на практике такая оценка успешности и эффективности проекта?

Обратите внимание, что вопрос стоял не о том, как оценивать эффективность-успешность, а нужно ли это делать и делается ли на практике.
Так вот эксперты, на мой взгляд, по ходу разговора постоянно уходили от ответов на мои вопросы, сразу начиная говорить о сложностях оценки экономической эффективности в стоимостных показателях.

На мой взгляд, такой уход от моей постановки вопроса лишь потверждал в целом довольно известный факт: в большинстве реализуемых СЭД/ECM-проектов вопрос об успешностиэффективности не ставиться ни на начальном этапе, ни на заключительном.
Опять не согласна. Вопрос  об эффективности ставится, но проблема заключается в том, что все  пытаются произвести оценку в стоимостных показателях, и правильно говорят о сложностях оценки экономической эффективности в стоимостных показателях.
  Я с ними согласна. Поэтому оценку нужно производить в ДРУГИХ, не стоимостных показателях!  А это не умеют  те, кто занимается СЭД, не владеют они методикой сбалансированных показателей.
  Основам экономического анализа кто-то где учился, а вот другими методиками не владеют.
   Но вопрос об эффективности /успешности проекта внедрения ставится обязательно. Мои заказчики, например, интуитивно понимают, что такое - эффективная система. Нужен формализованный подход, чтобы перевести это интуитивное понимание на язык объективных доводов.
И я его предлагаю.
 
Колесов Андрей
Я думаю, что мы высказали позиции, мне лично добавить нечего.
Моту только повторить: "узаконит электроонный документооборот" и узаконит ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ использование ТОЛЬКО электронного документооборота" - это две совершенно разные поставновки задачи. Вторую задачу никто на конференции не ставил.

По второму вопросу тоже самое: я ставил вопрос о проведении оценки эффективности как таковой. И ответ был совсем не однозначно позитивный.
Ольга Подолина
Обратите внимание, что вопрос стоял не о том, как оценивать эффективность-успешность, а нужно ли это делать и делается ли на практике.
Так вот эксперты, на мой взгляд, по ходу разговора постоянно уходили от ответов на мои вопросы, сразу начиная говорить о сложностях оценки экономической эффективности в стоимостных показателях.
  Да, и здесь я вижу непонимание: при слове "эффективность" все слышат, ну  просто автоматически, "экономическая эффективность". Ваша аудитория просто не поняла, что Вы спрашивали. Тут еще требуется масса работы по разъяснению, что эффективность бывает не только экономическая.