НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Текущая позиция Росархива в отношении долгосрочного и постоянного хранения документов

Около часа назад завершилась пресс-конференция в РИА-Новости, приуроченная ко Дню архивов, приняли участие: руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов, директор Российского государственного архива экономики Елена Тюрина и директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

В начале своего выступления Руководитель Росархива коснулся итогов работы за прошедший год, и в ходе дискуссии обратилась к вопросу о том, что какие задачи в минувшем году решались по вопросу долгосрочного хранения документов в электронном виде.  Ответ был следующим:[spoiler]

«Вопрос долгосрочного хранения – это совершенно отдельная тема. В полномочия архивов и Федерального архивного агентства не входят задачи долгосрочного хранения электронных носителей. Все хотят, чтобы архивисты обеспечили те вещи, которые, в общем-то, обеспечивают мировые корпорации, которые создают новый софт, новые технологии,  новые электронные носители, имеют миллиардные НИОКРы для того, чтобы придумать такие носители, которые обеспечивают долгую жизнь электронной информации, в том числе,  электронных документов. Мы этого не можем  сделать. И не только мы. И американские, британские архивисты. Во всем мире эта проблема не решена.  Нет долгосрочного носителя, надо менять софт, все время перезаписывать. Это сложнейшие технологические процессы. Мы себе такой задачи не ставим.  За документы вечного хранения, которые не могут быть уничтожены, мы отвечаем и пока придерживаемся принципа здорового консерватизма. Пока мы говорим, что должен быть бумажный оригинал и его электронная копия, как фонд пользования.  Документы временного срока хранения – 5,10, 15 лет потом могут быть уничтожены, а этих документов абсолютное большинство в стране. Мы никому не ставили препятствия, согласны, чтобы  они были только в электронном виде. И пусть технологически в рамках мирового рынка информационных технологий создаются новые технологии, мы к ним внимательно присматриваемся. А самим что-то создать – это непосильная задача и пустое освоение бюджетных денег».

Получается, что от бумаги мы пока никуда не уходим, хотя бы потому, что постоянному хранению подлежат документы на бумажном носителе.

На вопрос о том, к каким документам чаще всего обращаются пользователи, г-н Артизов отметил, что это документы, связанные с трудовым стажем. "Люди хотят выяснить и подтвердить свои пенсионные права. Это касается в основном документов XX века. Тогда еще не было системы персонифицированного учета, которая сейчас создана в стране Пенсионным фондом. Он ведет свою информационную систему  и свой бумажный архив. Я считаю, что они должны за это в полном объеме отвечать, на это тратятся очень большие средства налогоплательщиков. И поэтому для таких документов мы предлагаем сократить срок хранения, чтобы не держать в стране две дуплетные системы. Это дорого для бюджета и для нас с вами. В любом случае документы ХХ века мы храним и будем хранить, по ним до сих пор поступают запросы".

К сожалению, формат мероприятия не предусматривал развить эти два вопроса. Речь шла о другом. Но совершенно очевидно, что эта тема, волнует, конечно, не только меня. Она глубоко не безразлична всем тем организациям, государственным и негосударственным, которые сегодня создают, могут создавать документы изначально в электронном виде, и по истечение положенного срока обязаны передавать их  на государственное хранение. Без взаимодействия архива и компании сегодня никак. Если сдаешь документ, что должен четко понимать каким образом, есть ли методология, кто должен ее разработать, как обеспечить порядок приема электронных документов? Понятно, что тема будет подниматься в любом случае и в прессе, и на конференциях.

Что приятно! По ходу выступления г-н Артизов отметил, что  прочитал информацию по итогам прошедшего 05.03. заседания. Хорошо,  что за публикациями следят, их читает высокое руководство. Важно, что число пресс-конференций, на которые приглашают, растет и есть возможность задать волнующие вопросы. И ведь они актуальные не только ИТ-отрасли. Надеюсь, что и это в том числе, будет способствовать диалогу. Понятно и очевидно, что это важно всем. Госрегуляторам – быть услышанными, отрасли – понимать текущее положение дел.
Колесов Андрей
 
В полномочия архивов и Федерального архивного агентства не входят задачи долгосрочного хранения электронных носителей.

Никак не могу сказать, что ответ руководителя Росархива удивил. В общем-то, он лишь озвучил то, что даже не очень просвещенному наблюдателю вроде меня было давно видно.
Другое дело, что такое публичное заявление должно все же открыть глаза тем, у кого до сих пор были иллюзии.

Вот о чем свидельствует данный ответ

1. Росархив расписался в своей полной некомпетентности своей демонстрацией того, что вообще не понимает различие между документами и материальными носителями. Получается, что он позиционирует себя не в качестве хранителя документов, а в кацчестве лишь складского работника по хранению макулатуры.

2. Росархив вообще не в курсе того, что делается в этой сфере в мире

3. Росархив просто не ориентируется в современном информационно-технологическом мире.

Возникает вопрос: что же делать? Ждать, что Росархив когда-то все-таки займется самообразование и постигнет азы ИТ?

Конечно, нет. Нужно решать актуальные задачи управления документами без ожидания участия в этом деле Росархива.

Наташа Храмцовская
 Мои комментарии к выступлению руководителя Росархива См.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/03/blog-post_11.html