НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Проект приказа Минтруда, смысл и назначение которого я понять не смог

На портале "раскрытия информации" опубликован проект такого документа:


[spoiler]
Cуть приказа изложена в его первом пункте:

Утвердить по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственных услуг, согласно приложению.

Дальше нужно читать сами "Требования".

Из них я понял, что Приказ использует за основу "Регламент обмена электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой (далее – Регламент)", которые обсуждался на правительственной комиссии 13.02.14.
Но для начала отмечу, что Регламент существует лишь в виде проекта, "одобренного в основном", т.е. Регламента еще нет.

В "Требованиях" Минтруда перечисляются документы, которые принимаются в качестве е-документов:

Для предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственных услуг используются следующие документы в электронной форме:
- заявление о предоставлении государственной услуги;
- документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении государственной услуги;
- межведомственный запрос, осуществляемый при предоставлении государственной услуги;
- документ с результатами предоставления государственной услуги, если они могут быть представлены в форме электронного документа в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- информационное сообщение о ходе и результатах предоставления государственной услуги, направляемое заявителю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.

А вот дальше начинаются "непонятки"

3. Документы в электронной форме, представляемые в целях оказания Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственных услуг (далее – электронные документы), должны формироваться в виде файлов в формате XML (далее – XML-документ) с использованием правил, определенных в файлах описания структуры XML-документов (далее – XSD-описание).
4. Электронные документы формируются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал).

Возникает вопрос: о чем идет речь в приказе Минтруда и в утверждаемых Требованиях?
О взаимодействии министрества с клиентами (граждане и организации) или о взаимодействии ИТ-служб министерства с ЕПГУ? Или о взаимодействии этого министерства с другими министерствами?

Потому что, конечные пользователи ни о каких XML-файлах и XSD-схемах знать не знают и знать им этого не нужно.
Надеюсь, разницу не нужно пояснять: одно дело – интерфейс взаимодействия с конечными пользователями, другой – сугубо технологические интерфейсы взаимодействия ИТ-систем?

Так что возвращаюсь к началу поста: о чем именно идет речь в проекте приказа? Где именно и как именно будет использоваться "вся эта музыка"?

Само собой есть еще другой вопрос: почему в приказе используется (причем в неявновном виде, можно только догадываться) еще отнюдь не утвержденный "Регламент обмена электронными документами"?
Наташа Храмцовская
Не стоило писать о проекте Приказа. Он утвержден Минтруда России 20 сентября 2013 года № 472н и 25 февраля 2014 года уже вступил в силу. :)
Колесов Андрей
Публикация этого поста вызвала его весьма активное (87 комментариев) обсуждение в ECM-Фейсбук-группе, в том числе и в выходные дни

Попробую подвести итоги "коллективного поиска смысла приказа".

1. Выяснилось, что обсуждение было сугубо теоретическим, поскольку проект приказа уже давно материализовался в виде подписанного приказа.
После этого открытия ценность Единого Портала Размещения Информации (ЕПРИ), как-то сразу упала в моих глазах. Потому, что если они там публикуют документы, не отслеживая их статуса, то это как-то, скажем так, не солидно.

2. По поводу назначение самого приказа, мнения были высказаны разные, приведу высказывания представителей госорганов:


Все правильно делают. Сначала выпускается общий НПА, который закладывает рамки для уточняющей нормативки, которая будет ссылаться на данный НПА, как на базовый. Появится реестр xsd для приема входных и выходных документов. Xsl будут внутри xml или отдельным, более "живым" реестром видов Xsl.

Молодцы ребята! Очень интересно будет посмотреть, как они межведомственные запросы (в тот же Росреестр) будут создавать
при помощи единого портала. А заодно ZIP-файлы на соответствие xsd схемам проверят.

Если кратко, то этот приказ:
1. прикрывает ведомство во взаимоотношениях с силовиками в части принятия документов в электронном виде и выполнения некоторых юридически значимых действий на основании этих электронных документов.
2. Дает для граждан некоторое общее понимание, как им нужно в электронном виде взаимодействовать с ведомством. Конкретика в этих взаимоотношениях должна появиться далее при публикации XDS-схем на сайте ведомства.
Все - нет у него других задач.

В результате я, лично для себя, сделал из проведенной дискуссии такие выводы

1. Задача "прикрыть себя" и выполнить распоряжение от вышестоященого начальства – это, по-человечески, понятно. Хотя, я сильно сомневаюсь, что это поможет при взаимодействии с силовиками, при желании они найдут, что нужно…

2. Как гражданин, причем достаточно ИТ-подкованный, могу еще раз сказать, что этот приказ мне ничего не дает, а только все запутывает. Прочитав этот приказ, я, как гражданин, понимаю только одно: я буду с ним иметь дело только в обычном бумажном виде.

Получается, что смысл этого приказа таков: сделать вид, что они хотят работать с е-документами, а на самом деле - чтобы никаких е-документов не было и в помине.