НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Российская vs американская концепции развития госархивной отрасли

Российская(проект). Спасибо Владу Збитневу.
Американская. Спасибо Наталье Храмцовской.

Не так давно в свободном доступе появился проект отечественной концепции развития архивного дела, в связи с чем возникло желание ознакомиться с тем, что нас возможно ждет в ближайшие годы, а заодно сравнить ее с подобным документом, принятым Национальным архивным агентством США (National Archives and Records Administration).[spoiler]

Для начала надо сказать, что американский документ, в отличие от нашего, читается с удовольствием (чему сильно способствует отличное оформление и стиль изложения) и воспринимается гораздо проще (не смотря на неродной язык оригинала), чем его российский собрат. Научатся ли когда-нибудь наши гос. органы создавать документы, которые смогут и захотят прочитать люди, не обязанные делать этого по долгу службы (а я сомневаюсь что даже они до конца осилили свой же 18-ти страничный опус)? Американский документ отлично продуман и по структуре. Есть 4 четко сформулированные стратегические направления развития, по каждому приведен список основных задач и методов их реализации. Российский аналог - практически сплошной поток информации о том, как нелегко быть архивистом в России.

Ниже для сравнения приведены высказывания по сходным вопросам из обоих документов (если кому-то фразы покажутся вырванными из контекста, вначале поста есть ссылки на полный текст документов).

США:
Поддержка процессов перехода к электронному правительству. "Реформировать и модернизировать правила управления документами (records management policy) совместно с Федеральным Правительством для поддержания эффективного перехода к технологиям электронного государства".
         В данное направление включаются задачи формирования требований к Федеральным гос. структурам по управлению электронными документами. Проведение исследований в области технологий автоматизации, призванных уменьшить нагрузку и ответственность специалистов по управлению документами (снизить человеческий фактор).
Россия:
сохранение со стороны государства преимущественно патерналистского отношения к архивному делу
Итак, пока наши архивы думают, как бы уговорить государство продолжать хоть как-то их поддерживать, американцы планируют развернуть активную деятельность, направленную на удержание лидирующих позиций по своим направлениям.

США:
Electronic records are—and will continue to be—NARA’s single greatest challenge and opportunity. (Электронные документы есть и будут единственным величайшим вызовом и возможностью для гос. архивов). Трансформация архивного агентства требует новых подходов для привлечения клиентов, продвижения новых теорий архивной науки и демонстрации лидерства в вопросах управления электронными документами.
Россия:
Помимо этих проблем в начале XXI в. российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых технологий в сфере документационного обеспечения управления, появлением и все большим распространением электронного документооборота.
И для американских и для российских архивистов вопросы, связанные с управлением электронными документами, являются вызовом. Но одни видят в этом свою главную возможность для дальнейшего развития, другие - очередную досадную проблему.

Очень пугают планы коллег вернуть себе позиции по регулированию делопроизводства в гос. органах, и особенно их желание участвовать в разработке некой "единой СЭД", что, учитывая их опыт подготовки метод. рекоммендаций по хранению электронных документов, может отодвинуть российский электронный документооборот на десятилетия назад.

...в условиях перехода на электронный документооборот, когда необходимо создание полноценного механизма управления делопроизводством, являющимся базой архивного дела, требуется наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области архивного дела полномочиями по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю за соблюдением правил и норм межведомственного документооборота...
...а также полномочиями государственного заказчика (методолога) единой системы электронного документооборота, охватывающей все уровни государственного (а в перспективе и муниципального) управления...

Руководители гос. архивов об электронных документах:
Россия:
"В полномочия архивов и Федерального архивного агентства не входят задачи долгосрочного хранения электронных носителей... За документы вечного хранения, которые не могут быть уничтожены, мы отвечаем и пока придерживаемся принципа здорового консерватизма. Пока мы говорим, что должен быть бумажный оригинал и его электронная копия, как фонд пользования."
http://rusrim.blogspot.ru/2014/03/blog-post_11.html
США:
"Реформировать и модернизировать политики и практику управления документами в федеральном правительстве и обеспечить эффективную поддержку перехода к электронному правительству. Мы разрабатываем требования к управлению электронными документами в федеральных органах исполнительной власти, и будем стимулировать прикладные исследования в области автоматизированных технологий."
http://rusrim.blogspot.ru/2014/05/blog-post_1.html

Здесь хочется процитировать Н. Храмцовскую:
"Как мне кажется, этого очень не хватает руководству Росархива, которое в похожих обстоятельствах, наоборот, прячет голову в песок и как чёрт от ладана шарахается от новых технологий и новых возможных направлений деятельности…".
Что ж, хочется надеяться, что в ближайшее время что-то начнет меняться. И еще очень надеюсь, что мы не увидим "единую СЭД" и основы электронного делопроизводства от Росархива.
Наташа Храмцовская
Комментарий участника форума "Архивы России" KommE

Не понимаю причин, по которым участники данного форума мало обращают внимания на данную тему. Удивляет, что для автора Вадима Малых, оказывается, нет различий между «стратегией» (вернее, стратегическим планом) и «концепцией», ну хотя бы в хронологии их реализации. В связи с этим, у меня вопрос к коллегам: а для вас эти документы также тождественны по своим предназначениям, текущим задачам?

Излишняя поспешность автора Вадима Малых, посчитавшего эти документы достаточным основанием для сопоставления в целевом развитии архивных отраслей двух стран, разрушается появлением Плана работы Национального управления архивов и документации (NARA) США в реализации «Открытого правительства» страны на 2014-2016 гг. Поэтому американский опыт в своем сопоставлении должен учитывать комплекс документов этой страны, а не единичный план.

См. подробнее: http://forum.rusarchives.ru/showpost.php?p=16508&postcount=2
Вадим Малых
Спасибо за ссылку :) Интересно!
Я конечно знаю, что такое тактика, стратегия и концепция. И никакой глубокий анализ чего-либо не пытался делать, на это просто нет времени. Все что я хочу сказать - наши архивы не способны решить этот вопрос (с хранением электронных документов). Да я знаю, что архивы занимаются другими делами (и ЭД для них лишь эпизод) и я туда не лезу. Для меня важно как решится мой вопрос. И уже похоже всем понятно, что если он решится, то не Росархивом. И уже движение определенное началось в эту сторону (имею в виду деятельность минкомсвязи).
Вадим Малых
И кстати не понял, чем цитата про NARA, меня опровергает? По-моему только подтверждает наличие "пропасти" между нашими странами.