НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Электронные билеты и РЖД-билеты: почувствуйте разницу!

Андрей Колесов
28.10.2014 21:39:12

Почему электронные документы так тяжело находят дорогу в нашу жизнь? Что мешает решить много лет обсуждаемые проблемы, скажем, долгосрочного хранения электронных документов или обмена электронными документами между госорганами?
На эти вопросы обычно следуют сетования о каких-то технических проблемах, о сложной работе по созданию новой нормативно-законодательной базы. Часто приходится слышать о нерадивых или не очень квалифицированных чиновниках…

Мне кажется, что ответ кроется в другом: нет заинтересованности в повышении эффетивности работы, в борьбе за клиента… Как говорится "кто хочет – решает проблемы, кто не хочет – находит причины, чтобы не решать их".
Для иллюстрации этого тезис приведу сегодняшний пример из личной жизни.

Позвонил товарищ и попросил помощи. Он купил на пятницу ж-д билет в Пензу, но не может найти сами билет, куда-то потерялся. Надо восстановить билет, получить новый. Сам приятель сейчас в Подмосковье с не очень хорошей мобильной связью, поэтому попросил высяснить "что и как", а может быть, и получить для него дубликат билета (он приедет в Москву прямо на вокзал).

Поначалу я, человек, давно не пользовавшийся российскими поездами дальнего следования, просто не понял суть проблемы.

На авиатранспорт уже лет 5-6 проблемы с потерей билета вообще нет. Его просто невозможно потерять. Нужно приехать в аэропорт, предъявить на регистрации паспорт и получить посадочный талон. Если кому-то нужна маршрутная квитанция, причем в бумажном виде – нажимай на кнопку "печать" и получай сколько хочешь экземпляров.

Собственно проездным документом является посадочный талон, но его тоже можно печатать, сколько угодно. Как раз недавно со мной произошел впервые такой казус: сразу после прохождение спецконтроля, собирая вещички с транспортера, я обнаружил, что посадочный талон пропал. Я начал суетиться, просить сотрудников досмотра внимательно все посмотреть… На что сотрудник мне сказал, что не нужно суетиться, волноваться и отвлекать людей от работы: "Пойдите в той стойке (показал рукой) и распечайте новый талон". Я так и сделал – это заняло несколько минут. Разумеется, никакого паспорта для распечатки дубликата у меня не потребовали… Не говоря уже о деньгах.

На РЖД все обстоит иначе. Я прочел эти правила на их сайте, потом еще позвонил в справочную, чтобы убедиться, правильно ли я все понял, не сошел ли я часом с ума…

Вот ответ на вопрос "как восстановить утерянный билет" на официальном сайте РЖД

Цитата
...при предъявлении пассажиром перевозчику сведений, подтверждающих приобретение утерянного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру новый проездной документ (билет) взамен утерянного без взимания стоимости проезда.

Таковыми сведениями являются: фамилия, имя, отчество пассажира, номер документа, удостоверяющего личность пассажира на основании которого оформлен утерянный проездной документ, дата выезда и маршрут следования. И, естественно, если пассажир предъявит в билетную кассу ксерокопию утерянного проездного документа, это сократит время, затрачиваемое билетным кассиром на восстановление проездного документа.

Восстановление утерянных проездных документов (билетов) производится только по проездным документам (билетам), оформленным на проезд от и до станций российских железных дорог в поезда и вагоны формирования российских железных дорог. В Соглашении о международном пассажирском сообщении данная услуга не предусмотрена.

Ю.П.Анисимов, заместитель начальника Управления агентской сети Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД".


Из этого ответа следует, что если вы не сделали ксерокопию билета или не переписал руками все tго содержимое, то с надеждами на восстановление билета можно распрощаться.

На сайте tutu.ru порядок восстановления представлен более понятным образом и в более гуманном варианте:

Цитата
Восстановить можно только билеты по России, проданные в России в вагоны российского формирования. За восстановление билета взимается комиссия.
Ж/д билеты международного сообщения при потере не восстанавливают.


Почему международные билеты не восстанавливаются? Какие тут проблемы?
По поводу "комиссии" – это, конечно, право компании решать (цена вопроса –160 руб.). Но почему авиакомпании не взимают, а РЖД взимает?

Цитата
Восстановить утраченный ж/д билет можно: на станции отправления поезда, на станции продажи, на станции назначения


Из частных сообщений Интернета узнал, что можно это сделать в другим местах продажи билета.

Цитата
Чтобы восстановить билет, нужно:
- обратиться с заявлением о восстановлении к дежурному по вокзалу;
- предъявить документ, на который был оформлен билет (или справку из милиции, если паспорт также утерян);
- назвать дату выезда (вторая по важности информация после фамилии);
- сообщить маршрут поездки.


Из частных комментариев узнал, что нужно не просто обратиться к дежурному, а обратиться в ПИСЬМЕННОМ виде.
А почему нельзя просто обратиться в кассу? Зачем кроме паспорта необходимо еще называть дату и маршрут. Разве по данным паспорта нельзя найти нужный билет?

Цитата
Получить дубликат билета может только его владелец, лично написав заявление и лично предъявив свой паспорт (это мне сообщили в справочной).


Цитата
Само восстановление занимает от одного до двух часов, поэтому лучше приступить к этому заранее.


Как можно искать по базе данных и распечатывать билет 1-2 часа (да еще и за деньги – 160 руб)?
По этому поводу я отдельно спросил по телефону и получил ответ : "Срок реализации услуги по восстановлению билета в нормативных документах не прописан". Т.е. за какое время до отхода поезда нужно приезжать моему приятелю, - не понятно. Может быть, за сутки…

Цитата
Кроме того, после выдачи дубликата не подлежит возврату и утерянный билет, если он вдруг найдется. Дубликат билета не выдается, если к моменту восстановления он уже был возвращен (например, теми, кто его украл).


Почему дубликат не подлежит возврату?
И как тот, кто украл, может сдать билет, не имея паспорта пассажира?

==============

Вот такая история. Сравните процедуры восстановления авиабилетов и РЖД и попробуйте объяснить: чем вызваны эти разительные различия?

Комментариев: 25

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

28.10.2014 23:30:59

Цитата
Но почему авиакомпании не взимают, а РЖД взимает?


РЖД вообще-то не взимает:
Цитата
…при предъявлении пассажиром перевозчику сведений, подтверждающих приобретение утерянного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру новый проездной документ (билет) взамен утерянного без взимания стоимости проезда.


Взимает сайт tutu.ru, который формально к РЖД никакого отношения не имеет. Ребята просто спекулируют билетами, причём даже не бумажными, а электронными.

29.10.2014 10:12:11

Вот именно, что "формально не имеет", а неформально - очень даже имеет.

Вот цитата из пользовательского форума (http://vk.com/wall-24946565_226393?reply=227007)

Цитата
На сайте РЖД нередко зависает интернет-банкинг, билет приходится брать через tutu .ru (владеет сынок Якунина), с комиссией.


Про связи Туту с РЖД я читал и ранее. Но я сам это понял несколько лет назад, когда все же нужно было покупать ж-д билеты. Такое впечатление, что сайт РЖД (по крайней мере, тогда) специально сделан так, чтобы им было невозможно пользоваться. В результате пришлось покупать билеты именно на Туту.

Тогда же удивило то, что Туту является фактически монополистом. В авиа есть, как минимум, 5-6 сайтов продаж одного (достаточно высокого) уровня. В ж-д - Туту заметно впереди. Такое впечатление, что им владеют информацией, которая недоступна другим продавцам.

29.10.2014 10:40:50

Ну, это фирменный стиль РЖД. Как-то покупали билеты в Крым в обычной кассе. Полчаса после начала продаж, а билетов уже нет. Но рядом «коммерческая» касса — там билетов много smile:).
Однако, всё не так плохо smile:). Например, на всех поездах до Пензы есть электронная регистрация. Бумажный билет совсем не нужен. И никакой «стойки» для талона у РЖД нет — приезжай на вокзал за 10 мин. до отправления поезда (на центральные вокзалы, конечно, приходится выезжать с большим запасом — руки оторвать тому, кто вокруг вокзалов населённый пункт построил).

29.10.2014 10:58:49

Возможно, в какой-то мере это связано и с тем, что в авиации все пользуются международными системами бронирования, а в РЖД своей собственной, так сказать, импортозамещающей. smile:(

29.10.2014 11:06:29

Хороших пример в "пользу" импортозамещения" smile:-)

Я думаю, что ответ на мой вопрос на поверхности: РЖД - монополист, монополия которого закреплена в законе.

29.10.2014 12:46:43

Не хочется о грустном, но посадочный талон нужен вовсе не для удобства пассажиров.

30.10.2014 12:41:15

Про завершение этой истории: см. отдельный комментарий внизу

29.10.2014 12:07:29

Вообще-то также как и на самолет электронный билет на поезд можно распечатать за 1 мин с сайта rzd.ru

29.10.2014 12:26:09

А чем отличается электронный билет от бумажного (уточню - купленного в Москве, на Павелецком вокзале, а не на глухом полустанке в степи?),
В моем представлении - ничем, только тем, что в первом случае вы это сделали с произвольного компьютера, а во втором - это сделал за вас оператор. А сущность - одна и та же. В любом случае транзакция (собственно билет) фиксируется в центральной базе данных.

Я несколько лет не пользовался поездами дальнего следования, не имел дело с их билетами.

Но три года назад (Москва - Кемь) было так: через Интернет я получал лишь "маршрутную квитанция", с помощью которого мне нужно было получить собственно билет (аналог посадочного талона на самолет). Это можно было сделать или заранее или перед посадкой на поезд.

В данном случае получается, что потерян "посадочный талон", а не "маршрутная квитанция".
Чем же вы объясните такие сложности по получению дубликата "посадочного талона"?

29.10.2014 12:36:42

На некоторые поезда можно заказать через Интернет, но потом нужно получить билет в кассе.
Для бумажных билетов, я думаю, просто такой сервис не был до сих пор востребован.
Отказаться от поездки можно одним кликом (отменить регистрацию) и деньги вернуться на карточку через 12 часов после отправления поезда.

29.10.2014 12:56:11

На самом деле в случае с железными дорогами все выглядит намного сложнее, чем с самолетом,

В самолете процедура даным давно и очень четко уницифирована: регистрация (получение посадочного талона), сдача багажа, проход через "спецконтроль", посадка (с регистрацией факта посадка). По прилете - получение багажа.

На ж-д нет процедуры сдачи багажа (она есть, но крайне сложная и необязательная), только ручная кладь.
Функция регистрации при посадке (это нет только сверка посадочного талона с паспортом пассажира, но и сверка посадочного талона с центральной базой билетов) возложена на проводника.

У которого, в общем случае, просто нет связи с центральной базой данных. Именно поэтому на авиапосадочный талон - это просто бумажка "на память", а на ж-д - документ, который нужно защищать от подделки.,

В некоторых случаях на РЖД не нужно получать бумажный билет: это когда проводники снабжены современными электроонными устойствами, где эта информация у них записана.

Также работают ж-д и в Европе. Во Франции нужен обязательно бумажный билет. В Германии во многих поездах конторлеры имеют электронные девайсы (фактически по номеру билета просто ищут нужную запись в базе данных), им достаточно сказать номер билета или фамилию. А в некоторых - нет девайса, там требуют билет, хотя на практике довольны демонстрацией файла на планшете.

НО! В Европе при покупке вы не указываете паспортные данные! Часто вообще безымянные!
У нас-то идет жесткая регистрация!

Так вот возвращаемся к вопросу: почему же такая сложная процедура получения дубликата? Почему нельзя получить дубликат международного поезда?

29.10.2014 13:24:38

Цитата
НО! В Европе при покупке вы не указываете паспортные данные! Часто вообще безымянные!
У нас-то идет жесткая регистрация!


«Именные» билеты придумали, чтобы как-то побороть билетных спекулянтов. Сейчас мелких спекулянтов действительно нет. Есть крупные. Лучше это или хуже — я пока затрудняюсь сказать.

29.10.2014 13:36:00

Хуже. Мне, как пассажиру - много хуже.

Именные билеты есть везде, где билеты покупаются заранее.
Вопрос в другом: зачем при покупке требуется не просто назвать имя, а предъявить живой паспорт?

О какой борьбе со спекулянтами речь при продаже автобусный билетов Тверь-Торжок непосредственно перед посадкой в автобус?
Я уже писал про этот пример: на каждый автобусный билет выписывается еще ДОГОВОР (могу прислать фото). Выписка одно билета длится 3-4 минуты!
Люди, сошедшие с электричке (расписание автобуса привязано к электричке), банально не успевают на автобус (очередь 20 человек обрабатывается много более получаса).
При этом автобус, отъехав за угол, тут же подбирается "леваков"...

Какие спекулянты? Какие террористы?

29.10.2014 13:54:40

Цитата
Хуже. Мне, как пассажиру - много хуже.


А откуда ты знаешь, если сам же признаёшься, что «Я несколько лет не пользовался поездами дальнего следования, не имел дело с их билетами»? smile:)

Вообще-то стало лучше.
1. Билеты можно купить через сайт, а не отстояв очередь в кассу (хотя в очереди до сих пор стоят молодые люди со смартфонами в руках).
2. На некоторые маршруты действует электронная регистрация (хотя многие банально боятся ей пользоваться).
3. Несколько крупных спекулянтов всё-таки лучше множества мелких. Хотя бы тем, что работают они вполне открыто.

А паспорт надо показывать потому, что в билет вписывается не только имя, но и номер документа. Да и лишняя гарантия того, что по твоему билету не уедет другой. К тому же, показывать паспорт совершенно необязательно. В немосковских кассах, по крайней мере.

29.10.2014 13:59:34

А ты помнишь, когда ввели обязательное предъявление паспорта при покупке? Как минимум - 25 лет назад!

Какое отношение все сказанные тобой плюсы к приведенному примеру с покупкой автобусного билета прямо перед посадкой в автобус?

29.10.2014 14:11:28

Ну, автобус — это из разряда «лоб расшибёт».
Но коль мы говорим про РДЖ, то логика руководства, по всей видимости, такая — не надо менять то, что в принципе устраивает большинство пассажиров поезда (ты, кстати, не пассажир поезда, поэтому твоё мнение РЖД не учитывает smile:)).
Если сравнивать РЖД и аэрофлот, то РЖД, на мой взгляд, значительно больше думает о пассажирах. По крайней мере, они не заставляют меня приезжать почти за час до отлёта, носиться с багажом, проходить какие-то дурацкие рамки и упираться коленками в спинку кресла впереди сидящего бедолаги smile:).

29.10.2014 14:25:27

А велосипед - еще более комфортнее...

Я не пассажир поезда, в том числе и потому, что меня не устраивают многие вещи на РЖД.
Все это устраивает наших пассажиров ровно потому, что у них нет другого выбора.
Логика руководства РЖД очень простая - их монополизм защищен законом и до пассажиров им вообще нет никакого дела.
А на самолетах - жесткая конкуренция.

Кстати, поезд Шанхай-Пекин идет всего 4 часа. Как наш "Сапсан" в Питер. Только у них расстояние 1300 км, а не 700.

29.10.2014 14:40:55

Цитата
А на самолетах - жесткая конкуренция.


И что? Кто-нибудь отменил эту дурацкую регистрацию, из-за которой приходится приезжать в аэропорт за час до посадки? Кто-нибудь отменил эту идиотскую сдачу багажа, из-за которой пассажиру после приезда приходится куда-то тащиться и отлавливать свой чемодан? Кто-то убрал из салона несколько рядов кресел, из-за которых не то, что лежать — сидеть нормально нельзя?
А 1300 км за 4 часа — это вообще ужас. Ни поспать, ни с соседями потрындеть, ни курочку заточить. Ну какое это путешествие? Так, насмешка одна.
Понимаешь, дорога — это неотъемлемая часть путешествия. Это минимум 30% всех впечатлений. Это остановки с непременным посещением местного вокзального буфета. Это покупка ягод у бабушек. Это чай в стакане с подстаканником. Это «а не расписать ли нам пульку?» (на любителя, конечно smile:)).
Железная дорога — это особый мир, к которому надо очень бережно относиться, поскольку поломать его просто, а восстановить трудно.
PS. Полагаю, всё намного проще. Поезд — это не твоё. Как самолёт — не моё. Поэтому «пусть цветут сто цветов». Пусть будут и быстрые самолёты, и неспешные поезда. И всем будет хорошо smile:).

30.10.2014 10:21:48

Для ж-д поездки дальнего следования нужно крепкое здоровье. Особенно на печень там большая нагрузка smile:)

30.10.2014 12:40:42

Про завершениие этой истории: см. отдельный комментарий внизу

11.11.2014 15:45:26

В самолётах так же, как и в некоторых современных поездах, есть места/билеты эконом-класса, бизнес-класса и 1-го класса. Могу заверить, места 1-го класса в самолётах не менее комфортны, чем в поездах. Но, разумеется, за совсем другие деньги. Как, впрочем, и в поездах.

11.11.2014 16:23:46

Я видел на картинках самолёты с нормальными купе. Но у нас, вроде, таких вообще нет.

11.11.2014 17:04:58

Это, наверное, были фото президентского самолета smile:)

30.10.2014 12:41:59

Про завершениие этой истории: см. отдельный комментарий внизу

30.10.2014 12:39:51

Рассказываю завершение этой истории, которая, на мой взгляд, иначе как "кошмаром" назвать трудно. Это было бы забавно в рассказа Джерома (у него есть замечательная история, как "трое" искали нужный им поезд на лондонском вокзале), но когда это происходит в реальности, с тобой – становится страшновато.

Итак, мой приятель получил дубликаты билетов. Это обошлось в несколько часов, потраченных на выяснение того, как это можно сделать (с подключением друзей, в том числе меня), два часа, потраченных непосредственно в кассах РЖД и 400 рублей денег (не посредникам, а непосредствнно РЖД!).

Вот как это было.

В 17:00 он вернул из Подмосковья. На Савеловский вокзал, где и решил провести операцию.
Ожидание в очереди в кассу заняло 10 минут. Потом началась операция по восстановлении, которая завершилась неудачей.
- По паспортным данным билет найти не удалось (причем процедура выглядела так: сотрудник записывал данные на бумажку, а потом куда-то уходил, через минут 5-7 возвращался и говорил, что "не получается")
- Стали выяснять номера поездов (туда и обратно). Приятель помнил только время отправления (оба времени). Определить не удавалось. Приятель позвонил мне, я в режиме прямой телефонной связи минут за пять (это было непросто! Разобраться в их расписаниях…) нашел номера поездов (у сотрудников вокзала это не получалось).
- номера поездов не помогли…

В 18:00 приятель покинул Савеловский вокзал, заехал по некоторым своим делам и в 21:40 мы с ним встретились (было нужно по другим делам) в кассах Павелецкого вокзала (он покупал билеты там). К тому времени, он нашел в своей записной книжке инфо о номере вагона и номере места (он их переписал из билет).

В огромном билетном зале было пусто. Из двух десятков касс светились только с пяток касс в правом углу, причем одна – "админстратор", другая – "возврат билетов". Так кучковалось человек пятнадцать. Точнее они нервно стояли в очередь, перебегая от кассы к кассе. Дело в том, что одна касса закрывались совсем, другая на технический перерыв, и никто не мог понять, где будет быстрее.

40 минут, проведенные тут, - наблюдение спектакля по юмористическим произведениями Жванецкого-Задорного. Все было бы очень смешно, если бы это не было проблемы реальных людей. Два мужика метались между кассами в попытках взять билеты на поезд, через 20 минут отходящий в Тамбов. Пока они достигли очереди в кассу, им сказали, что продажа билетов заканчивается за 15 минут до отхода, а сейчас – уже 14 минут. Они с криками метнулись к администратору (все это на площадке в 15 метров), та им подтвердила – "заканчивается за 15 минут". Но через пару минут все же пошла на встречу жаждущим – идите в кассу. В пустом зале по громкой связи начались объявления: "На отходящие поезда билеты продаются все очереди".
Мужики метались между кассами: где-то надо было ждать завершение текущей операции с клиентом, какая-то в этом момент закрылась, касса возврата работала только на возврат.
В общем, оба мужика на поезд не попали, остались в Москве…

В нашем случае все оказалось счатливее.

Приятель подошел к окну администратора, та сразу выдала два бланка заявления, приятель заполнил, отдал. Администраторша начала энергичный поиск билетов. Все производилось через телефон (никакого компьютера), она куда-то звонила, называла параметры поиска (фамилию, номера поезда, вагона, места…). Через 10 минут общения по телефону она сообщила: "Нашли! Идити в кассу возврата билетов, там все оформят".



12 минут ожидания очереди (два клиента перед нами). Я следил за работой оператор (немолодая дама) и искренне удивлялся бешеному темпу ее работы. Это было похоже на темп сражения на шпагах (как в фильмах), но как это можно было так работать больше 10 минут – уму непостижимо. Но при такой виртуозной работе, результат был таков: операция возврата-восстановления занимала около 10 минут.

За операцию возврата по каждому билету было взыскано по 188 руб. Кроме того, оператор два раза предупредила: сдавать полученные дубликаты (поезд через два дня) уже нельзя. Точнее, можно, но это проходит по особой процедуре через какого "отдела спецрасследований" (не запомнил, но какой-то "спец"), который принимает решение в течение ПОЛУГОДА,

В 22:30 счастливые по поводу удачного завершения многодневной операции мы вышли из здания Павелецкого возкала…

Вот так работает билетная служба РЖД во втором десятилетии 21-го века в столице нашей Родины, городе-герое Москве…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии