НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Особенности национальной работы с документами в России

Эта тема в очередной раз вплыла в дискуссиях в социальных сетях, и по этому поводу мне вспомнился рассказ об одном из ECM-проектов на прошедшей в сентябре конференции Russian Enternet Content Summit. В рамках секционного заседания об опыте создания и эксплуатации ЕСМ-системы разработки и выпуска проектной документации в ОАО "Моспроект", рассказал руководитель компьютерного центра этой организации Михаил Вайнштейн. Надо сказать, что "Моспроект" – это крупнейшее в России предприятие (институт) по разработке строительных проектов.
(ежегодно проектируется более 1500 объектов, 15 архитектурно-проектных мастерских и 14 специализированных отделов Моспроекта, все этапы проектирования осуществляются собственными силами, без привлечения субподрядчиков).
[spoiler]
Актуальность темы ECM для предприятия не требует пояснений: проектная документация – это главный результат его работы. Вот цитата из презентации:

Хранение проектной документации (подлинников) производится в архиве предприятия  не менее 5 лет и не более 15 лет  до момента передачи в муниципальный (государственный) архив или до ее уничтожения.

Доклад был подробным и эмоциональным. Из него было видно, что в "Моспроекте" реализована четкая, продуманная система управления архивом документации, с использованием самых современных ИТ-средств. Вырисовывалась картина мощного эффективного конвейерного производства (хранение, тиражирование, передача заказчиками). Презентация была насыщена информативными слайдами…

Вот только не хватало общей структурной схемы работы всего этого конвейера. И я по ходу доклада начал ее рисовать в голове, и вот что в результате получилось.

Сначала идет разработка собственно проекта. Как я понял, это делается с помощью самых современных CAD-систем. А по завершению разработка нужно зафиксировать результаты разработки в виде собственно документации, которая передается заказчику для строительства и эксплуатации объектов. Делается этот так.

1. Результаты работы CAD-системы преобразуются в бумажный вид. Эти бумажные документы являются подлинниками, они подписываются и сдаются в бумажный архив.




2. Но перед сдаче в архив бумага сканируется, получаются электронные копии бумажных подлинников, которые сдаются в электронный архив (но это архив не подлинников, а копий).



3. А заказчику передаются бумажные и электронные копии подлинников. Для получения бумажных копий распечатываются электронные копии бумажных подлинников.




В общем, схема производства-конвейера выглядит так

CAD -> печать бумажные документы (подлиники) -> сканирование подлинников и получение электронных копий -> распечатка электронных копий и получение бумажных копий.

Т.е. два раза распечатка и один раз – сканирование. При этом нужно иметь в виду, что нужны не простые офисные принтеры и сканеры…

Вся эта схема заставляет вспомнить старую шутку: "своровать водку, продать, на вырученные деньги купить водку и напиться…". Только это уже не шутка, а вполне реальное ее воплощение в крупнейшем в России проектном центре…



Возникает естественный вопрос: а зачем нужны все эти распечатки и сканирования? Почему нельзя зафиксировать результаты работы CAD в электронном виде, хранить все это в таком виде и в таком же виде передавать закачкику? А уже сам заказчик пусть решается, как ему удобнее работать с полученными документами – в электронном виде или распечатывать их?

Впрочем, ответ на эти вопросы известен и был озвучен на конференции (я задал вопрос): так нужно по закону. Собственно, об этом наглядно говорит надпись на слайде – "для прокурора".

Спору нет: законы нужно выполнять. Но если законы являются "дурацкими", не соответствующими реалиям и современным возможностям, то их нужно менять.

И крайне удивляет пояснение "для прокурора" (оно звучит регулярно во многих разговорах о наших документах). Из этого тезиса можно сделать вывод, что наши прокуроры и другие контролирующие лица, - это какие люди, сохранившиеся в своем первозданном виде с 19-го века (или более давних времен), и совершенно неспособные освоить ИТ-средства.

То есть получается, что для людей, неспособных работать с компьютерами, нужно сохранять архаичные и весьма недешевые схемы производства бумаги. Тогда, развивая такой подход, в качестве довода можно сказать о том, что такая проектная деятельность обеспечивает также выполнение планов сбора макулатуры школьниками-пионерами.

В борьбе за дело производства бумаги будь готов!
Всегда готов!


P.S. Кстати, вот еще один ключевой тезис из этого доклада



Это цитата из наших законов. "Документ = материальный носитель".

Что тут можно еще сказать…
А в чем измеряется ценность документа? Конечно же, в килограммах! А еще лучше – в тоннах!
Сергей Голубев
А существует ли для электронных документов простой способ избавиться от «оригиналов» так, чтобы никто не был виноват? Скажем, «архив сгорел».
Колесов Андрей
Наверное, можно, но зачем? Я думаю, что многим людям такая система удобна и выгодна.

На самом деле, можно на 99% утверждать, что МОСПРОЕКТ вполне может отказаться от бумажного архива (я знаю примеры в нашем авиастроеннии, где все проектирование и архивирование идет в электронном виде, Мосэкспертиза принимает проекты на экспертизу только в электронном виде)...

Но людям лень что-то менять.... Зачем менять...
Сергей Голубев
«Наверное» тут никак не годится. Пожар — схема, проверенная годами и прокурорами. А ты предлагаешь заменить её на «наверное». Речь-то не про какую-то там авиацию, а про строительство. Про эту мистическую отрасль, когда у здания может внезапно появиться пара-тройка дополнительных этажей. И все при этом дружно кивают головами, что «так и было».