НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Правительство вновь озаботилось оцифровкой выпускаемых печатных книг. Когда дело дойдет до реализации "забот"?

Пожар в библиотеке ИНИОН (см. "Каково состояние дел в стране с сохранностью бумажных архивов?")  все же заставил правительство вспомнить о проблеме хранения печатной продукции. Ведь проблема заключается в том, что архивы библиотек постоянно пополняются нарастающим потоком постоянно выпускаемых книги и СМИ.
[spoiler]
По существующему порядку вещей, все типографии должны оправлять по одному экземпляру книг (про газеты и журналы – отдельная тема) в 16 главных библиотек России, а те в свою очередь – хранить их. Выясняется, что еще год назад Минкультуры представило в правительство законопроект, согласно которому 16 обязательных печатных экземпляров заменяется на шесть, но к ним добавляется три экземпляра в электронном виде. Вот только сейчас правительство вспомнило об этом законопроекте, который все же обещают рассмотреть на предмет одобрения (когда дойдет до передачи его в Госдуму – никому не известно).

Легко посчитать во сколько обойдется такая медлительность правительства: нужно взять число изданных в России книг за год  и умножить на их оцифровку. Думаю, что сумма получится очень приличная. А если прибавить сюда затраты библиотек на хранение это "бумажной продукции", то еще больше. Что мешало решить вопрос год или пять лет назад?

При этом есть возникает еще несколько вопросов, в том числе такие

- а зачем вообще нужно хранение бумажных экземпляров?
- что будут представлять собой "электронные копии издания"?

В законопроекте говорится о том, что электронная копия издания должна быть "полным аналогом печатного документа". И как это будет выглядеть на практике?

Давайте посмотрим на процесс подготовки книги, скажем, с аналогией в нашим PC Week.

Все материалы на верстку подаются изначально в электронном виде (кажется, в DOC-файлах). Потом с верстальщики с помощью программных средств преобразуют DOC-файлы в неких формат, используемых для печати (для примера – PDF). PDF в типографии преобразуются в печатные листы.

Вопрос: что же типография (или издательство) должно передавать в библиотечный фонд, чтобы электронная копия была "полным аналогом печатного документа"?

Из законопроекта можно понять, что нужно теперь отксерить бумажную продукцию и отправить графические файлы в архив.
Если законопроект предполагается такой вариант решения задачи, то все это напоминает дорогостоящее чесание правой ногой левого уха.

Но это – предположение. А как будет обстоять дело на практике?
По нашей традиции, этого никто не знает. Кто именно готовит этот закон, как проходило его обсуждение в экспертном сообществе, как именно следует трактовать его положения – об этом ничего неизвестно.
Скорее всего, будет "как всегда": в какой-то момент вдруг Госдума пример закон, потом через пару лет встанет вопрос о том, что его нужно исполнять. И только тогда возникнет вопрос: зачем придумали все так сложно и дорого, когда все можно сделать много проще и дешевле.

P.S. Еще стало известно, что в в целом на оцифровку библиотечных фондов России в этом году выделено 100 млн. руб. Насколько эта сумма поможет повысить электронную долю нашего национального информационного наследия – неизвестно.
Вязилов Евгений
Я видел тендеры на оцифровку документов Правительства РФ еще лет 7-10 назад на сумму 350 млн. руб.
Колесов Андрей
То, что какая-то работа идет, - несомненно. Но как она идет? Каково состояние дел? Какие перспективы?
Неизвестно.