НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Станет ли "госпочта" конкурентом операторам обмена электронными документами?

Андрей Колесов
16.02.2015 17:38:28

Сегодня в соцсетях увидел упоминание статьи "Чем вызван небывалый рост российского рынка электронногого документооборота в 2014?", что несколько озадачило: только в конце недели обсуждал в посте, что вследствие очевидных экономических проблем ожидать особого роста (или просто роста) рынка СЭД не приходится, как и скорого появления статистических данных о состоянии дел в этой сфере в 2014 год, как "на тебе" – и данные есть, и о "небывалом росте" в них говорится. Но когда открыл статью по ссылке, то эти вопросы отлегли сами собой: речь в статье идет о рынке электронного документооборота в общепринятом смысле слова (система поддержки внутреннего документооборота), а о ЭДО в его понимании Федеральной налоговой службы, т.е. обмена между организациями документами (в основном финансоваыми), контролируемыми ФНС. Более того, речь идет не о рынке в целом, а о результатах одного из игроков (наверное, одно из крупных) – через сервис "Контур.Диадок" (дочерняя структура "СКБ Контур").

Как раз на прошлой неделе мы опубликовали результаты нашего читательского опроса на эту тему (см. "Какова практика межорганизационного обмена электронными документами"), где говорилось, что данных по статистике данного рынка пока не наблюдается. И вот – оперативный отклик на сетования.

Итак, по данным "Контур.Диадок", в 2014 году число переедаемых через сервис документов увеличилось до 22,6 млн. с 6,2 млн. в 2013 году (в 2012 – 3,smile8), т.е. повышение темпов роста (в 2014 – в 3,6, в 2013 – в 1,6 раза) при весьма солидных абсолютных показателях. Говорится об увеличении числа пользователей (компаний) сервисом на 14 тысяч, и об увеличение тех, кто принимает хоть что-то через сервис с 87 тыс. до 680 тыс.

Замечательно, наличие хоть каких-то данных – это лучше, чем отсутствие каких-либо. Но данных, надо сказать, очень мало для того, чтобы получить сколь-нибудь законченную картину. Да и даже эти немногочисленные данные, вызывают вопросы.

Из этих сведений получается, что рост компаний, подключившихся к сервис, в процентах был не очень значительным. Как можно понять, общее число пользователей сервиса составляется никак не менее 680 тыс., значит, рост был 2%.

Из этих же данных следует, что в 2013 году из 666 (как минимум) тыс. пользователей получали документы только 12,5% (83/666*100). Возникает вопрос – а зачем к сервису подключались остальные 87,5% его пользователей? За что и зачем (и сколько) они платили за это деньги?

Кстати, действительно, было бы интересно узнать – в какие суммы обходиться компаниям удовольствие подключиться к сервису и пользоваться его услугами (кажется, подключение и использование – это не одно и то же).

До сих пор остается без ответа одних из основных вопросов: а какова доля ФНС-ЭДО в общем объеме обмена такого рода документами (считая, бумажные)?
Вопрос это важен в плане понимания того, насколько быстро идет внедрение электронных методов взаимодействия в деловую жизнь организаций?
Использование механизма ФНС-Операторов способствует этому или, может быть, только тормозит этот процесс?

Дело в том, что до сих пор не очень понятно: зачем нужно для обмена документами применять каких-то "спецоператоров" (и платить им деньги), при том, что пересылать документы вполне можно по обычной почте? Можно предположить, что реализуя механизм "спецоператоров" ФНС упрощает себе самой жизнь и снижается собственные расходы (а может, и получает даже доходы, ведь в бумажном варианте пересылка выполняется бесплатно, а в электронном за деньги).
Но упрощает ли он жизнь компаниям-пользователям?
Может быть, если бы предприятия могли обмениваться документами через обычную почту, уровень "электронизации" уже давно был бы 100%?

И еще интересно: для чего Почтой России создается механизм "Государственная электронная почта" (см. Какой и когда будет "Госпочта"? Пока не очень понятно), который грозится уже в первой половине 2015 запуститься в эксплуатацию и реализовать некий гарантированный способ доставки любых, в том числе "юридически значимых", документов, в том числе те, которые сейчас пользователи обязаны (именно так – обязаны, выбора у них нет) передавать через ФНС-операторов?

Комментариев: 18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

17.02.2015 05:41:52

"для чего Почтой России создается механизм"

Полагаю, граждан добровольно-принудительно (как компании - "через ФНС-операторов") обяжут пользоваться этой почтой. В стиле "не смотрел госпочту раз в неделю - сам виноват".

17.02.2015 08:53:22

Честно говоря, все эти "тайные проекта" Минкомсвязи уже изрядно надоели. Надоело обсуждать эти пустышки. Когда наша отрасль и Правительство поймут, что так работаться нельзя...

17.02.2015 09:11:02

Вообще такая почта "с гарантированной доставкой" не помешала бы. Обычная электронная почта не спасет в ситуации, когда получателю вашего сообщения выгодно его не получить. Сейчас для этого пользуются факсами. Уж не знаю почему, но почему-то считается, что отмазка "Я не видел ваш факс" не проходит, а с электронной почтой запросто smile:)

17.02.2015 09:30:48

Мне видится проблема в том, что мы, как обычно, пытаемся изобрести велосипед, который уже давно изобретен.
Как решаются вопросы гарантированной доставки е-почты в "просвещенном мире"? Этого никто не знает и знать не хочет.

А как будет обеспечиваться "юридическая значимость гарантированной доставки" через Госпочту? А если я там тоже не буду просто открывать свой ГосЯщик? Или не буду смотреть там письма? Так и в случае, обычной бумажной почты я могу просто не открывать дверь почтальону или откажусь расписываться в получении...

Никто не пытается дать анализа ситуации.
Вот мне за последние 10 дней пришло несколько вполне официальных писем - счета на оплату ЖКХ + счета их налоговой.

Из ФНС пришло ТРИ письма, причем не мне - а людям, которые жили по этому адресу ТРИ года назад.
Вот как работает сегодня госслужба и госпочта.

Все документы были просто брошены в почтовый ящик, я их мог просто не заметить в потоке бумажного спама. Я не могу даже вернуть письма почтальону, чтобы сказать - вы ошиблись адресом.

А вот по электронной почте все доставляется нормально.

Короче говоря, все это решается при наличии минимального желания. Желания нет, даже минимального.

20.02.2015 16:38:38

Цитата
Мне видится проблема в том, что мы, как обычно, пытаемся изобрести велосипед, который уже давно изобретен.
Как решаются вопросы гарантированной доставки е-почты в "просвещенном мире"? Этого никто не знает и знать не хочет.


В Латинской Америке, которая, кстати говоря, считается очень прогрессивной в плане перехода от "бумаги" к электронным документам, процессам и сервисам (почитайте отчеты PwC или E&Y) проекты по созданию т.н. "Госпочт" уже активно ведутся. "Госпочты" создаются на базе налоговых - SAT (Мексика) и Sefaz (Бразилия).

Америку и тем более Европу (с ее тухлой экономикой) к "просвещенному миру" я в этих вопросах не причисляю.

20.02.2015 19:29:32

Я что-то тухлятины в Америке и в Европе не чувствую...
Рассказали бы о передовом зарубежном опыте. А еще лучше - начали бы рассказ с росскийского опыта.

26.02.2015 15:44:23

Дамы и господа, вижу, что у вас какие-то сумбурные представления по данному вопросу. Попробую внести ясность.
1. Для счетов-фактур есть только 2 законных способа передачи:
а. в бумажном виде (лично, с товаром, почтой, курьером и т.п.)
б. в установленном законом виде через оператора, аккредитованного ФНС.
Других способов нет. Можно ли будет отправлять ЭСФ через чудо-почту - вопрос (к ФНС, Минфину, Правительству РФ, Госдуме и т.п.).
2. Все остальные документы, если для них ЗАКОНОМ не установлена обязательная бумажная форма, можно отправлять в электронном виде КАК УГОДНО. Совсем не обязательно через оператора. Просто отправляя документы друг другу, "бесплатно".
Организации выбирают отправку через оператора остальных документов (кроме ЭСФ) потому, что (и/или):
1. Они уже отправляют ЭСФ через оператора
2. сервис ЭДО интегрирован с другим сервисом, например, EDI
3. оператор решает сам задачи интеграции сервиса ЭДО и ИС клиента
4. сервис ЭДО имеет дополнительный функционал: визуализации документов, хранения документов и т.п.

Будет чудо-почта - хорошо. Сможет ли она заменить операторов ЭДО - посмотрим. Всем мира.

26.02.2015 16:04:43

А почему закон заставляет отправлять счета-фактуры ТОЛЬКО через оператора ФНС?

Чудо-почта уже давно есть. Она называется "электронная почта".

26.02.2015 16:30:33

НДС - важная составляющая бюджета РФ. Фокусов с зачетом входящего НДС (соответственно, уменьшением налогооблагаемой базы и уплачиваемого в бюджет НДС) налогоплательщики пытаются придумать много. Разной степени изящности, включая откровенно грубые попытки работать через фирмы-однодневки. Поэтому нашему государству (ФНС здесь лишь контролирующий орган) нужно было придумать способ обмена СФ в электронном виде, не сильно уступающий по надежности бумажному. Видимо, не придумали ничего лучше, как аккредитованных операторов.
Чудо -почта - это я про анонсированную ЮЗ элпочту.

26.02.2015 16:07:43

Все, что вы тут пояснили, я лично знаю. А вот многие заказчики, благодаря запутанной рекламе со стороны операторов, - не знают.

26.02.2015 16:32:00

Не надо так плохо думать о заказчиках. Компании умеют считать деньги, сколько будет стоить построить обмен самому, а сколько - через оператора. Для многих аутсорсинг (работа через оператора) выходит дешевле.

26.02.2015 19:22:46

Я ничего не имею против, скажем, DHL. Наверное, очень полезная штука. Но одно дело, если у меня есть выбор между DHL и Почтой, и другое - когда выбора нет.

26.02.2015 15:47:36

Немного про Европу: http://www.edicomgroup.com/en_ES/news/5166?utm_source=newsletter&utm_medium=boletin&utm_content=einvoic­ing-europe&utm_campaign=2015-01

26.02.2015 16:06:43

Спасибо!
Но вот почему в Европе используется понятные термин e-invoicing (обмен счета в электронном виде), а нашим провайдерам нужно запутывать голову всем и себе бессмысленным термином "юридически значимый электронных документооборот"?

26.02.2015 16:34:53

теоретически и практически через оператора можно передавать не только ЭСФ, чем компании и пользуются. Через наш сервис компании обмениваются, как минимум, 20-30 видами документов, включая специфические для данного вида деятельности. "E-invoicing" не отражает всего спектра отношений обмена.

02.03.2015 14:22:54

Андрей, добрый день! Ваш пост натолкнул на мысль написать колонку о мифах, связанных с электронным документооборотом. Опубликовали сегодня http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=171554

02.03.2015 14:43:27

Удивительно странная статья. Такое впечатление, что автор задался целью запутать читателей окончательно. Я напишу пост по этому поводу.

03.03.2015 08:27:51

Ольга! Написал пост-комментарий http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/7325.php
Предлагаю подискутировать там.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии