Как раз на прошлой неделе мы опубликовали результаты нашего читательского опроса на эту тему (см. "Какова практика межорганизационного обмена электронными документами"), где говорилось, что данных по статистике данного рынка пока не наблюдается. И вот – оперативный отклик на сетования.
Итак, по данным "Контур.Диадок", в 2014 году число переедаемых через сервис документов увеличилось до 22,6 млн. с 6,2 млн. в 2013 году (в 2012 – 3,8), т.е. повышение темпов роста (в 2014 – в 3,6, в 2013 – в 1,6 раза) при весьма солидных абсолютных показателях. Говорится об увеличении числа пользователей (компаний) сервисом на 14 тысяч, и об увеличение тех, кто принимает хоть что-то через сервис с 87 тыс. до 680 тыс.
Замечательно, наличие хоть каких-то данных – это лучше, чем отсутствие каких-либо. Но данных, надо сказать, очень мало для того, чтобы получить сколь-нибудь законченную картину. Да и даже эти немногочисленные данные, вызывают вопросы.
Из этих сведений получается, что рост компаний, подключившихся к сервис, в процентах был не очень значительным. Как можно понять, общее число пользователей сервиса составляется никак не менее 680 тыс., значит, рост был 2%.
Из этих же данных следует, что в 2013 году из 666 (как минимум) тыс. пользователей получали документы только 12,5% (83/666*100). Возникает вопрос – а зачем к сервису подключались остальные 87,5% его пользователей? За что и зачем (и сколько) они платили за это деньги?
Кстати, действительно, было бы интересно узнать – в какие суммы обходиться компаниям удовольствие подключиться к сервису и пользоваться его услугами (кажется, подключение и использование – это не одно и то же).
До сих пор остается без ответа одних из основных вопросов: а какова доля ФНС-ЭДО в общем объеме обмена такого рода документами (считая, бумажные)?
Вопрос это важен в плане понимания того, насколько быстро идет внедрение электронных методов взаимодействия в деловую жизнь организаций?
Использование механизма ФНС-Операторов способствует этому или, может быть, только тормозит этот процесс?
Дело в том, что до сих пор не очень понятно: зачем нужно для обмена документами применять каких-то "спецоператоров" (и платить им деньги), при том, что пересылать документы вполне можно по обычной почте? Можно предположить, что реализуя механизм "спецоператоров" ФНС упрощает себе самой жизнь и снижается собственные расходы (а может, и получает даже доходы, ведь в бумажном варианте пересылка выполняется бесплатно, а в электронном за деньги).
Но упрощает ли он жизнь компаниям-пользователям?
Может быть, если бы предприятия могли обмениваться документами через обычную почту, уровень "электронизации" уже давно был бы 100%?
И еще интересно: для чего Почтой России создается механизм "Государственная электронная почта" (см. Какой и когда будет "Госпочта"? Пока не очень понятно), который грозится уже в первой половине 2015 запуститься в эксплуатацию и реализовать некий гарантированный способ доставки любых, в том числе "юридически значимых", документов, в том числе те, которые сейчас пользователи обязаны (именно так – обязаны, выбора у них нет) передавать через ФНС-операторов?
Предлагаю подискутировать там.