НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Нужно ли проводить оценку эффективности СЭД

Андрей Колесов
30.03.2015 10:05:40

То, что внедрение ИТ выполняется с целью эффективности работы (или в более общей постановке вопроса можно сказать "улучшения жизни"), с этим, вряд ли кто-то будет спорить. Хотя, конечно, главной целью бывает банальная необходимость отчитаться о выполнении "приказа сверху" или желание похвастаться (на министерском совещании или в бане) о том, что и "мы сами с усами", но все же такие мотивы использования ИТ являютя не главенствующими.

Итак, с тем, что целью внедрения ИТ (в данном случае говорим о СЭД) должно быть получение позитивного толка, никто не спорит. Но вот как только разговор заходит о конкретике – какие именно толк, а главное – каков он в количественных показателях, -- тут, как правило, рассказчики о проектах внедрения СЭД встают в ступор. Более того, довольно часто просто, не понимают, о чем идет речь. Это я вполне ответственно утверждаю исходя из собственных многолетних наблюдений и непосредственных экспериментов.

Основные рассказы об эффективности описываются в терминологии "улучшить, расширить, углубить". Когда же спрашивать, как именно в количественных показателях можно оценить "улучшения", в ответ обычно получает рассуждения о том, как сложно посчитать экономический эффект.

То, что выразить в денежном измерении эффект от внедрения ИТ, - сложная задача, тоже всем известно. Более того, не просто сложная, но и не имеющая изначально однозначного объективного решения. Т.е. решения для этой задачи какие-то есть, но все они носят частных, а главное – весьма субъективный характер. При этом субъективность решения совсем не означает, что такие экономические оценки не нужно проводить. Нужно (хотя, скорее всего, не всегда), просто при этом надо всегда иметь в виду относительность и субъективность таких оценок.

Но ведь кроме субъективных денежных характеристик, есть вполне объективные показатели результатов внедрения СЭД: скорость реализации бизнес-процессов, трудозатраты, число занятых сотрудников и пр. Это вполне "измеряемые" характеристики.
Да, конечно, это показатели могут быть не главными в тех или иных проектах, но все же последить за ними всегда полезно.

Тут напомню известный постулат: "Управлять можно лишь тем, что можно измерить".
Но почему-то в сфере СЭД измерения как-то не очень приняты…

Дней десять назад СМИ облетела новость: московская мэрия собирается сокращать на 30% число своих сотрудников. Столичный градоначальник Сергей Собянин, говоря об этом, сообщил, что это должно пройти безболезненно для работы городской системы управления, поскольку людей смогут заменить внедренные ИТ.

Я думаю, что мэр лукавит: причиной сокращения является банальные дефицит городского бюджета, иначе, как это происходит уже много-много лет внедрение ИТ продолжало бы сопровождаться увеличением числа городских служащих. Действительно: ИТ внедряются в городских службах уже далеко не первый год, а вот о том, что внедренные средства позволяют заменить людей, сократить численность занятых в бизнес-процессах, мы услышали только сейчас. Почему так?

Комментариев: 3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

30.03.2015 13:10:29

Цитата
Тут напомню известный постулат: "Управлять можно лишь тем, что можно измерить".
Но почему-то в сфере СЭД измерения как-то не очень приняты…


Не только в сфере СЭД. А практически при реализации любого ИТ-проекта. Почитайте многочисленные "истории успеха". Мало где указываются критерии, которые можно измерить. Чаще всего говорится о том, что реализация ИТ-проекта позволила создать единое информационное пространство, что облегчило коммуникации между заинтересованными лицами... И практически никогда реальная стоимость реализации ИТ-проекта (включая затраты на его поддержку и обучение персонала) не соотносится с той материальной выгодой, которую он дает... smile:(

31.03.2015 10:21:18

К сожалению, мы еще находимся на таком этапе развития технологий, когда автоматизируются в основном рутинные процессы обработки данных. Да, на этих этапах за счет применения ИТ увеличилась производительность труда чиновников. Например, если раньше чиновник в день мог приготовить 4 письма, то сейчас до 10; если раньше для подготовки климатического атласа ученому требовалось несколько лет, то сейчас это можно сделать за месяц и т.д.
А вот автоматизация бизнес-процессов - это совсем другой уровень автоматизации, требующий взаимодействия различных систем, их интероперабельности, полноты и качества баз данных, формализации бизнес-процессов и т.д. Здесь пока будут больше затраты, чем прибыль. Например, на поддержку эксплуатации Электронного правительства, где сделана попытка автоматизации бизнес-процессов, требуется в 2015 г. 2 млрд руб. (CNews Analytics, 2014).

31.03.2015 10:48:02

Не понимаю. Я думаю, что как раз в первом случае вы говорите об автоматизации бизнес-процессов, в второй (что вы называете "автоматиазация бизнес-процессов") - это реинжиниринг системы, с изменением самих процессов.

Понятно, что тут для получения эффекта нужно более значительные затраты, но и эффект должен быть на порядок более значительный!
Любой проект должен иметь позитивных эффект! Если эффекта нет, то это означает, что проект является негодным.
Пример с ЭлПрав - это пример негодной реализации нужно дела. 2 млрд руб для такого проекта - это совсем немного!

Вспомните, у нас в начале 2012 года выкинули на ветер 15 млрд. руб за три месяца на какую-то видеотрансляцию выборов.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии