Владислав Артюков 09.06.2015 13:37:10 Из отечественных компаний только 1С (на мой взгляд) может создать "клиринговый центр" для документооборота между организациями (со шлюзами в разные системы). Есть ли у 1С такие планы? |
Вопрос этот был замечен в нашем блоге специалистами "1С", и они, не дожидаясь, когда я подойду с вопросом к ним, подошли сами ко мне. После этой беседу ведущий специалист "1С" по данной проблематике Альберт Салимов ответил в комментарии того поста:
"клиринговый центр для документооборота между организациями" фирма "1С" уже создала. Он называется 1С:Хаб. Фирма 1С запустила сервис 1С-ЭДО, обеспечивающий присоединение операторов ЭДО к обмену через 1С:Хаб. На конференции "Решения 1С для корпоративных клиентов" (http://www.1c.ru/news/events/event.jsp?id=862) завтра, 11.06.2015 об этом расскажет Артем Танан (1С) в секции ЭДО. Ведем работы по интеграции с несколькими операторами ЭДО. Готов рассказать подробности. |
Действительно, по теме Артем сделал даже две презентации, а я отдельно еще говорил в Альбертом и еще с некоторыми участниками конференции из числа заказчиков. Вот основные мои "резюме":
1. Несмотря на многочисленные разговоры по поводу решения проблемы роуминга, на самом деле, никакого роуминга нет. Есть отдельные примеры, если на своих операторов давят ОЧЕНЬ крупные клиенты, но это – именно исключения из общего правила.
2. По факту никто сегодня в решении вопроса роуминга не заинтересован. ФНС вообще от этого дела самоустранилась, крупные операторы в этом не заинтересованы, поскольку хотят всех клиентов замкнуть на себя. Реально заинтересованные тут только заказчики, но их слишком пока мало и "цена" их интереса близка к нулевой (что-то делать для решения проблема никто ничего не хочет).
3. "1С" действительно сделала сервис роуминга "(клиринговый центр) 1С:Хаб, причем запустила его еще год назад. Есть интерфейсы подключения к нему со стороны клиентов и со стороны операторов.
Но прошедший год показал, что пока реального интереса к использованию 1С:Хаб, нет ни у операторов, ни у поставщиков клиентского ПО (у самой "1С" интерфейс к 1С:Хаб встроен во все ее ERP-продукты). На сегодняшний день к сервису подключились всего два оператора – "Такском" и "Калуга Астрал".
Вот как выглядит схема работы сервиса:
Схема, надо сказать, сама по себе крайне странная. Я все же имею некоторое образование и жизненный опыт (в том числе в сфере ИТ), но такую замысловатую конструкцию для решения задач интеграции вижу впервые (видел в студенческих курсовых, но там они существовали только на бумаге, реализовать их было физически невозможно).
Логика работы схемы (как я понял) такова: пользователь обращается в своему оператору через Хаб (для этого нужно иметь интерфейс обращения), Хаб передает оператору, оператор, в случае роуминга обращается к Хаб, тот пересылает нужному оператору. Ответ оправляется в обратном порядке.
В моем же представлении задача должна решать по другой, давно известной схеме:
Хочу обратить внимание, что пользователь вообще не должен знать ни о каком Хабе (соответственно интерфейса работы с ним ему не нужно), он должен иметь дело только с оператором.
А если использовать схему 1С:Хаб, то в ней пользователи не должны знать об операторах, а иметь дело только с Хабом. Но тогда возникает логичный вопрос – а зачем нужны операторы?
Но все же, если есть интерес к тому, как все это работает, то можно как-то с помощью спецов "1С" подробнее осветить. Хотя, мне лично представляется, все это некоторым "чесанием левого уха правой пяткой". Я не могу понять, в чем заключается проблема отправки некоего документа из одной организации в другую. В бумажном варианте все делается просто и понятно: идете в ближайшее почтовое отделение, сдаете, получаете квитанцию. Потом еще возможно, вам по почте приходит уведомление о вручении пакета адресату. Почему вместо одной "Почта России" нужно для электронного варианта заводить целую стаю операторов, которые не хотят взаимодействовать друг с другом, я понять изначально не могу. Если ИТ не могут иначе решить такую простую задачу, то нужно гнать такие ИТ поганой метлой.
И в первую очередь гнать такой метлой регуляторов, которые не имеют регулировать…
По поводу регулятора вчера был опубликован пост Почему ФНС не хочет поддерживать переход на электронное взаимодействие предприятий?, а в ECM-Фейсбук группе прошло обсуждение темы, которое, как я пониманию, подтвердило предложение об использовании "метлы" для перехода на эффективное электронное взаимодействие.
Кстати, если нужна повышенная (по сравнению с существующие е-почтой) надежность и юридическая значимость доставки, то такую задачу вполне может решить Е-Госпочта, о создании которой Минкомсвязи отрапортовало еще несколько лет назад. Правда, потом оказалось, что это было что-то вроде "Первого Апреля". Но в середины 2014 года МКС повторно начало сообщать о "скором появлении е-госпочты" с регулярным переносом сроков "обещанного". Последние вести об этом проекте были в начале года, обещали запустить в феврале. С тех пор о е-госпочте ничего не слышно. Как я понимаю, все силы МКС брошены на проблему "импортозамещения" и на создание очередной Национальной программной платформы.
Все же, очень это удобная вещь, "импортозамещение": можно спокойно забыть (и "забить") на отчеты о реализации ранее начатых проектов и о расходовании денег на них.
"Райком закрыт – все ушли на фронт!" … импортозамещения!
Пользователям 1С предоставляется сервис 1С-ЭДО (см. https://portal.1c.ru/applications/30) - обмен электронными документами прямо из 1С через любого оператора, поддерживающего технологию 1С-ЭДО.
"1С:Хаб" = "коммутатор", к которому с одной стороны пристыковываются приложения 1С, с другой стороны - сервисы операторов ЭДО.
Роуминг при этом обеспечивается "сам собой", пользователю 1С (участнику 1С-ЭДО) не важно, через какого оператора работает его контрагент. Клиент отправляет документ контрагенту, а коммутационная часть 1С:Предприятия ("1С:Хаб") доставляет электронный документ адресату через соответствующего оператора.
Да, из схемы это и видно. Посмотрим, что скажут читатели.