НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Будет ли доступен роуминг при обмене электронными счетами-фактурами с 1 апреля?

Андрей Колесов
24.03.2016 09:21:55

… Или все эти разговоры о "подвижках" в решении данной проблемы – озвученная заранее первоапрельская шутка?

Вообще-то, вся эта уже многолетняя история с внедрением обмена электронными счетами-фактурами (ЭСФ) как давно не похожа на шутку. На мой взгляд – это довольно яркая демонстрация неспособности решить довольно простую задачу, как со стороны рынка, так и со стороны регулятора (государства).

Понять ситуацию можно на такой аналогии: в стране есть десяток (или несколько десятков) операторов мобильной связи, но перезваниваться между собой абоненты могут только внутри одного оператора. Все, точка.
Если у вашей жены МТС, у мамы – Билайн, у тещи – Мегафон, у сына – еще кто-то, а вы хотите поддерживать с ними мобильную связь, том вам нужно соответствующее число СИМ-карт, и подходящее число телефонов (про телефоны с поддержкой трех и более симок я не слышал).

Вот так у нас и роумингом ЭСФ…

С мобильной связью в конце 90х тоже было так, но, кажется, уже в начале 2000х ситуация разрешилась. Признаться, не помню, как это тогда произошло – то ли "веления" рынка (потребителей) заставило операторов, то ли регулятор сказал свое слово "обязаны", то ли операторы поняли, что роуминг увеличить их доходы…

Но аналогия с той ситуацией с мобильной связью – не очень верная. Дело в том, что в случае с телефонам речь шла, в общем-то, о сугубо личных делах граждан, до которой государству-регулятору было не очень дело. В конце концов, как люди общаются между собой – по телефону или через голубиную почту – это их личное дело.

С ЭСФ – совсем другое дело! Речь идет о деловых процессах в явном виде определяемых государством (в данном случае – Минфином, ФНС), причем даже не как регулятором (который просто издает законы), а как прямого руководителя данного процесса.
И вот мы видим: с одной стороны, вроде бы ФНС искренне хочет перевести обмен документами между организациями в электронный вид, а на практике – не может.
А операторы, кажется, могут, но не хотят… А пользователи – и не хотят, и не могут… (Вспоминается старый анекдот - как называются люди, которые "хочет, но не может", "может, но не хочет"…)

В феврале появилась информация, что вроде бы вступающий в силу с 1 апреля (через неделю!) приказ Минфина № 174н от 10.11.2015, наконец-то, вводит роуминг в обязательном порядке. Я об этом написал девять дней назад Когда же придет роуминг в обмен электронными счетами-фактурами?.
Но формулировки в этом приказе какие-то сильно расплывчатые, ни к чему никого не обязывающие (см. п. 1.3 приказа).

Цитата
Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи может осуществляться через одного или нескольких Операторов электронного документооборота.

Оператор электронного документооборота обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через Оператора электронного документооборота, заключившего договор с другой стороной сделки).


Но при этом:

Цитата
Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через нескольких Операторов электронного документооборота осуществляется при наличии у Операторов электронного документооборота совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи счетов-фактур в электронной форме


То есть, - вроде бы "должен", но при этом – и "не обязан".
Получается ФНС тут занимает позиции по поводу роуминга в стиле философа, который на вопрос друга "жениться или не жениться" отвечал "И то, и другое! А может быть – ни то, ни другое" ("Гаргантюа и Пантегрюэль", Рабле).

После написание предыдущего поста я обратился за разъяснениями к некоторым ФНС-Операторам с вопросом – как они понимают это положение Приказа, и как они собираются его выполнять? Ответы дали не все, но все, кто ответил – дали их в сугубо частном, неофициальном порядке.
Но суть ответа примерно одинакова – "посмотрим на ситуацию, пока – никак не собираемся…"

Комментариев: 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

28.03.2016 10:09:07

Всё так, и с первого числа, действительно, вряд ли что-то изменится. Если изменится - это будет реальный праздник.

Хочу предложить гипотезу, объясняющую происходящее. Она заключается в нарушении глобального принципа "кому надо тот и платит". В ситуации с мобильной связью правило выполняется, потому что звонить на произвольные номера хочется абонентам, которые и платят. Соответственно, сами же и требуют с исполнителя. Не обязательно вербально - голосование ногами не менее эффективно.
В случае с фактурами - фактуры нужны только государству, для начисления НДС. А платить должны клиенты спецоператоров, которым ни эта услуга вообще, ни фактуры в частности, не нужны низачем. Им эту услугу, по сути, навязали - для обычного делового обмена обычного email достаточно с головой. Результат налицо.

28.03.2016 10:55:24

Если 1 апреля увижу сообщения о каких-то изменениях в этой сфере, то сочту это неостроумной шуткой smile:)

Конечно, если изменения и будут, то они будут видны позднее, через полгода, как минимум.
Но текст приказа не вселяет надежд на это smile:(

Разумеется, ключевой вопрос - мотивации. Я как раз об этом и писал. Мотивация операторов сотовой связи была понятна - давление рынка и желание заработать.

В сфере ЭСФ эти стимулы пока не работают (со временем заработают, но как быстро это время настанет - вопрос).
Но в ЭФС, в отличие от мобильной связи, есть другая заинтересованная стороны - ФНС, Минфин, государство. Интерес прямой - улучшение собираемости налогов (это реально помогает!).

И вот тут возникает странность: почем ФНС, имея такое очевидный интерес, делает, казалось бы все, чтобы ЭФС не подвигались в жизнь?
Это действительно удивительно!

28.03.2016 12:01:00

Сие есть реальная загадка природы! Устроим мозговой штурм?

Упорное нежелание платить. В ИТ принято платить деньгами или трудом (пропорция не имеет принципиального значения). Если нет возможности потратить количество денег из бюджета, поступивших кстати с того же НДС, надо приложить труд. Например, заняться организацией. Работать не хочется?
Нет специалистов. Своих заставить не получается, зарплаты не те. Нанять исполнителей - опять деньги, конкурсы, скандалы. Ответственность. Ответственность нести не хочется?
Нет компетенции. Задача чисто инженерная, взять и сделать. А мы, понимаешь, все из себя такие вот экономисты с юристами. Нам влом конкретные задачи решать. Учиться не хочется?
Ведомственный эгоизм. Каждый оператор уже наладил сообщение с ФНС, наладить передачу между операторами через ФНС - вопрос мощности оборудования и каналов связи. И программного обеспечения. Но это как бы другое ведомство. Отдавать кусок не хочется?

28.03.2016 12:16:40

Насчёт когда заработают стимулы (как быстро - тоже не знаю) есть такое соображение: когда наступит некое насыщение.
Сначала клиенты начнут достаточно быстро нарастать вокруг какого-то одного оператора или группы операторов сумевших наладить роуминг внутри группы, затем слипание оставшихся операторов в единый агломерат.
Насыщение - это когда большая часть потенциальных абонентов уже подключена к ЭОД так или иначе. А пока это не так, и операторы имеют возможность и предпочитают (так рентабельнее) бороться за ещё не подключенных. Раствор не насыщен. Ждём-с.

28.03.2016 12:52:33

1. По поводу рыночных стимулов. Тут все достаточно хорошо известно на многочисленных примеров прошлого.
Данный рынок очень далек от насыщения. Трудно сказать - такой статистики или нет, или ее скрывают, - но думаю, что уровень проникновения ЭСФ вряд ли превышает 20-30 процентов (передовики говорят о 40-50%).
На этом этапе каждый оператор "тянет одеяло на себя". Ему не до роуминга, у него есть большой потенциал для "экспенсивного" роста. И меньше всех в роуминге заинтересованы лидеры (тот же "Контур"), а без них - роуминг не имеет смысла.
Лидеры мечтают стать монополистами (пример "1С" в сфере бухгалтерии всех вдохновляет).

2. С ФНС сложнее. Люди (специалисты-пользтватели) за всем этим довольно однозначно просматривают "неконтролируемость бюрократии", борьбу ФНС за расширение штатов, заплат, финансирования. Это также хорошо известная вещь. Создать запутанную систему, показать свою незаменимость и пр...Зачем делать проект за 1 год, если его можно делать 3-5-10 лет? Разумеется, с увеличением бюджета в 3=5-10 раз...
Это нормальное стремление бюрократии, которое решается только жестким общественным контролем. Которого нет.

3. Называется также коррупционный аспект (ФНС-операторы)... Его также нельзя не учитывать

"Нет специалистов и нет компетенции" - это, мне кажется, самый несерьезный довод.

28.03.2016 13:56:26

Цитата
"Нет специалистов и нет компетенции" - это, мне кажется, самый несерьезный довод.

Согласен. Зато и коррупционный аспект тогда тоже выглядит достаточно гипотетично. Не сбрасываем со счетов вовсе, но тем не менее.
А так - да.
Ещё вариант: тянуть время сколько возможно, в ожидании пока не наступит насыщение и рынок не решит проблему сам. И приписать успех себе. Вот, типа, успешно решили задачу без бюджетных средств. А то, что при должной организации наладить можно было быстро и на этом сэкономить в масштабе экономики многократно, как-то не волнует.
Общественный контроль... хм. Интересно, в Общественной палате кто-нибудь вообще от ИТ есть?

28.03.2016 14:09:19

1. Когда я говорю "общественный контроль", то имею в виду в первую очередь, Представительную власть разного уровня (Госдума и пр). Депутаты - по изначальному смыслу - это как и есть представители общества, которые по поручению народа, в том числе, контролируют работу назначенном ими Правительства.

Другое дело, что у нас понятие "Госдумы" с такой функцией как-то не очень ассоциируется.

Общественная же палата, в моем представлении - это сугубо декоративная, ненужная структура. Само существование которой демонстрирует отсутствие общественного контроля smile:(

2. Если говорить по существу вопроса, то изначально не понятно, зачем вообще нужны операторы. Особенно при сдачи отчетности. Вы сдаете данные по своей коммуналке (расход воды, электричества)? А теперь представьте, что вам говорят, что в бумажном виде эти данные не принимаются, только в электронном. Но в электронном вам нужно это делать через неких Операторов за деньги. Почему я могу, как частное лицо, могу подать налоговую декларацию в личном кабинете ФНС и там же оплатить налоги, а в случае организации - только через каких-то операторов. Зачем они нужны?

28.03.2016 16:15:22

Верно, на представительную власть в нынешнем её виде и в данном аспекте надежды никакой.

Выделим ключевой вопрос: почему юрлицо обязано поклониться Оператору (и, соответственно, занести) при подаче информации в контролирующие органы, а физлицо нет?
Суммы, фигурирующие в декларации? Вряд ли.
Проблема обеспечения неотрекаемости? Да кому она нужна...
Идея переложить заботу на аутсорсера? Есть такой прецедент в истории, как откуп. Возможно.
Но главное что, скорее всего, всех бы заставили платить откупщикам-операторам, если бы смогли. Надо искать самую простую причину: например, юридическое лицо можно закрыть без суда, просто заблокировав счёт, а физическое нет. Пока нет. До автовладельцев вот же добрались.
Констатируем:
1. Неспособность государства (чиновников) в его нынешнем виде (составе) решать свои (государственные) проблемы самостоятельно.
2. Возможность переложить часть проблемы на самое уязвимое звено.
Второе важнее. Подтверждение: отсутствие успехов в развитии малого бизнеса, при всех декларативных утверждениях - неудобен он чиновникам.

28.03.2016 20:26:27

История, конечно, любопытная и запутанная.
Но главное, что лично я вижу: очевидная двойственность позиции ФНС. С одной стороны, вроде бы и хотят, а с другой - не могут... Как в старом анекдоте: "Как называется мужчина, который хочет, но не может?" smile:-)

28.03.2016 21:12:41

Точно. Что-то в этом роде, совершенно определённо.

28.03.2016 22:12:56

smile:)

12.04.2016 15:33:58

День космонавтики. А воз и ныне там

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии