НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Кому принадлежат медицинские персональные данные – человеку или государству?

Андрей Колесов
06.06.2016 15:15:00

Этот вопрос, как мне представляется, является ключевым в теме автоматизации медицины. Именно тут лежит, возможно, самый главный подводный камень на пути широкого использования ИТ в отечественном здравоохранении.

Кому юридически принадлежат данные человека – ему самому или "учреждению?" Я этот вопрос задал в публичном форме эксперту, которые выступал на одной из наших СЭД-конференций с докладом на темы "Проблемы автоматизации медицины" и он дал весьма уклончивый ответ: "Вопрос спорный, идут дискуссии".

Внешнее проявление этой проблемы хорошо известно – это просто наша повседневная жизнь.

Медицинские карты в поликлиниках на руки не дают. Из-за этого возникает масса проблем, длинный список которых даже не хочется в который раз повторять. Почему не дают? Чаще всего говорится – челвоек может потерять свою карту. Как будто эти карты не теряются в самых поликлиниках, Вы не можете взять рентгеновские снимки, сделанные в одном учреждении, чтобы показать их в другом… В общем, примеров полно, что тут говорить…

Но в чем причина такой стратегии "не давать данные"? Обычно чаще всего в ответ дают технический ответ – проблема в бумажных документах. При использовании бумаги может быть только один подлинник, все остальное – это копии, а с ними возникают проблемы достоверности (в том числе юридической значимости), да и создание копий – это трудоемко (особенно, когда не было ксероксов).

Использование цифровых технологий (все же "цифровые" много точнее отражают суть технологий, чем "электронные) позволяет принципиально решить обе проблему – подлинников тут может быть сколько угодно, вопрос копирования вообще не стоит. И тем не менее, вопрос о передаче медицинских данных так у нас до сир находится к каком-то подвешенном состоянии.

Сегодня утром побывал на приеме у окулиста в своей поликлинике. Молодая женщина, лет 25-30. После приема она заполняла бумаги – направление в другой центр, запись в карточке…

Я просил:
- "Когда же ваша поликлиника перейдет на электронные медицинские карты"?
- "Не знаю, разговоры идут давно, но воз и ныне там"?
- "Почему? Нет денег?"
- "Деньги, вроде бы есть, но есть мощное сопротивление системы"?
- "Какой системы? На уровне районного и более высокого начальства или тут, у вас"?
- "У нас, постоянно находятся предлоги, чтобы не делать…"

Видно было, что ее тоже эту проблема интересует – она даже прервала "писанину", чтобы пояснить подробнее.
А потом я задал ей вопрос о том, кому принадлежать персональные данные пациентов.

"Я недавно была на курсах повышения. У нас были лекции и по юридическим аспектам. Преподаватель там задал ровно такой вопрос слушателям, уточнив: как вы среагируете на просьбу пациента дает ему копию вашего записи в медкарту. Почти все 100% сказали – пошлем его куда подальше.

На что преподаватель сказал: вы должны тут же выполнить просьбу пациента, если не хотите попасть под статью! И пояснил: в США положение о том, что пациент имеет право иметь у себя свою медицинскую информацию закреплено в законе более 100 лет назад!

Оказывается, в Америке уже давно знают и делают то, что мы понимаем только сейчас".

И вот что я подумал, когда шел домой. Может быть, вот тут как раз и кроется одна из причин нашего медленного перехода к электронным документам. Если бы врачи были обязаны отдавать информацию, то они бы с радостью приняли бы цифровые технологии, которые помогают им, облегчают их работу.

Комментариев: 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

06.06.2016 21:45:16

Цитата
Использование цифровых технологий (все же "цифровые" много точнее отражают суть технологий, чем "электронные) позволяет принципиально решить обе проблему – подлинников тут может быть сколько угодно, вопрос копирования вообще не стоит.


У цифровой технологии заполнения медицинских карт есть большой минус -- исследования АРМИТ показывают, что врач, не владеющий в совершенстве методом слепой десятипальцевой печати, может гораздо быстрее написать что-то практически неразборчивым (так называемым "медицинским") почерком, чем набить текст посредством клавиатуры. В интересах клиентов (пациентов) необходимо как можно быстрее принять закон, запрещающий ручное заполнение медицинских документов (включая результаты анализов)!!! Даже если вам удастся заполучить на руки свою заполненную от руки медицинскую карту, то не факт, что она вам сильно поможет. А вот оцифровать "машинописный текст" и превратить тем самым обычную медицинскую карту в электронную (ЭМК) -- нет проблем.

Радикальный выход из положения -- хранение ЭМК в облаке, где она на равных правах принадлежит как лечебному учреждению, так и пациенту. Между прочим, в Великобритании государство давно доплачивает клиникам за то, что они ведут облачные медицинские карты своих пациентов. Разумеется, при этом имеются устраивающие все стороны технологии разграничения прав доступа.

Обратите внимание: cейчас ПК стоит практически у любого врача. И он, прежде чем начать с вами разговор по существу, минут пять что-то в него ввводит...

07.06.2016 09:19:36

Цитата
исследования АРМИТ показывают, что врач, не владеющий в совершенстве методом слепой десятипальцевой печати, может гораздо быстрее написать что-то практически неразборчивым (так называемым "медицинским") почерком, чем набить текст посредством клавиатуры.


И что из этого? А каком смысл в записи, которую никто не может разобрать?

Но дело не в этом. Каждый должен заниматься своим делом. В нормальных странах врач вообще ничего не пишет, это делает его помощник, сестра.
Я бывал в платных зубных кабинетах и в бесплатных. В платных врач не дотрагивается до ручки или клавиатуры - он только говорит, что должна записать сестра.

А у нас - как в советское время кандидаты наук выкапывали картошку...

07.06.2016 09:21:51

Цитата
... врач, не владеющий в совершенстве методом слепой десятипальцевой печати...

А не кажется ли, что для Врача владение этим, как и быстро и много писать не то чем он должен заниматься- ставить правильно диагноз, лечить? Почему то кажется что на врачей "навесили" слишком много "административной" работы, вместо основной, в результате заполнение бланков, отчетности важнее фактического лечения...?
А как работает врач за границей, кто знает? Сам набивает все в компьютер, пишет бумажки (не считая рецептов на лекарство может быть)?

07.06.2016 09:29:21

Ровно об этом написал в комментарии выше. У нас просто неправильно организована работа врачей. Примерно, как офицеров заставлять рыть окопы и пропалывать картошку.

07.06.2016 09:52:58

Родственник-врач недавно вышла на пенсию, количество писанины просто зашкаливает, отчеты ежедневные, недельные, месячные, планы, данные о приеме пациента туда записать, сюда, просто ппц. О каком лечении может идти речь не понятно вообще...
Можно "не долечить", а вот не отчитаться нельзя- ФОМС денег не даст!
Об автоматизации что доходит до глубинки, которая казалось бы что-то должна облегчить: ага только не врачу, кроме писанины еще надо вбить то же самое в компьютер, который, говорят, постоянно зависает...

07.06.2016 10:33:34

По нормальному автоматизация должна облегчать работу человека. Но у нас часто делается так, что она только усложняет.

Мы уже в России привыкли к схеме бумажно-электронного документооборота. Наши "эксперты-делопроизводители" и "эксперты-разработчики" (именно - в "кавычках") даже теорию такую затвердили - о неизбежности двухконтурного документооборота. А такая двухконтурность усложняет процесс раза в три!
Вот такая автоматизация...

07.06.2016 13:08:09

Регулярно наблюдаю последствия автоматизации на примере школьного учителя и школьного психолога. Автоматизация для галочки. Никакой пользы в работе учителя и психолога не приносит совершенно. Пользы где-то наверху, наверняка, тоже. Потому для стратегической пользы требуется унификация, разумные классификаторы аналитики и всякое прочее подобное. А этого нет даже близко.

07.06.2016 13:12:32

Разумеется, все определяется целью. Если цель - отчитаться наверх, освоить деньги, а еще лучше - положить часть (большую) себе в карман, то ничего хорошего не будет.

И вы тут совершенно правы - сначала нужно создать общественную систему, которая будет работать на правильные цели.

Поэтому когда заходит разговор о выделии каких-то денег для проекта, которым будет рулить Минкомсвязи, я сразу, с закрытыми глазами, не читая суть проекта, буду против. Потому что отлично знаю, как МКС работает.

07.06.2016 17:54:40

По нормальному, данные в систему должна вводить сестра (и подключенные к сети медицинские приборы), а отчёты - создаваться вообще сами, автоматически, на основе информации в базе данных. Может быть хотя бы перспектива избавиться от отчётов изменит отношение?
Однако, много вопросов к автоматизаторам. И ещё больше к заказчикам медицинской автоматизации на предмет того какие задачи и как ставятся автоматизаторам.

07.06.2016 07:24:32

Интересно, как организована система ведения электронных карт пациентов?
Если на таких-же принципах юзабилити, что и в образовании, я врачей очень понимаю. smile:D

07.06.2016 09:14:13

Да вы правы, от реализации зависит очень многое. Если это дело поручат, скажем, Минкомсвязи, то результат будет ужасным. Проверено практикой :=(

07.06.2016 18:10:24

Пришла мысль, наверное стоимость работы врача пока очень не дорога, раз можно позволить загрузить его еще операторской работой... Думаю что все само бы определилось будь врач дороже раз так в 10-20-50, нашлись бы сразу и младший персонал и т.п.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии