НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Кому принадлежат медицинские персональные данные – человеку или государству?

Этот вопрос, как мне представляется, является ключевым в теме автоматизации медицины. Именно тут лежит, возможно, самый главный подводный камень на пути широкого использования ИТ в отечественном здравоохранении.

Кому юридически принадлежат данные человека – ему самому или "учреждению?" Я этот вопрос задал в публичном форме эксперту, которые выступал на одной из наших СЭД-конференций с докладом на темы "Проблемы автоматизации медицины" и он дал весьма уклончивый ответ: "Вопрос спорный, идут дискуссии".[spoiler]

Внешнее проявление этой проблемы хорошо известно – это просто наша повседневная жизнь.

Медицинские карты в поликлиниках на руки не дают. Из-за этого возникает масса проблем, длинный список которых даже не хочется в который раз повторять. Почему не дают? Чаще всего говорится – челвоек может потерять свою карту. Как будто эти карты не теряются в самых поликлиниках, Вы не можете взять рентгеновские снимки, сделанные в одном учреждении, чтобы показать их в другом… В общем, примеров полно, что тут говорить…

Но в чем причина такой стратегии "не давать данные"? Обычно чаще всего в ответ дают технический ответ – проблема в бумажных документах. При использовании бумаги может быть только один подлинник, все остальное – это копии, а с ними возникают проблемы достоверности (в том числе юридической значимости), да и создание копий – это трудоемко (особенно, когда не было ксероксов).

Использование цифровых технологий (все же "цифровые" много точнее отражают суть технологий, чем "электронные) позволяет принципиально решить обе проблему – подлинников тут может быть сколько угодно, вопрос копирования вообще не стоит. И тем не менее, вопрос о передаче медицинских данных так у нас до сир находится к каком-то подвешенном состоянии.

Сегодня утром побывал на приеме у окулиста в своей поликлинике. Молодая женщина, лет 25-30. После приема она заполняла бумаги – направление в другой центр, запись в карточке…

Я просил:
- "Когда же ваша поликлиника перейдет на электронные медицинские карты"?
- "Не знаю, разговоры идут давно, но воз и ныне там"?
- "Почему? Нет денег?"
- "Деньги, вроде бы есть, но есть мощное сопротивление системы"?
- "Какой системы? На уровне районного и более высокого начальства или тут, у вас"?
- "У нас, постоянно находятся предлоги, чтобы не делать…"

Видно было, что ее тоже эту проблема интересует – она даже прервала "писанину", чтобы пояснить подробнее.
А потом я задал ей вопрос о том, кому принадлежать персональные данные пациентов.

"Я недавно была на курсах повышения. У нас были лекции и по юридическим аспектам. Преподаватель там задал ровно такой вопрос слушателям, уточнив: как вы среагируете на просьбу пациента дает ему копию вашего записи в медкарту. Почти все 100% сказали – пошлем его куда подальше.

На что преподаватель сказал: вы должны тут же выполнить просьбу пациента, если не хотите попасть под статью! И пояснил: в США положение о том, что пациент имеет право иметь у себя свою медицинскую информацию закреплено в законе более 100 лет назад!

Оказывается, в Америке уже давно знают и делают то, что мы понимаем только сейчас".

И вот что я подумал, когда шел домой. Может быть, вот тут как раз и кроется одна из причин нашего медленного перехода к электронным документам. Если бы врачи были обязаны отдавать информацию, то они бы с радостью приняли бы цифровые технологии, которые помогают им, облегчают их работу.
Колесов Андрей
Разумеется, все определяется целью. Если цель - отчитаться наверх, освоить деньги, а еще лучше - положить часть (большую) себе в карман, то ничего хорошего не будет.

И вы тут совершенно правы - сначала нужно создать общественную систему, которая будет работать на правильные цели.

Поэтому когда заходит разговор о выделии каких-то денег для проекта, которым будет рулить Минкомсвязи, я сразу, с закрытыми глазами, не читая суть проекта, буду против. Потому что отлично знаю, как МКС работает.
Павел Исопенко
По нормальному, данные в систему должна вводить сестра (и подключенные к сети медицинские приборы), а отчёты - создаваться вообще сами, автоматически, на основе информации в базе данных. Может быть хотя бы перспектива избавиться от отчётов изменит отношение?
Однако, много вопросов к автоматизаторам. И ещё больше к заказчикам медицинской автоматизации на предмет того какие задачи и как ставятся автоматизаторам.  
Сергей Крымов
Пришла мысль, наверное стоимость работы врача пока очень не дорога, раз можно позволить загрузить его еще операторской работой... Думаю что все само бы определилось будь врач дороже раз так в 10-20-50, нашлись бы сразу и младший персонал и т.п.