НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Куда нас заведет такой электронно-бумажный документооборот?

Помнится, где-то в 2009 году обозначилась тема МЭДО – межведомственного электронного документооборота (решил проверить себя и нашел первое упоминание этого термина в PC Week – Российские СЭД движутся в сторону ECM, 11.11.2009). Речь шла о проекте по переводу в электронный вид информационного взаимодействия правительственных органов. Проще говоря – перевести в электронный вид пересылку (с помощью специальной фельдъегерской службы) бумажных документов.
Проект был серьезный – им руководил вице-премьер Сергей Собянин, который отвечал в правительстве за начатую тогда (но, кажется, так и не законченную) административную реформу.
[spoiler]
Потом термин МЭДО стал уже привычным, узнаваемым. Регулярно появлялись новости об успехах проект вширь (расширение состава правительственных органов) и вглубь (перевод в электронный вид все больше документов). Публиковались обещания перевести все в электронный вид к "такому-то году".
Но года два-три назад тема МЭДО как-то исчезла с поля зрения СМИ, о ней перестали говорить на конференциях. И создалось впечатление, что проблема перестала быть проблемой, поскольку все переведено в электронный вид, бумажный документы канули в лету… В общем, МЭДО вышел на запланированный режим работы, и писать просто уже не о чем.

Что же представляет собой этот "нормальный запланированный режим"? Этот вопрос случайно всплыл сегодня по ходу небольшого разговора в Фейсбуке.

Дело в том, что недавно, в январе Минобрнауки разослало по подведомственным вузам некоторую информацию. Что за информация – сейчас совершенно не важно. Интересно, как была реализована рассылка.



А организована она так.
Департамент МОН готовит собственно Документ-информацию с перечнем некоторых предложений (58 страниц). Далее делается сопроводительное письмо, к которому прикладывается сам Документ. Письмо регистрируется в Исходящих и отправляется (с приложением) по списку.
Понятно, что если у вас в списке 100 вузов (а их на самом деле много больше!), то делается 100 бумажных экземпляров писем и 100 Документов (по 58 страниц каждый).

Отправили бумажные документы бумажной почтой.
А потом начинает работать второй, электронный контур:
Бумажное сопроводительное письмо сканируется и переводится в PDF, Документ-58 остается в DOC-формате. Эти два файла прикрепляютсяк электронному письму и рассылаются по списку в 100 вузов.

Итак: в дополнение традиционному бумажному появляется еще один "документооборот" – электронный.

Причем – обратите внимание – электронный не очень идентичен бумажному. Если в бумажном отправлялись два компонента – Письмо+Документ, то в электронном виде используются три компонента – еПисьмо+Письмо+Документ (то есть появляется два сопроводительных письма).

При этом еще сразу возникает вопрос: как происходит регистрация электронной исходящей почты? Надо понимать, что в СЭД министерства появляется соответствующий второй механизм учета входящих-исходящих для электронных оправлений.

Теперь смотрим на получателя этой "музыки", на канцелярию вуза.
Канцелярия получает электронное письмо, регистрирует его и пускает в дело (назначаются исполнители по письму, сроки и пр.). При этом канцелярия где-то ставит пометку, что ожидается еще получение бумажного оригинала…

По полученному письму делаются какие-то действия и, например, вуз хочет отправить ответ в министерство (например, с каким-то вопросом по покупке).
А бумажный оригинал еще не пришел.
Возникает вопрос: можно ли написать бумажный ответ (ответ делается по той же бумажно-электронной схеме), если нет бумажного входящего письма?
Приходится ждать приезда фельдъегеря…

Когда он приезжает, происходит регистрация бумажного письма, каким-то образом выполняется его некоторая синхронизация с полученным двумя-тремя неделями назад электронным вариантов.

Вот так сегодня работает механизм двухконтурного электронно-бумажного документооборота (не только межведоственного, но зачастую внутреннего).

Был один процесс, стало два параллельных, которые нужно к тому же еще синхронизировать.

Вот такая автоматизация…

Но в нашем примере все еще немного интереснее.
В вуз, откуда я узнал об этом истории, бумажный "настоящие оригинал" еще не пришел! Собственно, именно по этому поводу возникла тема в Фейсбуке.

Дело в том, что "настоящем" оригинале сопроводительного письма есть загадочная приписка:



Что это будет? Флешка, дискета? Или бумага с адресом-ссылкой на файл, записанным на Яндекс-диск?

Я просил своего знакомого  рассказать: в каком же электронном виде доставит в вуз 58-страничное приложение. Любопытно!

Вот такой у нас забавный бумажно-электронный документооборот получается!

Теперь понятно, почему вместо простой установки бесплатного почтового клиента нужно внедрять целую систему управления двухконтурным бумажно-электронным документооборотом.
Все при деле и при делах…

Колесов Андрей
Ваш комментария показывает запущенность проблемы.
Все запутано, закрыто.... На уровне слухов.

Да, есть МЭДО как проект ФСО. Но что там реально происходит - все покрыто тайной. И тайна эта нужна, чтобы скрыть реальное положение дел. И все там совсем не так благополучно.

А есть МЭДО как некоторая система взаимодействия G2G. И тут показано, как работает эта система.

И вот вам самый свежий пример: документ с решением Верхового суда об освобождении Эльдара Дадина шел в колонию ЧЕТЫРЕ ДНЯ.
При том, что речь идет о резонансном деле, за которым следил в том числе и ЕСПЧ. 4 для! И никто не знал, где это где физически находится документ. Вот как выглядят у нас госкоммуникации в 21-м веке.
Максим Живолун
Вы не правы. Ничего не скрыто и не запущено. Вся информация в открытых источниках. Достаточно зайти на сайт Минкомсвязи или воспользоваться поисковиком. Невзирая на "неторопливый" переход к формату 2.7, в формате 2.5 взаимодействуют практически все ФОИВ и РОИВ субъектов. И это если не касаться сегмента G2С, который доступен в том числе и Вам. Полагаю, что Вы уже оценили оперативность и комфорт взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями, получая те или иные услуги. К примеру, моя заявка в электронном виде на замену паспорта была принята и обработана в течение 12 часов с момента подачи, включая назначение времени для визита в ФМС (ныне расформированную). На второй день, с момента подачи заявки через портал (без какого-либо сбора документов), я уже держал в руках новый паспорт. Но СМЭВ и МЭДО РФ - это раздельные и не взаимодействующие системы, каждая из которых предназначена для выполнения своих задач. Так уж сложилось, что и подрядчики разные, и транспорт раздельный, и схемы взаимодействия отличаются.

Система, которую Вы изволите именовать МЭДО (или G2G) во всеобъемлющем масштабе на сегодняшний день не существует. Есть реализованные (своего рода, корпоративные) сегменты, не всегда взаимодействующие между собой. Налоговая, пенсионный, госзакупки и т.д. И как уж каждый исхитряется "изобрести" взаимодействие, мы видим воочию. Многие, кстати, вполне прилично функционируют. Только изолированно от "внешнего мира". Но, порой такие "изобретатели" в различных ведомствах попадаются, что волосы дыбом. Приведенный Вами пример "ЭДО" между Минобрнауки и ВУЗами - это очередная корпоративная "придумка", которая, как видно из изложенного, не имеет никакого отношения к нормальному, с точки зрения организации обмена электронными (цифровыми) документами, процессу взаимодействия. Не думаю, что это тайна за семью печатями - кто из чиновников Минобра, ответственных за это "взаимодействие", и от чего перестраховывается таким образом. Поэтому безосновательно валить всё в одну "всеобъемлющую" кучу. И если Вы попробуете что-то предложить в отношении единых правил и единого информационного поля, то на конференциях, к примеру, Вас будут все активно на словах поддерживать. А на деле каждое ведомство упрется рогом, чтобы остаться в своей "раковине".

Я не слежу за подобными "резонансными" делами, поэтому мне совершенно безразлично кто и за кем следит из Европы. Но у силовиков в общем, и УФСИН в частности, с документооборотом традиционно всё очень непросто. Вероятно, что можно было бы и для них реализовать обмен электронными (цифровыми) документами. Но суровые реалии требований к безопасности и достоверности каналов передачи документов таковы, что пока они пользуются бумажными документами, передаваемыми службами спецсвязи. И в этом смысле я не представляю "открытости" подобных сфер, поскольку коснись такая открытость передачи данных лично Вас, Вы первым будете настаивать на сохранении информации конфиденциальной.  
Колесов Андрей
1. В чем я неправ?
Вы мне даете ссылки на описание технических контейнеров. Ну и что, зачем это?
А говорю об информации по практике работы межведомственного ЭДО в нашей стране. Где эта информация? Где она открыто обсуждается? Где информация по статистике - как именно работает механизм, каковы объемы документов и пр...

2. Я привел в посте вполне конкретный пример. По откликам знающих тему людей - это обычная ситуации, так почти везде.
Я вам привел конкретный публичный пример с доставкой решения Верховного суда.

3. Что касается C2B то я писал по этому поводу несколько раз в прошлом году. У меня был личный опыт общения с МВД, с нашей местной управой. Других слов, как "кошмар", нет для характеристики этих отношений.
В декабре я имел дело с местным судом - это просто кошмар (по документальному взаимодействию),
Сейчас пришел из поликлиники - никакого даже намека на электронный документооборот.

Впрочем, перечитайте свой комментарий - вы и сами ровно об этом пишите.