Блог

Что нам делать с нашей электронной подписью? (продолжение)

Андрей Колесов
22.03.2017 22:17:31

А делать что-то надо…

После публикации две недели назад поста под таким же названием прошли дискуссии по теме в нашем блоге, в Фейсбуке, и кроме того, я еще раз (по ходу подготовки статей) прослушал разговоры, которые велись на конференции "Юридически значимый документооборот 2017". Вот с учетом этой информации пишу этот пост.

1. Все эти наши разговоры об ЭП – повторение разговоров, которые ведутся уже лет семь или более того. Только семь лет назад говорили в основном о будущих трудностях, а сейчас – обсуждаем трудности, с которыми сражаемся каждый день.

Ситуация тут напоминается такую картину: построили какой-то неудобный для жилья дом, к тому же и не очень надежный. И получается: вроде бы и жить в нем неудобно и даже опасно, но никто не знает, кто же возьмет на себя смелость громко сказать об этом и скажет, что дом нужно переделывать.

2. Сложность нашей системы хорошо описал мой одноклассник в комментарии к посту по теме:

Цитата
Вспомнилось связи с электронной подписью. Кажется это был 90-й год. Я тогда сам подал документы на участие в конференции в Канаде. При этом с канадцами договорился по е-мейлу, что они мне там все оплатят. Гостиницу, взнос и т.п. В канадском посольстве в визе отказали. Типа, а на что ты там будешь жить? Принес им распечатки е-мейлов. Просто распечатки. Без каких-либо заверений. Визу получил без дополнительных вопросов.


Могу сказать, что ровно такой же случай был у меня в 93-м году. Тогда только-только появилась электронная почта. Я решил все вопросы в общении с заокеанским организаторами по е-почте, безо всяких печатей, ни разу не заходя в канцелярию НИИ, где я работал. В то же время для участия в какой-то конференции внутри СССР, нужно было подписать у директора (и поставить печати) как минимум 2-3 документа.

3. Сейчас у нас сложилась практика, когда мы допускаем (но далеко не всегда) использование простой ЭП во внутреннем документообороте, но во внешнем (между юридическими и физическим лицами) – делаем ставку на усиленную квалифицированную ЭП. Почему в тех же США пересылка электронных счетов выполняется через обычную электронную почту (простая подпись), а у нас для этого же создается целая система спецоператоров с применением усиленной (и более дорогой( подписи?

4. Одна из проблем заключается в том, что по нашему законодательству простая ЭП, с одной стороны, приравнивается к собственноручной подписи на бумаге, а с другой – техническая реализация простой ЭП никакой аналогии с бумажной подписью не имеет. Простоя ЭП – это вход в некоторую ИТ-систему, которая потому берет на себя функции контроля и регистрации действий пользователя в системе. Человек не может представить простую ЭП в суд, как это он может сделать, передав туда, скажем, бумажную расписку о передаче денег кому-то. Подтвердить то, что делал человек в системе может только Оператор системы.

Собственно, достаточно высокая юридическая значимость электронной почты обеспечивается наличием независимого оператора (а часто – нескольких операторов), которые как бы выступают в роли нотариуса, который фиксируется все действия пользователя.

5. Отдельная тема: это взаимодействие юридических лиц. В бумажные времена был давно выработан механизм: внутри организации использовались персональные подписи, а в отношениях между организациями – печати. Даже финансовые внутренние документы (например, передача материальных ценностей между подразделениями, акты списания, акты проведения ревизий и пр.) подписывались только подписями, без печатей.

В нашем НИИ, помнится, были две печати – простая (у секретаря) и гербовая (в бухгалтерии). При подготовке исходящего ставились подписи директора и главбуха (если это финансовый документ) и соответственно – простая или гербовая печать.
То есть на весь НИИ было 3-4 подписи (еще замы директора) и две печати.

Почему же сейчас, при переходе на ЭП получилось, что во внешних отношениях используются десятки и сотни "персональных печатей"?

Список подобных вопросов по поводу ЭП можно продолжать. Но вот проблема: совершенно непонятно, кому их нужно адресовать, кто должен отвечать на них.

Комментариев: 5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

23.03.2017 08:27:09

Когда-то и факс письма-приглашения принимали. Сейчас для получения визы все посольства требуют оригинал приглашения, Принимают и сканированное письмо, на котором стоит подпись, а в тексте письма указан источник финансирования поездки. А еще некоторые посольства требуют среднюю зарплату за последний год. Нидерланды ставят печать на приглашении.
Так что Ваш пример уже устарел. Хотя я соглашусь с тем, что бюрократических проволочек у нас значительно больше. Но мы сами виноваты. Пытаемся обмануть не только наше государство, но и другие (подделывали сообщения электронной почты, факсы, др.).

23.03.2017 09:36:36

Что тут устарело?
Я регулярно получаю визы.
В посте приятель рассказывает о получении визы Канады, я - визы в США. В США для получение визы вообще нет никаких обязательных документов, никаких. Все документы - опция. И тут есть очень важный момент - формат и форма документов не регламентирован.
Я прикладываю приглашения. Но они всегда написаны в произвольной форме, в виде распечаток электронных писем.

Об этом писалось уже не раз: в США (и многих других странах) принципиально иначе строится вся доверительная система и система проверки подлинности. Она базируется не на отдельной печати или подписи, а на возможности проверки подлинности альтернативными путями.

Сколько получал визы в Шенген, ни разу не предъявлял никаких документов с печатью. Точнее только один с печатью - российский, справка с работе о зарплате. Но, возможно, они бы и без печати приняли.

23.03.2017 11:14:26

Вполне очевидно, что практическое применение квалифицированной ЭЦП имеет смысл только при трехфакторной аутентификации - пароль, токен, биометрия. Пароль - защита от дурака. Биометрия - защита от подмены личности при использовании токена.

В массово используемых в РФ реализациях квалифицированной ЭЦП - биометрия не применяется.

26.07.2017 15:18:26

Все же как правильно: цифровой документ или электронный?

26.07.2017 16:18:01

Развитие языка идет по своим законам. Довольно часто получается, что вещи называются не так, как вроде бы должны.

Пройший пример - "морская свинка". А на самом деле, это совсем не "свинья", и вовсе не "морская", а заморский грызун.

Так и с электронным документом.
Конечно, правильно - цифровой документ. Но в язык попало и закрепилось "электронный", что во многом - принципиально неверно.

И это создает ОЧЕНЬ большие проблемы.
Огромное число, вроде бы профессионалов-документов, в принципе не понимаю природу и суть е-документа, делая акцент именно на слово "электронный".
В этом своем принципиальном заблуждении они делают ряд принципиальных ошибочных выводов (относительно понятия "подлинник", "копия" и пр.).

Они, например, не понимают, что электронный документ вполне может храниться и в виду бумажного носителя (перфокарта или перфоленты). Действительно, как может "электронный" храниться на бумаге. А если вы будет использовать "цифровой", то сразу поймете, что он не зависит от вида носителя, он может быть реализован и на глиняных табличках smile:-)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Интересно

Статьи

“В Мосгордуме практически решена проблема с “размножением” бумажных документов”
19 сентября в Москве уже в пятый раз прошла ежегодная конференция Russian Enterprise Content Summit …

RECS`2017: проблемы и перспективы СЭД/ECM
Сама последовательность работы сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2017 в …

Смогут ли платформы, основанные на блокчейне, распространять контент?
Тему блокчейн сегодня не обсуждает разве что ленивый, и с увеличением интереса к этой технологии …

RECS`2017: юридически значимый электронный документооборот — препятствия и перспективы
Сложность придания юридической значимости электронному документообороту (ЮЗЭДО) нередко объявляется чуть ли …

RECS`2017: плюсы и минусы цифровой экономики
Курс государства на развитие цифровой экономики открывает новые направления для развития в области ИТ …

Мы в социальных сетях

PC Week/RE в Facebook PC Week/RE в Контакте PC Week/RE в Google+ PC Week/RE в Одноклассниках PC Week/RE в Twitter

Решения

Исследование DIRECTUM: Готовы ли российские компании к облакам?
Изменения отношения к облачным технологиям — очевидны. Но нам интереснее увидеть больше конкретики по рынку СЭД, тем …

Анализ и визуализация данных в СЭД CompanyMedia
Универсальное аналитическое решение в составе СЭД CompanyMedia, ориентировано на сбор, агрегацию, обработку и …

«ИнтерТраст» предлагает готовые проекты документов, регламентирующих использование электронной подписи и электронного контента
Компания «ИнтерТраст» расширяет спектр услуг по обеспечению правомерности использования электронных документов …

Автоматизация работы с агентами. Опыт Synerdocs в СПАО «Ингосстрах»
В 2014 году одна из крупнейших страховых компаний России — СПАО «Ингосстрах» — приняла решение …

Переход на электронные документы в отдельно взятой торговой сети. Пример Synerdocs и Wildberries
В конце 2014 года крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил своим партнерам о переводе обмена …

Блог

Бумажный документооборот жив и, кажется, будет жить у нас еще долго
О том, что наш термин "электронный документооборот" является крайне двусмысленным – давно известный ...

Последовательность развития СЭД-инфраструктуры в муниципалитете областного значения
Продолжаю отчитываться по итогам поездки в Рыбинск для участия в ИТ-семинаре в местном муниципалитет ...

Как заключать деловые договора через Интернет?
На днях я увидел публикацию на эту тему (Обменялись сканами: как расценивать договоры, заключенные п ...

RECS'2017: обсуждение проблем создания архивов электронных документов
Как я уже написал в предыдущем посте по итогам RECS (см. "RECS'2017: ECM и СЭД – в чем же все таки р ...

RECS'2017: ECM и СЭД – в чем же все таки разница?
"Скажите: в чем же все таки разница между ECM и СЭД?", - с таким вопросом обратился ко мне уже после ...

 

Лидеры читательского рейтинга

Статьи

Записи в блогах

Панорама

4 способа повышения рентабельности инвестиций (ROI) при использовании не только решения ERP по планированию ресурсов предприятия, но и системы управления складами WMS
Основная задача складского хозяйства — идеальное выполнение заказов. Модуль складского учета, входящий в состав решения по планированию ресурсов предприятия (ERP), решает эту задачу в условиях очень малых и малых складов.
История успеха: Dab Pumps значительно повышает свою производительность во всем мире с помощью Infor
Dab Pumps — ведущий поставщик оборудования, который ежегодно производит 3 миллиона приводных водяных насосов.
История успеха: Ferrari реорганизует процессы поставок и оптимизирует управление материалами с помощью Infor LN
Компания Ferrari — один из мировых лидеров по проектированию, конструированию, производству и продаже самых узнаваемых спортивных автомобилей класса люкс. Для повышения эффективности и упрощения управления своими внутренними процессами компания приняла решение о внедрении системы управления ресурсами предприятия Infor® LN.
«Использование беспроводных технологий — это оптимизации и сокращение расходов»
Современные технологии позволяют буквально в несколько кликов создать необходимые сети с различными параметрами и разным уровнем доступа.
Veritas Backup Exec 16 для SMB
В условиях, когда данные становятся ценным активом для бизнеса, их надежная защита превращается в одну из важнейших задач. Продукты компании Veritas позволяют решить ее эффективно при любой конфигурации информационных систем заказчика.

Интересно

 

Создание сайта - студия iMake
© 2017 АО «СК ПРЕСС».
Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта.
Правила поведения на сайте.

На главную PC Week/RE  |  Об издании  |  Архив номеров  |  Подписка на бумажную версию
Другие проекты «СК ПРЕСС»ITRNБестселлеры IT-рынкаByte/РоссияCRN/REIntelligent Enterprise/REPC Magazine/RE.