С завидной регулярностью повторяется одна и та же ситуация. Все понимают, что внедрение ИКТ и электронного документооборота идет на пользу как отдельным организациям, так и стране в целом, однако доказать цифрами и фактами экономическую эффективность внедрений, вклад автоматизации делопроизводства в ускорение и повышение качества деловых процессов оказывается довольно трудно, тем более, что сплошь и рядом получается так, что средства вкладывают одни подразделения / организации, а отдачу получают другие. Не случайно многие руководители (в том числе на высшем уровне) в поисках аргументов хватаются за ожидаемую экономию бумаги и расходных материалов. [spoiler]
Данная проблема характерна не только для нашей страны, и известны случаи, когда проблемы с доказательством экономической отдачи приводили к сворачиванию проектов. Самый, наверное, яркий пример - прекращение финансирования Конгрессом США программы построения «электронного правительства» Дж. Буша-младшего после того, как ответственные за его реализацию ведомства не смогли объяснить, что реально – в долларах - получила страна и её граждане от этого проекта. Сейчас аналогичная угроза нависла и над «открытым правительством» президента Обамы.
В качестве ещё одного характерного примера можно привести выступление заместителя министра внутренних дел Чехии по вопросам государственного управления, законодательства и архивной службы Франтишека Ваверы на торжественном мероприятии, посвященном официальному запуску в Чехии в феврале 2011 года проекта создания национального электронного архива. Министр сказал следующее: «Я убежден, что национальный электронный архив необходим. Без него все выходные данные, получаемые на выходе ориентированных на электронную выдачу проектов (таких, как зарегистрированная электронная почта, CzechPOINT и т.д.), пришлось бы распечатывать, а так мы сэкономим тонны бумаги.»
На самом же деле экономия бумаги не является и никогда не будет являться самоцелью при внедрении ИКТ. Определяющим фактором для коммерческих организаций является получаемая ими прибыль, а для государственных органов – возможность справится с нарастающими объёмами работы в условиях сокращающегося финансирования и одновременного ужесточения требований к срокам и качеству.
Оценивая отдачу от внедрений, нужно, помимо сокращения расходом и снижения рисков наказаний за неисполнение законодательно-нормативных требований, не забывать и ещё два фактора:
- Всё чаще использование ИКТ становится необходимым условием ведения деловой деятельности – работать иначе или невозможно, или прямо запрещено законодательством. Так, сдача отчетности средними и крупными организациями в электронном виде и необходимость сохранять соответствующие электронные документы в течение установленных сроков хранения не обсуждаются, равно как и проведение электронных закупок государственными органами.
- В коммерческих организациям при внедрении всё чаще ставится задача не просто экономии, но и повышения эффективности зарабатывающих подразделений. Если это получается, то внедрение дает прирост доходов.
- Не все государственные органы, организации и тем более частные лица хотят и могут во всех случаях использовать электронные документы;
- Для электронных документов пока что не решена проблема их длительного хранения, с сохранением их юридической значимости и доказательной силы, - особенно если они подписаны с помощью ЭЦП;
- Пока что у нас в стране не решена проблема универсальной принимаемости электронного документа всеми заинтересованными сторонами;
- Определенную информацию полезно держать на бумажных носителях на случай чрезвычайных ситуаций.

Только при переходе на безбумажный документооборот экономится далеко не только бумага
1. принтеры, сканеры, ксероксы
2. расходные метариалы к ним
3. Техническое обслуживание оборудования
4. Производственные помещения и оборудование для хранения бумажных документов
5. Оборрудование для уничтожение бумаги
6. Расходы на траспортировку документов (переходы по коридорам, отправка по почте)
Если посчитать, то все это уже серьезные деньги.