В рассказе об этой поездке мне не хотелось бы делать акцент на названии "Рыбинск", поскольку, скорее всего, ситуация в нем достаточно характерна для многих средних городов России. Город с населением около 250 тыс. человек, с развитой промышленной базой (в основном машиностроение). Очень интересная история, красивая природа, много туристических достопримечательностей. Город областного значения, что в частности означает его достаточно высокую автономность (независимость от областного центра, Ярославля) в выстраивании своей собственной ИТ-стратегии. Это представляется важным моментом: многие ИТ-вопросы тут решаются самостоятельно, Ярославль выступает тут в роли не начальника, а, скорее, партнера (хотя и, конечно, старшего).
[spoiler]
Как я уже написал в предыдущем посте, основным тезисом семинара была мысль о том, что ИТ могут не только поддерживать бизнес-процессы организации (в данном случае Администарии), но позволяют – выражаясь коммерческим языком – создавать добавочную стоимость. Что ж, мысль понятная, но все же за второй задачей, не нужно забывать о первой. Говоря языком фигурного катания – "произвольная программа выполняется только после обязательной",
Так вот, мне показалось, что на семинаре "обязательной" программе было уделено явно немного времени (хотя, может, там и было задумано). Хотя мне было бы очень интересно узнать – как в Администрации реализуется информационное взаимодействие сотрудников, как выполняется поддержка деловых процессов. В конце концов – что у них с электронным документооборотом? В том числе – насколько он "электронный"? (забегая вперед, скажу, что, как я понял, он у них какой-то не очень электронный).
Всей этой большой теме на семинаре было посвящена презентация главспеца МКУ ИТЦ Ксении Константиновой"Система электронного архива (СЭА) документов Администрации Рыбинска" ("все материалы семинара можно найти тут). Содержание доклада заключается примерно в следующем: раньше у нас была только СЭД, а теперь есть еще и СЭА. И эта мысль был визуально представлена вот этом ключевом слайде:
Что касается, последовательности смены СЭД-решений, с этим, в целом все понятно. Хотя все же тут возникает вопрос: такая замена платформ (разных вендоров!) через 7-10 лет является чем-то естественным, или все же можно выстроить стратегию сотрудничества с одним вендором на более долгий срок? А если такая периодичность является нормальным делом, но не задумывается ли ИТ-руководство администрации о замене DocsVision на что-то другое?
Как пояснил замдиректора МКУ ИТЦ Сергей Трофимов, фактически на базе "Прогресса" и "Кодекса" был реализован только статичный архив документов (справочно-поисковая система), никак не решавший задачи управления деловыми процессами. А в качестве СЭД использовалась тогда самописная учётная система. Настоящим СЭД-ом стал только DocsVision".
При этом есть еще такой любопытный момент: примерно в то же время (2010-11 гг), Ярославль также решал вопрос о выборе СЭД, как типового решения для области. Тоже хотели вроде бы DocVision, и Рыбинск учитывал это настроение "большого брата". Но потом получилось так, что Ярославль перешел на Directum… Насколько такая разнородность мешает взаимодействию области и независимого "города областного подчинения" – это отдельный вопрос.
Но не собирается ли следом и Рыбинск мигрировать?
"Отказываться от DocsVision (как СЭД) у нас планов нет, - ответил на этот вопрос Сергей Трофимов. – В планах стоит переход с 4-ой на 5-ю версию, но мы не реализуем эти планы по простой причине - нет финансирования. Вообще-то, нам было бы удобно строить какие-то долгосрочные отношения с вендоров, мы это всячески пытаемся делать. Хорошо бы закрепить их договором, но тут есть давнее препятствие ФЗ-44 о госзакупках".
Что ж это понятно. Но если есть современная развивающаяся СЭД-система, то зачем нужен еще какой-то отдельный электронный архив, причем на какой-то другой платформе? Попробуем ответить в следующем посте и на этот вопрос.
Именно - УЧАСТВОВАЛ. И, думаю, впереди у нас ещё будет разговор об "открытых данных"... 8)
Ну, а теперь ма-а-аленькие уточнения по этой публикации:
1)к сожалению, численность жителей Рыбинска методично снижается и, в настоящее время, НАС меньше 200 тысяч. Печалька...
Причём, данные СТАТИСТИКИ, которыми руководствуются ОфЛица ниже данных регистрации УВД (ФМС). Разница чуть-ли не в 10 тысяч...
2)Когда мы говорим "Ярославль", то, в первую очередь, имеем ввиду областное начальство. Так что "Ярославль" в нашем понимании, это всё-таки, НАЧАЛЬСТВО. Другое дело, что областные информационщики ведут себя как партнёры. Грех жаловаться. А вот ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДОВ, муниципалитетов, обмен опытом, встречи, совместные работы - практически отсутствует. Как и взаимодействие ИТ-подразделений ОМСУ и крупных пром-предприятий, которое Андрей так хотел найти в Рыбинске
3)для реализации полностью "электронного" документоооборота надо три волевых действия:
- снять все принтеры (при таком финансировании через два года произойдёт само-собой)
- сжечь стеллаж, в котором размещаются 40 ячеек подразделений для бумажной почты
- глава города должен работать в DocsVision САМ
4) ну, да, переходом на DIRECTUM область нас слегка напрягла. Но, поставщик решения на DocsVision снял проблему разработав автоматический конвертор DocsVision<-->DIRECTUM Кстати, муниципалитет Ярославля, как и мы, работает на DocsVision
----------------------------
А вот на вопрос "Зачем нужно было делать отдельную самописную СЭА, когда есть промышленная СЭД?" отвечу вопросом "А что плохого в ТАКОМ решении?"
И зачем вам нужны новые версии?
2. Правильно я понимаю, что документы в DocsVision попадаются только после подписания и регистрации бумажного документа?
В сложных вопросах нас продолжает консультировать (и даже удалённо настраивать!) поставщик решения.
Несмотря на то, что в 2015, 2016 и 2017 годах у нас нет договорных отношений.
1б)По описаниям и демонстрациям у новой версии гораздо выше скорость работы
(сегодня на скорость работы масса нареканий) и удобнее пользовательский интерфейс.
2)Если под "документами" понимать НПА администрации, то весь процесс разработки, согласования и утверждения проходит ВНЕ СЭД. И в СЭД попадает скан бумаги с подписями и синими печатями.
А вот письма из области попадают в СЭД в электронном виде и вся работа с ними происходит в недрах СЭД. Так же и внутренняя переписка.