Блог

Перестали преподавать информатику...

Сергей Голубев
19.03.2012 10:52:33

Обсуждение заметки "Снова третий путь" получилось интересным и информативным, несмотря на выходные. На мой взгляд, в комментариях была названа главная причина всех школьных компьютерных бед. Вот она:

Цитата

...перестали преподавать информатику, стали учить работе с программами.

Причем, говорится об этом давно, но воз и ныне там. И никаких предпосылок для изменений к лучшему не видно.

На мой взгляд, только на основании одного этого можно сделать вывод о развитии отрасли. Я не успел застать школу 60-х, но старшие товарищи рассказывали, что физика тогда преподавалась на очень высоком уровне. Наука активно развивалась, она требовала новых квалифицированных кадров и система образования на это реагировала. Причем, без каких-либо рыночных механизмов.

Школа - это вообще хороший индикатор. Качество преподавания действительно востребованных предметов растет несмотря ни на что. В частности, иностранные языки нынешние выпускники знают гораздо лучше, чем десятиклассники 70-х или 80-х.

Если информатику и программирование вытесняет изучение навыков работы с конкретными прикладными программами, то это показатель прогресса отрасли. Пусть косвенный, но показатель.

Возможно, переход на СПО - не лучший и не единственный способ улучшить текущее положений вещей. Но другого, насколько мне известно, пока никто не предложил.

Комментариев: 26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Андрей Губанов
19.03.2012 11:50:15

"Если информатику и программирование вытесняет изучение навыков работы с конкретными прикладными программами, то это показатель прогресса отрасли. Пусть косвенный, но показатель".

Либо вы научите человека учиться (что и было главной задачей средней и высшей школы в старые времена). Либо вы будете учить его всю жизнь, но ничему не научите, потому что учиться он не умеет. Даже грамотному письму (для примера покажите корректору блоги отдельных авторов PCWeek/RE).

19.03.2012 20:08:04

Я думаю (уверен), что вы путаете задачи средней и высшей школы. Вуз - это "учиться учититься"), а школа - это, в первую очередь, передача школьнику определенных навыков и знаний.

Кстати, грамотность - это как раз чисто знания и навыки. Никакого творческого развития тут нет. Тут нечему учиться всю жизнь. Соченительство - это уже другое.

Что касается,информатики, то я вообще не знаю, что это за предмет. Прогрммирование - это понятно, информатика - нет.

НУжно ли учить программированию? Я думаю, что нужно, но не уверен в этом на 100%.
На самом деле, это сложная творческая вещь.

19.03.2012 20:15:27

Цитата

Я думаю (уверен), что вы путаете задачи средней и высшей школы. Вуз - это "учиться учититься"), а школа - это, в первую очередь, передача школьнику определенных навыков и знаний.


Школа, на мой взгляд, в первую очередь - выбор пути. А для этого надо сделать хотя бы несколько шагов в каждом направлении. Как человеку понять, что он хочет и может стать программистом, если в школе он не попробует программировать?

19.03.2012 20:50:31

Основы программирования и алгоритмирования, конечно, нужно давадать.

Что касается более глубокого изучения, то еще в советские времена была система дополнительного производственного убучения (были, понимится, даже такие "комбинаты"). В том числе, еще в 80-е, так учили программированию.

19.03.2012 21:50:29

Цитата

Я думаю (уверен), что вы путаете задачи средней и высшей школы. Вуз - это "учиться учититься"), а школа - это, в первую очередь, передача школьнику определенных навыков и знаний.


Школа, на мой взгляд, в первую очередь - выбор пути. А для этого надо сделать хотя бы несколько шагов в каждом направлении. Как человеку понять, что он хочет и может стать программистом, если в школе он не попробует программировать?

На мой взгляд, школа должна давать навыки для дальнейшей жизнедеятельности человека, универсальные для всех, такие как "посмотри налево, посмотри направо" в ПДД и т.д. То есть все, то с чем каждый человек в той или иной мере соприкасается в жизни... А то что она дает сейчас, оставляет желать лучшего...

integr1
21.03.2012 22:15:37

В школах надо ввести предмет программирование .
В office школьники разберуться сами.

19.03.2012 12:02:27

Цитата
Возможно, переход на СПО - не лучший и не единственный способ улучшить текущее положений вещей. Но другого, насколько мне известно, пока никто не предложил.

Это вообще не относиться к теме... Школа как и ВУЗы, должны преподавать принципы и технологии, что само по себе не зависит от платформы. Школа должна давать знания о том, как устроены новые устройства, на сколько они опасны, потому как доступный блютуз, который светится у многих не раз приводил к вирусным эпидемиям, хотя по идее их быть не должно. Производители ПО и оборудования не заботятся о безопасности пользователей с точки зрения информационной безопасности. Мало кто из школьников знает, что такое вирус, чем он опасен, что такое фишинг и т.д. Чем опасны сайты просящие логих и пароль от других ресурсов. Чем опасно иметь одинаковые логин/пароль от разных ресурсов. Как обезопасить себя в повседневной жизни..
А вместо этого они упрощают себе жизнь и преподают продукты без технологий, и самая опасная компания тут MS, потому как она переименовала практически все что могла на свой манер.
Например протокол CIFS, а ведь это те самые расшаренные папки в Windows....

19.03.2012 13:01:31

И хотя нам прошлого немного жаль – лучшее, конечно, впереди…

Трудно сказать, что лучше – изучать в школе какой-либо язык программирования, или осваивать навыки работы с браузерами и текстовыми редакторами. Ведь простых юзеров (людей, имеющих элементарные навыки работы с ПК) предприятиям и организациям требуется, наверное, в сотни раз больше, чем разработчиков ПО. Но всех лучше, чтобы у старшеклассников был выбор, что осваивать: основы программирования, офисные пакеты или, к примеру, графические редакторы.

Из своего опыта: ещё в школе получил квалификацию программиста II разряда. Правда, в жизни знание машинных кодов M-20 мне не пригодилось, но достаточно полное представление о возможностях ЭВМ – и их впечатляющем внешнем виде! smile:) -- я получил. И оно в дальнейшем повлияло на выбор вуза и факультета. А это, в свою очередь, предопределило место работы и род занятий. Нынешние ПК, конечно, не так зрелищны, как ламповые ЭВМ прошлого века, но грамотные программеры и сейчас зарабатывают на порядок больше, чем “офисный планктон”, имеющий элементарные навыки работы с ПК.

Читатель
19.03.2012 17:23:25

А сегодня задача школы подготовить из КАЖДОГО ребёнка на уроках информатики ПРОГРАММИСТА. Что - бред сумасшедшего, но именно такие идиотические цели преследует Министерство образования. В результате программист из ребёнка разумеется не выходит, но и оператор ПК тоже не получается. Лучше бы они чем отличается текстовый редактор от текстового процессора изучали, честное слово, чем языки программирования Кенгурёнок и Пылесосик..

Читатель
19.03.2012 17:15:41

Глупость пишите. Попробуйте сдать обязательное ЕГЭ по Информатике, посмотрю я на Ваше "стали учить работе с программами". Узнаете очень много нового об известных казалось бы арифметических действиях. Там такую наукообразную ахинею высосали из пальца, что впору детей спасать уже от такой информатики, а не от программ...

Андрей Губанов
19.03.2012 18:00:14

ЕГЭ, говорите? Когда вводился ЕГЭ, набрел на один сайт, где предлагалось сдать пробный ЕГЭ с реальными вопросами, по-моему, по русскому языку. Вопросов было всего 10, для пробы. Попробовал сдать - максимальный балл набрал (скрин-шот до сих пор где-то валяется). Но обнаружил, что на некоторые вопросы имеются по 2 (!) правильных ответа. Выбирал наиболее вероятные ответы, поставив себя на место их составителя - а как бы я ошибся? Но может ли сделать также ребенок, который еще не так много встречал в жизни неумных людей, не успел к ним привыкнуть?

Так что про ЕГЭ и его инициаторов лучше тактично помолчим.

19.03.2012 17:38:16

Цитата
...перестали преподавать информатику, стали учить работе с программами.

И это замечательно!
Ибо школьная информатика к применению компьютера в жизни относится примерно так же, как устройство двигателя внутреннего сгорания - к управлению автомобилем.

Управление автомобилем - вещь нужная большинству жителей России, а вот принцип работы ДВС - небольшому числу будущих автоинженеров и автомехаников.

19.03.2012 17:46:11

А чтение Достоевского - только небольшому числу будущих литературоведов. В-общем, достаточно научить ребенка ставить подпись в зарплатной ведомости и можно давать ему аттестат smile:).

19.03.2012 17:59:40

Цитата
А чтение Достоевского - только небольшому числу будущих литературоведов

Аналогия плоха.
Грамотное владение родной речью (как устной, так и письменной), это навык, которым в той или иной мере должен обладать любой гражданин.

Я не знаю другой методики прививания этого навыка кроме как:
- начитывание большого числа эталонных произведений (не обязательно классических)
- сочинение
- риторика (т.е. монологи или диалоги на различные темы, с использованием различных языковых оборотов)

Информатика в том виде как она существовала еще с советских времен, а именно:
- основы устройства компьютера
- азы компьютерного исчисления
- азы алгоритмики и программирования

Не имеет никакой практической ценности для большинства.
Как факультатив по основам программирования - ради бога. Как массовое явления - ну уж нафиг.

Андрей Губанов
19.03.2012 18:19:02

А мне аналогия понравилась.

Помнится, в школе классическую русскую литературу в нас вдалбливали настолько упорно, что на годы привили отвращение к ней. Только через несколько лет после школы моя жена, большой любитель и знаток литературы, прочитав Гончарова, воскликнула: "Какая прелесть". Я за несколько десятков лет после школы (средний балл 5.0) не прочитал ничего из русской классики - не могу заставить себя наслаждаться произведением, которое с таким неистовством 10 лет разбирали до кишок.

С информатикой сейчас ситуация аналогичная. Не нужно делать так, чтобы привить детям отвращение к этой науке. Нужны языки программирования? - Купите LEGO Minstorms и сделайте раздел по популярной робототехнике. Более сложное нужно? Arduino! Компьютерное управление производством - купите цифровые наборы PICO. Интересные и немедленные (что для детей важно) результаты.

Все это гораздо интереснее покупки вскладчину глючных операционных систем и тупейших офисных пакетов.

19.03.2012 18:28:51

Цитата
Не нужно делать так, чтобы привить детям отвращение к этой науке.

Ну так ради бога - организуйте кружок. Кому будет интересно будут ходить и заниматься.

Использование же программ - это прикладной навык, не самодостаточный. Т.е. никому не нужен навык "создания красивой презентации", а нужен навык "создания презентации в рамках доклада по предмету XXX". Беда в том, что этот навык для предмета XXX, а также YYY - побочный. И очень небольшое число преподавателей, например, математики смогут и захотят разобрать с ребенком не только содержание, но и эффективность донесения информации, наглядность его доклада, качество дополнительных материалов, ...

Как совместить эти навыки я не знаю.
Пока что некоторыми школами предлагается этим заняться хотябы на уроках информатики (добавив туда помимо презентаций, другие довольно очевидные навыки - простая верстка документов, оформлениеличных сайтов, ...).
И при определеной заинтересованности можно наблюдать довольно сносные результаты.

Цитата
Все это гораздо интереснее покупки вскладчину глючных операционных систем и тупейших офисных пакетов

Это уже просто фобия какая-то

Павел Исопенко
20.03.2012 16:29:14

Цитата
Информатика в том виде как она существовала еще с советских времен, а именно:
...
Не имеет никакой практической ценности для большинства.
Как факультатив по основам программирования - ради бога. Как массовое явления - ну уж нафиг.


Ага, я понял. Сами-то небось осилили. Конкурентов из молодого поколения не хочется. Так давай их задебилим совсем, чтобы не высовывались.

20.03.2012 17:22:34

Ошибаетесь.
В нашей школе информатики как таковой практически не было - не хватало ни технической базы, ни преподавателей. Все что есть, я осваивал сам (в городе даже не было более-менее приличных кружков нужной тематики).

Как видите, это не помешало ни мне, ни многим моим теперешним коллегам, закончившим школу одновременно со мной и находящихся в аналогичной ситуации.

19.03.2012 19:07:36

Цитата
И это замечательно!
Ибо школьная информатика к применению компьютера в жизни относится примерно так же, как устройство двигателя внутреннего сгорания - к управлению автомобилем.

Анекдот: Сломался водила, звонит другу, а тот ему:
-Фары протирал?
-ДА
-Колеса пинал?
-ДА
-Ну тогда не знаю...

Если перевести на язык автомобиля, то изучение ПО приводит к тому, что если на кнопке сменить цвет значка или перенести в другой ряд кнопок, то такие водите видят в этом "высший смысл" и зовут "гуру".
Именно это и приводит к изучению программ. Это особая любовь ППО, берут кнопку переносят ее рядом, переименовывают, после чего делаю 2-3 буклета маркетинговой лапши и вот он новый продукт!
Школьная программа - это то что каждый человек должен знать и использовать для комфортной и безопасной жизнедеятельности. А сейчас школьная и ВУЗовская программа больше напоминает промо акции ППО. Работать и что-то создавать в большинстве случаев не умеют. Если кнопку перенесли в другой угол рабочего стола - трагедия, и для переноса кнопки нужен "гуру". Зато им объяснили что если замечательный 3D редактор 3D Max, а вот зачем он нужен, чем он замечательный кроме того, что это 3D Max не сказали. Объяснили что есть "обычный" текстовый редактор, "обычные" таблички, "обычный" браузер. А почему они "обычные" не пояснили, а чем отличаются от других редакторов и т.д. то же не сказали. И после такой промо-акции люди идут в магазины и покупают не нужное ПО.

Андрей Губанов
19.03.2012 19:29:48

В прошлую пятницу в организации провели презентацию СЭД, настройкой которой занимались последние 2 недели. Сервер, естественно, под Linux, но это не важно. Клиент - через WEB. После презентации провел блиц-опрос среди слушателей, не заметили ли они чего-то необычного. Все ответили, что нет, все было интересно и полезно. При этом точно знаю, что никто из них не работал ни на чем, кроме Windows, а компьютер для презентации работал под Ubuntu.

К чему эта история? А к тому, что важно подать материал так, чтобы ОС, офисные и иные средства были не самоцелью, а инструментом для наиболее эффективного решения поставленной задачи. Пользователь должен иметь такие навыки. чтобы даже не задумываться о том, какие системные и прикладные средства он использует.

19.03.2012 22:06:57

Цитата
К чему эта история? А к тому, что важно подать материал так, чтобы ОС, офисные и иные средства были не самоцелью, а инструментом для наиболее эффективного решения поставленной задачи. Пользователь должен иметь такие навыки. чтобы даже не задумываться о том, какие системные и прикладные средства он использует.

Согласен... Навыки должны быть универсальные...
А вот еще примерчик для наглядности...
Цитата
Использование же программ - это прикладной навык, не самодостаточный. Т.е. никому не нужен навык "создания красивой презентации", а нужен навык "создания презентации в рамках доклада по предмету XXX". Беда в том, что этот навык для предмета XXX, а также YYY - побочный. И очень небольшое число преподавателей, например, математики смогут и захотят разобрать с ребенком не только содержание, но и эффективность донесения информации, наглядность его доклада, качество дополнительных материалов, ...

...продолжу мысль Михаила....
"...а зачем делать презентацию в редакторах AAAA, ББББ и т.д. Вполне достаточно знать мастер презентации в АААА. Беда в том, что универсальные знания дают человеку выбор, а бараном выбор не нужен, и достаточно мастер презентации из АААА. И очень небольшое число преподавателей, например, математики смогут и захотят разобрать с ребенком не только собственный предмет, но и эффективно донести информацию, наглядность, качество дополнительных материалов"
Мое мнение когда человеку нужна презентация, то он ее должен сделать в любом подручном инструменте, а не думать что для одной презентации ему нужно искать, покупать ПО, которое ему преподали в школе. Я лично за "человека умелого", а не "человека зависимого"....

Трезвенник
19.03.2012 18:01:51

Уж пусть лучше детишки пристращаются к языкам программирования Кенгурёнок и Пылесосик, чем к пиву и нехорошим девочкам

19.03.2012 20:10:34

Мне кажется, что программисты пью пиво заметно выше среднего.... Да и по девочкам тоже...

Андрей
19.03.2012 22:28:23

Несколько замечаний в данный разговор.

История 1: как защиту диплома чуть не зарезали.
Заканчивала сестра пединститут по специальности математика-информатика. Решила написать диплом на тему, точно не помню, но приблизительно - методы решения диф.уравнений и реализация одного из них на бейсике. Скажу сразу - тема очень интересная ))) Сестра все написала сама, кроме реализации на бейсике. Им в иституте ничего кроме бейсика не давали, и тот на уровне "ввести два числа, сложить, вывести результат на экран". Решил помочь. Попросил принести описание языка, так как уже сталкивался что бейсики тоже бывают разными. В ответ - преподша (женщина мягко говоря за 50) не дает единственную книгу с описанием бейсика для ямахи. Нашел, провел обучение экстерном. Написали вместе программу, отладили. Поехала на предзащиту. Приезжает в слезах - не сдала. Почему? Преподша посмотрела программу и сказала, что это не бейсик. Попросил показать что ей было не понятно. Достает листок с листингом и там красной пастой остервенело подчеркнуты две строчки. В одной строке оператор POKE, а в другой PEEK (вроде так Андрей Колесов в бейсике работать с памятью?) Понимаете, ей даже не дали ввести в долбанную ямаху программу. Просто преподша увидела опреаторы, которых она не знала. Пришлось обойтись без реализации, только блок-схемами. Только вмешательство руководства института спасло диплом от тройки, поставили 4-ку. Хотя диплом был по мнению большинства сделан на отлично.

История 2: где логика в нынешних учебных программах.
Как я помню школу, у нас курс математики (алгебры, геометрии), физики и отчасти химии, были логически связаны. Пока по математике не изучим определенные темы, по физике тоже ничего затрагивающего эти темы не проходили. Тоже самое касалось и связки физика - химия. Теперь же очень лихо все получается. Сужу по своей дочери. По математике не прошли степени, но уже во всю решают задачи по поиску площадей фигур. Ладно квадраты, прямоугольники.... Но площадь круга....
С физикой тоже самое.... Плучаются куски знаний не связанные никак одно с другим. Что касается информатики, то она вообще оторвана от учебного процесса как такового.

История3: лучшая практика (насколько я это знаю)
Когда сестра училась в институте, им рассказывали об одной школе, где преподавали информатику с первого класса (было это в 90-х годах прошлого века). Тогда это был нонсен. Но там информатику преподавали по собственной программе, разработанной педагогом этой школы. Там информатика шла как дополнение к остальным предметам. И учили учеников использовать компьютер в повседневной жизни, для решения повседневных задач. Причем математика, физика, химия сопровождались изучением соответствующих вопросов информатики. До восьмого класса ученики умели только программировать и работать с простейшим текстовым редактором. А потом уже, когда шли сложные темы то их уже учили работать с программами типа электронных таблиц (мультиплан, суперкалк - если кто еще помнит такие).
Мне пришлось столкнуться по работе с одним выпускником такой школы. Вот вы тут рассуждали в одном из блогов про архитекторов информационных систем. Могу сказать, что это был единственный человек, которого я бы назвал именно архитектором.

Бражников Сергей Андреевич
20.03.2012 18:47:02

И что же, именно такие "кнопошники", которые "с успехом" научатся нажимать кнопочки в конкретных программках и создадут инновационную экономику? Ну - ну, дожидайтесь.

malorus
30.03.2012 08:56:02

русский тоже?
говоритЬся - тут на говорится!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Интересно

Опрос

Решение компании Canonical о прекращении развития Unity

  1. Как повлияет отказ от Unity на популярность системы Ubuntu?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Статьи

USBGuard — незаменимая утилита для Linux-администратора
Изначально выпуск USB-накопителей задумывался производителями как средство хранения или инструмент для удобного …

Open Source на предприятиях — популярность растет, но опасения сохраняются
Проекты с открытым исходным кодом лежат в основе многих популярных мобильных и настольных приложений …

Docker намерена усилить безопасность ядра Linux с помощью LinuxKit
Проект LinuxKit инкубирует несколько технологий повышения безопасности Linux, включая Wireguard VPN и Landlock …

Документация на основе пользовательского опыта
Хорошая документация играет решающую роль в открытом проекте. Это подтверждают как многочисленные эксперты, так …

Red Hat: знания Linux достаточно для развертывания OpenStack
На сегодняшний день OpenStack — основная Open Soure-платформа для облачных вычислений. Её поддержкой …

Мы в социальных сетях

PC Week/RE в Facebook PC Week/RE в Контакте PC Week/RE в Google+ PC Week/RE в Одноклассниках PC Week/RE в Twitter

Решения

Alfresco. Принципиальная архитектура и область применения
Alfresco — платформа ECM, предназначенная для решения задач управления всем контентом организации. На базе этой …

Обновление MS Exchange: варианты и экономическая эффективность
Говоря о ТСО системы поставщики, как правило, считают только стоимость лицензий. В этом случае цена выглядит более …

Проектирование и разработка авионики: перспективы свободного программного обеспечения
Презентация Хорошилова А.В., старшего научного сотрудника ИСП РАН, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 …

The Biggest Infrastructure Market Yet to Fall to Open Source
Презентация Клейна С., управляющего директора EnterpriseDB, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 апреля …

Alfresco Open Source ECM
Презентация Дорваля Д., вице-президента Alfresco, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 апреля 2011 года.

Блог

Вымогатель Erebus атакует Linux
Во вчерашней заметке я написал, что использование недостатков чужих решений для продвижения своего — ...

Поможет ли эпидемия WannaCry мюнхенскому проекту?
Пока окончательное решение о судьбе знаменитого мюнхенского проекта ещё не принято, сторонники продо ...

Вышла очередная версия браузера Vivaldi
Доступна для загрузки очередная версия браузера Vivaldi 1.10, разработчики которого продолжают разви ...

Microsoft присоединяется к Cloud Foundry Foundation
Корпорация Microsoft стала «золотым» участником некоммерческой организации Cloud Foundry Foundation. ...

Google против рекламы
Первого июня в Chromium Blog появилось очень интересное сообщение. В нём говорится, что компания Goo ...

 

Лидеры читательского рейтинга

Статьи

Записи в блогах

Панорама

Новая услуга Техносерв Cloud — облачное хранилище данных
Компания “Техносерв” запустила новую услугу на базе собственной облачной платформы Техносерв Cloud — “Облачное хранилище данных”.
Цифровые рабочие области придут на смену модели клиент-сервер
В наступившей эпохе мобильности и облаков речь идет не только о своевременном предоставлении приложений, но также об упрощении процессов, ускоряющих выполнение рабочих задач.
АО “Транснефть — Прикамье”: опыт создания электронных хранилищ документов
Полноценная реализация процессного подхода к управлению бизнесом возможна только на прочном фундаменте …
Компания “Терн” расширяет горизонты бизнес-анализа
Прошедшая в Москве Ежегодная конференция одного из лидеров отечественного рынка BI — компании «Терн» …
4 способа повышения рентабельности инвестиций (ROI) при использовании не только решения ERP по планированию ресурсов предприятия, но и системы управления складами WMS
Основная задача складского хозяйства — идеальное выполнение заказов. Модуль складского учета, входящий в состав решения по планированию ресурсов предприятия (ERP), решает эту задачу в условиях очень малых и малых складов.

Интересно

 

Создание сайта - студия iMake
© 2017 АО «СК ПРЕСС».
Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта.
Правила поведения на сайте.

На главную PC Week/RE  |  Об издании  |  Архив номеров  |  Подписка на бумажную версию
Другие проекты «СК ПРЕСС»ITRNБестселлеры IT-рынкаByte/РоссияCRN/REIntelligent Enterprise/REPC Magazine/RE.