НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Губительные последствия закрытости

"А ведь как-то все удивительным образом срастается" (сериал "Солдаты"). Неделю назад читал программные тезисы Эрика Реймонда на тему вреда от использования закрытого ПО. Позавчера - рассказ Игоря Лапинского о том, как он и его дочь ездили на апелляцию результата ЕГЭ по английскому языку. Вчера - его комментарий к заметке Андрея Колесова "Неудачные ИТ-проекты… Нужны примеры? Пожалуйста – Москва, московские школы".

[spoiler]Итак, цитаты.

Эрик Реймонд:
часто рассуждения людей становятся слишком привязанными к теории, до такой степени, что игнорируется реальность, которую эта теория должны была описать. В плоскости этических и моральных суждений это проявляется в том, что люди забывают, почему собственно устанавливаются правила - чтобы избежать губительных последствий.

Игорь Лапинский:
Компьютер якобы зафиксировал ошибки, но прав он или нет, проверить нельзя.

Получается, что оценку за эссе оспорить можно (и мы вернули себе 3 из 4 отобранных по не очень понятным причинам баллов), а проверить, правильно ли сработала компьютерная система, - нельзя.

Не правда ли, занятно выходит. Я понимаю, что в теории (с которой, кстати, не все согласны) код программ должен быть закрыт, поскольку в противном случае его тут же украдут и никакого бизнеса не получится. Наступят, так сказать, губительные последствия.

Но в данном конкретном случае губительные последствия заключаются вовсе не в том, что на программе определения ошибок испытуемого кто-то не сможет заработать несколько лишних тысяч (или миллионов), а в том, что испытуемый не может быть уверен в правильности ее работы. Вам не кажется, что ситуация выглядит, мягко говоря, идиотской?

На мой взгляд, совершенно очевидно, что для подобных целей должны использоваться только открытые приложения, причем их код должен публиковаться примерно за год до экзаменов. Чтобы общественность могла все внимательно изучить, проверить и удостовериться в отсутствии ошибок. В конце концов, человек имеет право знать, как устроена программа, которая влияет на его дальнейшую судьбу.  Я уже не говорю про то, что от налогоплательщиков скрывают сделанное за их же налоги.

Я еще более укрепился в мнении, что предлагаемый в рамках ПНН фонд алгоритмов и программ обязательно нужен. Причем, попадать в него должны только те приложения, которые прошли общественную экспертизу. Использовать другие инструменты госорганам должно быть категорически запрещено.
Васильев Евгений
Или в программе меняют пару строк и это выдается за новый оригинальный продукт.
Насчет студента за неделю - это в точку. Когда я работал в школе, нам прислали какую-то жутко кривую программу для тестирования знаний и составления отчетности. Потом выяснил по своим каналам, что написал ее сын какого-то начальничка и папа помогал сыночку с "продвижением".
У нас по этой схеме Оренбургские медицинские учреждения автоматизировали. До сих пор все лагает, глючит и ничего толком не работает, зато бабло как пилили миллионами так и пилят. Слов культурных нет, когда думаю о том, что и как у нас в государстве делается.
Zme
Давно интересуюсь историями крупных внедрений и провалов ПО типа, назовем их так, "Success story -> Epic fail". Т.е., сначала дорогое (в смысле цены) внедрение всячески популяризуется, затем все закономерно работать перестает, а Success story втихую убирается с сайта вендора.

В связи с этим вопрос. Имеется ли хоть один факт провала неуспеха решения на СПО?
Павел Исопенко
В связи с этим вопрос. Имеется ли хоть один факт провала неуспеха решения на СПО?

Да, безусловно. Так же как отыщется и факт грандиозного успеха. И то же самое - с ППО. Вам в каком масштабе - страны? Это к Яндексу. В масштабе одного предприятия? Пожалуйста, у меня их есть. Да в любой достаточно богатой практике найдётся прямо-таки количество и успехов, и неудач. Так что можно было вопрос не задавать, ответ очевиден. Или вопрос был риторический?