НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Комментарии Александра Голикова

После публикации статьи "РПП требует финансовой схемы" ко мне обратился один из авторов обсуждаемого документа председатель правления ассоциации АРПП "Отечественный софт", председатель Совета Директоров ГК "АСКОН" Александр Голиков с предложением ответить на мои вопросы. Я, разумеется, с благодарностью согласился и предлагаю вниманию читателя нашу небольшую переписку.
На этот раз я от комментариев воздержусь. Полагаю, читатель сам прекрасно разберется, кто из нас прав (а может быть, и оба правы, но каждый по-своему).
[spoiler]
Сергей Голубев: Согласно определению РПП, разрабатываться все его компоненты должны в каком-то новом "Арзамасе-16" - ГосНИИ, где работают люди, давшие соответствующую подписку. Наверное, это правильно. Но роль бизнеса в этом процессе как-то не очень просматривается. Вы можете предложить какую-то реалистичную схему участия частных предприятий в этом процессе?

Александр Голиков: Не очень понял про "Арзамас". На основании чего сделан вывод, что разрабатывать нечто должны именно госструктуры? Наоборот, основные компетенции сейчас располагаются именно в коммерческих компаниях и их активно необходимо привлекать к разработке, кого же еще.
Что, у нас антивирусы или САПР делают госструктуры? Нет, не делают.
Наша проблема в том, что по традиции получателями бюджетных средств являются именно госструктуры, академические институты, ВУЗы только на основе своей госпринадлежности. Не отрицая наличия у них компетенций по локальным темам, тем не менее ясно, что коммерческих продуктов, разработанных ВУЗами или академическими институтами - что-то не видно.
Поэтому госструктура может являться получателем и распределителем средств, а исполнителей необходимо подбирать исходя из наличия компетенций и наработок в данной области и внезависимости от формы собственности. И самая главная угроза здесь - чтобы выделяемые средства были потрачены по назначению, а не на генерацию бумажных отчетов и неработающего кода.

С.Г.: Согласно предлагаемой концепции, основными заказчиками РПП будут являться государственные структуры. Вы полагаете, что никакие другие потребители не заинтересованы в приобретении качественных и надежных отечественных решений?

А.Г.: Зантересованы. Продукт обязан быть конкурентоспособным и привлекательным не только для российского, но и для зарубежного рынка. Просто задача информационной и технологической безопасности более актуальна в госструктурах власти и оборонно-промышленном комплексе. Именно там возможное наличие "закладок" может иметь катастрофическое последствие для обороноспособности государства. Для коммерческого рынка - это выбор на основе функционально-экономических параметров (важнее эффективно решить задачу экономичнее).

С.Г.: Вы пишите о необходимости прямого получения коммерческими компаниями бюджетного финансирования. Но ведь главная социальная функция бизнеса - освободить налогоплательщика от коммерческих рисков. Предприниматель должен рисковать своими деньгами, либо обогащаясь, либо разоряясь. Почему Вы предлагаете иной путь? Почему подписавшие документ предприниматели не хотят рискнуть своими ресурсами? Нет веры в успех? Так тогда зачем вообще все это затевать?

А.Г.: Вопрос не в бюджетном финансировании, а развитии отрасли разработки ПО, выращивания на ее основе отрасли-локомотива экономики. Государство должно обеспечить спрос и это гораздо важнее прямых денег.
Наша проблема состоит в том, что отсутствуют промышленные стратегии развития государства. Как следствие - ИТ-производителям не вполне ясно, что от них требуется, наличие каких решений важно. Данные приоритеты и необходимо выставить, государству необходимо объявить, что промышленное развитие будет идти в таком-то перечне отраслей, будут реализовываться такие-то проекты, для чего будут востребованы определеные решения.
И обязано стимулировать спрос, это является практикой современной экономики. В условиях внятного стимулирования бизнес и может рисковать своими деньгами как самостоятельно, так и в рамках частно-государственного партнерства (например, с паритетными вложениями).
Второе: если в ряде сегментов ПО мы можем снизить импортопотребление и целевыми шагами добиться нужных показателей - это целесообразно делать. Меньше закупаем импортного ПО, больше имеем возможность производить самостоятельно, больше экспортировать - обеспечим положительный торговый ИТ-баланс. Сейчас он глубоко отрицательный и компенсируется сырьевыми доходами.
Будет ошибкой принимать подобные предложения как "дайте денег". Они сделаны в рамках рабочей группы по импортозамещению, созданной в Минкомсвязи по поручению Правительственной Комиссии по транспорту и связи (руководитель - вице-премьер Иванов С.Б.). Чтобы добиться успехов в импортозамещении - нужно составить карту отрасли, определить приоритетные сегменты (в том числе с учетом информационной и технологической безопасности) и реализовывать целевым образом программы развития. Они могут включать в себя в том числе и разработку необходимых реальным отраслям или госуправлению программных продуктов. Без внятной стратегии действий достижение целей малореально.  
Сергей Голубев
Ну а как иначе обеспечить госконтроль? Только в ГосНИИ + допуск с подпиской о неразглашении и невыезде. Знаете другой способ? Предложите - я тут же признаю свою неправоту.
Читатель
Сергей, я не спорю с вашей точкой зрения, более того, я сам считаю, что госфинансирование РПП должно идти, преимущественно, через академическую среду. Т.к. давать деньги коммерческим компаниям - не очень логично, это наоборот, они должны деньги приносить государству (в виде налогов). Но это тема для отдельного разговора.

Я спросил у вас про упоминание "Арзамаса-16", чтобы изучить лучше этот вопрос и приводить в подтверждение к своим доводам. Поэтому, если все же вы скажете, в каких конкретно документах были упоминания о ГосНИИ, я был бы вам очень признателен.
Сергей Голубев
Определение РПП: "Российская Программная Платформа (РПП) – программная среда, объединяющая контролируемые Российским государством операционные системы (ОС) с доступными исходными кодами, локальные центры компетенции по этим ОС (группы программистов на территории РФ, способные поддерживать и обновлять коды этих ОС), а также совместимый с ОС набор готовых отечественных прикладных программных продуктов и сервисов (Отечественное ПО), обеспечивающая работоспособность ключевых информационных, коммуникационных, управленческих и производственных процессов, определяющих обороноспособность, информационную безопасность и технологическую независимость страны."
Очевидно, что это либо п/я, либо вакуумный сфероконь.