НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

СПО и качество образования

Сергей Голубев
26.01.2011 13:52:21

В блоге ru_foss обсуждается интересная тема "Вот конкретная проблема - как конкретно её решить?".
Краткое содержание. Школа перешла на использование Linux, дистрибутивы у всех разные. При выполнении задания по составлению презентации получилось так, что одна и та же работа на разных машинах (в разных системах) выглядит по-разному. Причина была найдена практически сразу - шрифты.
Хочу обратить внимание на одну деталь, которую инициатор обсуждения то и случайно, то ли нарочно игнорирует. Буквально первый опыт применения СПО привел к интересной и практически значимой задаче. Поверьте, я работал в типографии и про "зоопарк шрифтов" знаю не понаслышке.
А ведь это находка для школы. Рутинное задание по скачиванию из интернета фантазий о языческих верованиях славян превратилось в интересную практическую задачу по документообороту. Школьникам можно предложить самим понять суть проблемы, самим предложить методы решения.
Хорошая учеба должна состоять из ошибок и их исправлений. Надо дать школьнику совершить ошибку сейчас, чтобы он не совершил ее потом.
Раньше я не верил, что использование СПО как-то влияет на качество обучения. Сейчас верю - доказано практикой.

Комментариев: 14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

supervisor
26.01.2011 14:35:28

Ну и при ППО можно было устроить такие познавательные исследования. Достаточно было устроить небольшой DLL Hell smile:)

26.01.2011 14:51:27

Конечно. Но тут он как-то сам устроился. И тут же показал, что ученики предмета не знают.

Афонин А.Л.
26.01.2011 16:35:45

smile:D Мне кажется, что прежде чем давать школьнику делать ошибку, надо самому знать как её исправить. Иначе Hell будет учителю!

26.01.2011 16:47:04

Само собой. Но это уже по-любому не проблема СПО smile:).

Oleg
26.01.2011 15:17:06

ну да, обычная проблема со шрифтами, то что doctor_orz не вляпывался на неё в Виндовс говорит лишь о его малом опыте вообще. Думаю в связи с линуксизацией школ нас ожидает всплеск подобных "граблей".

Михаил Романов
26.01.2011 18:08:13

Цитата
Раньше я не верил, что использование СПО как-то влияет на качество обучения

Вопрос только - в какую сторону.
Если при выполнении задачи по физике мне нужно еще и найти ошибки в учебнике/задачнике/наглядных пособиях, то наверное, я приобрету какой-то интересный опыт. Однако, какое отношение этот опыт будет иметь к предмету физики, я не знаю. Боюсь что никакого.
Мало того, не уверен даже какое именно представление о предмете составит у меня учебник, содержащий ошибки. Подозреваю, что не очень приятное.

Так что я в корне не согласен с вашим предложением:
Цитата
А ведь это находка для школы.

- это не находка, это проблема. И не важно к какому типу лицензирования ПО она относится. Она скорее инвариантна к нему.

На самом деле и в том обсуждении и в этом меня больше всего смутил тон и цель большинства высказывающихся. Большинство участвоваших предпочли увидеть в авторе врага и "грудью встать на защиту родного", ну и как результат:
- обвинить автора в некомпетентности или малом опыте
- обвинить автора в инсинуации в вопросе "у меня все раньше работало"
- обвинить ППО в наличии ошибок
- высказаться на тему "не верно выбранного инструмента для презентации" (и в качестве альтернативы весьма своеобразные варианты типа "использовать HTML", сконвертировать в PDF/набор картинок/avi", "использовать on-line сервисы", ...)

При том, что автор изначально довольно четко указал исходную проблему - непереносимость презентаций выполненных в программах OO.org или MSO при стандртных настройках (т.к. формат pptx и ppt, и подозреваю что odp в целом позволяют внедрять шрифты в презентацию и создавать шрифтонезависимые файлы). Т.е. слова "там будет Linux и OO" не гарантируют работоспособности.

Только несколько человек действительно четко предложили решения, но и из них большинство сделало это в уничижительной форме.

Возможно, основной ошибкой автора и было написать в том блоге (сколько слежу за ним - доброжелательности среди его постоянных читателей не слишком много). Но вопрос открыт - где еще спрашивать "чайнику", не боясь "получить по полной программе"?

Михаил Романов
26.01.2011 18:25:00

Цитата
т.к. формат pptx и ppt, и подозреваю что odp в целом позволяют внедрять шрифты в презентацию и создавать шрифтонезависимые файлы

Похоже, я был прав только на половину.
PowerPoint (и Word до кучи) позволяют внедрять шрифты в документы. А подобная функциональность для продуктов, входящих в OO.org, похоже (я так понял из обсуждений), так и не была реализована из соображений наличия проблем с лицензионными шрифтами.

Так что потенциально у автора были основания считать, что с переходом на СПО (а точнее на использование OO.org) ситуация изменится в сторону ухудшения...

26.01.2011 20:10:19

Про форму общения спорить не буду, поскольку согласен на все 100 - сообщество крайне невоспитанно и агрессивно. Но тут вряд ли есть какой-то СПО-фактор - с культурой у нас вообще слабовато.
Но по сути вот что получается. Проблема шрифтов реально существует - поверьте человеку, который работал в типографии. На практических занятиях по ИТ это надо изучать. Хотя бы для того, чтобы потом ни себе, ни другим сложностей не создавать.
Допустим, закончил человек школу, пошел работать, получил задание сделать презентацию, сделал в "хорошей" Windows, приехал на конференцию, а там openSUSE (так ведь может быть). И все - шрифты "поплыли". Нагоняй от начальства, лишении премии и все такое.
А вот если бы на уроках ИТ он изучил этот вопрос, то нашел бы способ сделать все хорошо.
Что хуже, что лучше - так вопрос уже не стоит. У каждой системы свои особенности, их надо знать.
Подчеркиваю - пора забывать про единообразие. Нет его и не будет. Надо учиться жить в разнообразном мире.

Михаил Романов
27.01.2011 10:20:45

Цитата
сообщество крайне невоспитанно и агрессивно

Соответсвенно, закономерный вопрос: а кому нести свою беду?

Ведь автор исходного вопроса поднял и этот вопрос.
Что он имеет:
- N производителей дистрибутивов Linux, включивших каждый свой набор шрифтов, свои настройки по их рендерингу, и т.д.
- N различных версий пакета OO.org собранного с разными версиями библиотек, разными опциями компиляции, и т.д.
- M производителей различных сборок того самого OO.org (например, Инфра-ресурсовская версия), которые хоть и используют по большей части общую кодовую базу, но вносят свои доработка различной степени несовместимости и которые никогда не тестировали свои пакеты (а скорее всего и не собирали их) на всех N дистрибутивах (они могут о половине из них даже не знать)
- основного производителя OO.org (сейчас это по сути Oracle), который не может контролировать все возможные комбинации своих реинкарнаций на всех дистрибутивах (т.е. в общей сложности N*M и это без учета постоянно выходящих версий).

К кому из перечисленных ребят он должен обратиться с вопросом о найденном различном поведении его файла?
И кто из них будет в конечном счете решать его проблему? Ведь каждый из перечисленных гарантирует работоспособность своего продукта на очень ограниченном числе конфигураций (что абсолютно логично).

Да, в данном случае проблема имеет локальное и не очень дорогое решение. А если ребенку нужно будет продемонстрировать, например, работоспособность своей программы?
Видимо, кроме как использовать для демонстрации свой компьютер - ничего и не предложишь.

Цитата
А вот если бы на уроках ИТ он изучил этот вопрос, то нашел бы способ сделать все хорошо.

Для урока информатики это действительно хорошая прблема. Причем, действительно старая (она решалась еще при создании пакета TeX, а тому уж за 40 лет, по-моему), причем, имеющая множество и технических, и юридических, и наверное других аспектов.
Но ведь ребята готовились к презентации по истории. Не исключаю, что это была их первая презентация. Какой они получили опыт? Уверен, не самый позитивный (я бы вообще сказал, что опыт "макания в д..о").
Я, конечно, за комплексное образование (традиционное узкое деление по предметам страдает отсутствием такой комплексности). Но в данном случае это не самый лучший пример.

Ну и еще взгляните на контекст в котором возникла проблема.
Вот вы все время говорите, что СПО не любят на потребительском рынке (вспоминаю ваш пост про иррациональность), но ведь мнение складывается из кучи маленьких фрагментов.
А что мы имеем здесь:
- есть специалист в школе (я не очень интересовался кто он, думаю, что преподаватель информатики или что-то смежное), который был несколько взвинчен неразберихой связаной с метаниями на СПО (я сужу по его постам - он все делал, даже стрался сделать все более-менее прилично, но неудовлетворенность постоянно сквозила)
- как только начинается реальная работа, человек сталкивается с проблемой (первый звоночек)
- человек не может решить ее самостоятельно, мало того, он не может решить ее на глазах у своих учеников (второй звоночек - но я бы сказал почти набат).
- человек растроенный ситуаций с обидой пишет на форуме некоему сообществу (которое чуть ранее, если взглянуть по постам, било себя пяткой во все места обещая помошь и поддержку). Да, он обижен и тон его письма на это недвусмысленно указывает, но посмотрев на предыдущеи 2 пункта его легко понять.
- человек получает традиционный ответ... В общем об этом я писал. Самое для меня неприятное (хотя, конечно, не для меня - для имиджа СПО) - в дискуссию не очень уклюже вступает господин Комиссаров: тот пост про шрифты - хороший и сдержанный, а вот второй, где он открещивается от проведения его компаний обучения - может и верный по сути, по язвительности тона способен только еще более расплить человека. Мне кажется не с опытом Дмитрия так писать...

Цитата
Что мы имеем в результате?

Ну для меня очевидно - человек получает дополнительные аргументы в пользу тезиса "СПО - это г..о" (ну или его вариций), который теплился где-то на задворках его сознания.
Кому от этого стало лучше?
Как изменить его мнение? (Уж точно, не постапами об успехах СПО на нетбуках или в очередном госоргане).

27.01.2011 10:51:11

Цитата
- как только начинается реальная работа, человек сталкивается с проблемой


На мой взгляд, это ключевая фраза всего (и Вашего поста и темы вообще) smile:)
Действительно, как начинается реальная жизнь, так начинается куча проблем. И задача школы - подготовить человека к этим проблемам. Еще раз подчеркиваю - не софт настраивать, а человека научить. Ландау считал, что полезнее потратить год на решение очень сложной задачи и не решить ее, чем набивать руку на множестве простых.
Учат же в школе иностранные языки, хотя ума это не прибавляет. То есть - учат жить в разнообразном мире.
А тут что - при первом столкновении с разнообразием тут же набат. Причем набат в сторону тех, кто ни к возникновению, ни к решению проблемы никакого отношения не имеет (отсюда и язвительность Дмитрия - просто автор уже не первый раз пишет в этом блоге и все его посты как под копирку - плохо, плохо, неправильно, плохо..., тут даже ангельскому терпению конец придет).
СПО такое, какое есть. И оно не будет меняться в угоду российскому учителю. Это часть мировой экосистемы, в которой мы существуем. Никто ее упрощать не станет.

Михаил Романов
27.01.2011 12:01:00

Цитата
На мой взгляд, это ключевая фраза всего (и Вашего поста и темы вообще)

Я бы предпочел все-таки не касаться вопросов направленности обучения в школе вообще. Это слишком тонкая и не очевидная материя.
Я занимаюсь преподавнием (правда не в школе, а в ВУЗе и на специализированных тренингах) довольно давно и понял важную вещь - в преподавании есть огромное число методов, вопрос каким воспользоваться зависит от целей. Поэтому приведенная фраза Ландау может быть как верной, так и не верной.

И эта проблема (нечеткости цели(ей) школьного образования в России), не имеет прямого отношения к ПО и вообще ИТ.

Что касается остального, то:
Цитата
отсюда и язвительность Дмитрия

Язвительность Дмитрия может быть по-человечески оправдана, но (это всего лишь мое мнение!), на том блоге Дмитрий выступает как руководитель компаний ПингвинСофтваре и Мандрива. А это подразумевает несколько иной уровень и общения и толернтности.

Цитата
СПО такое, какое есть. И оно не будет меняться в угоду российскому учителю.

Тогда, думаю, СПО обречено. Как минимум в школе.
В наше время нельзя быть негибким, особенно в отношении основных своих потребителей.

27.01.2011 12:52:55

А школа - не простой потребитель. Она должна подстраиваться под технологии, а не наоборот. Иначе мы договоримся до того, что ВУЗы потребуют "дружелюбной" термодинамики, поскольку эта слишком замороченная smile:).
На мой взгляд, мы смешали в одну кучу компьютер, как объект для изучения, и готовые учебные пособия на базе компьютеров. А это разные вещи.
Одно дело, когда учитель не может подключить интерактивную доску без танцев с бубном. Это, конечно, безобразие и надо пинать поставщика решения.
Другое - когда учитель пасует перед сугубо учебной задачей. По уму, надо объяснить школьникам, что бывают разные шрифты, на шрифты бывают разные лицензии, разные программы по-разному работают со шрифтами, что надо делать, чтобы подготовленный документ можно было прочесть на разных системах... Это сугубо учебный момент и он в некоторых школах явно упущен. Это проблема школы, а не СПО.

Михаил Романов
27.01.2011 15:18:38

Цитата
А школа - не простой потребитель. Она должна подстраиваться под технологии, а не наоборот.

В данном случае - нет.
Если бы предметом изучения был конкретный продукт (тот же Impress), да однако в данном случае ребята учатся делать доклады и создавать для них наглядные демонстрации.
Если инструмент (Impress) для этого плохо подходит - стоит поискать другой.

Это аналогично тому, как если бы на уроках труда в столярной мастерской оказались бы негодные молотки, то нужно было бы их починить (или поменять), а не учить детей что "гвозди нужно забивать осторожно, иначе молоток может слететь с рукоятки".

Впрочем, мы уже вошли в клинч.
Если грубо, то вы считаете, что в школе нужно изучать информатику, а я - что нет.
Я допускаю, что конкретный преподаватель мог пойти дальше и рассказать о проблемах в мире со шрифтами (научить еще и чинить молотки), но строить на этом базу обучения - не нужно.

Андрей
05.02.2011 02:23:33

Цитата
Это аналогично тому, как если бы на уроках труда в столярной мастерской оказались бы негодные молотки, то нужно было бы их починить (или поменять), а не учить детей что "гвозди нужно забивать осторожно, иначе молоток может слететь с рукоятки".


Аналог с уроком труда неуместен в данном случае, т.к. прежде чем дать инструмент в руки ученика учитель объясняет правила техники безопасности при работе с данным инструментом. А в этих правилах расписано все - вплоть до того с какой стороны подходить к рубанку. А тем более к молотку. Если ученик не знает как проверить надежно ли закреплена головка молотка на рукоятке и не знает как нужно насадить головку на рукоятку - 100% что при очередном замахе будет разбито окно или чья-то голова. Кстати, если вы будет забивать гвозди осторожно, то вы ни одного гвоздя не забьете. Вы их погнете. Нужно сначала ПОКАЗАТЬ и ОБЪЯСНИТЬ что и как и, главное, для чего делается, а потом давать инструмент в руки.
Пример со шрифтами показателен. Если не объяснять суть проблемы и как ее можно решить, те же ученики будут воспринимать манипуляции учителя как шаманство и не более того. Откуда такая у меня уверенность? Преподавал тем же преподавателям основы работы с ООо. Практика показала, .что пока не объяснишь немного хотя бы на словах почему надо делать так, а не иначе, все остальные действия будут запоминаться, записываться и потом выполняться абсолютно не вникая в суть. И малейшее изменение начальных условий вызывает полный ступор. Уже не раз сталкивался с этим.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии