Блог

О проблеме "Just for fun"

Григорий Шатров
17.02.2011 18:02:40

Один из аргументов, которые можно часто услышать от противников СПО, заключается в том, что якобы за СПО никто не отвечает, поэтому на такой софт нельзя полагаться и использовать его для серьёзных задач. Конечно, это утверждение не отражает реального положения дел, более того, в нем собрано сразу несколько заблуждений. Но, давайте по-порядку во всем разберёмся.

Итак, что такое "Just for fun"? Первоначально, это было просто частью названия автобиографии Линуса Торвольдса: "Just for Fun: The Story of an Accidental Revolutionary" (кстати, хорошая книжка, советую почитать), а позже эту фразу стали использовать для того, чтобы подчеркнуть некоммерческий характер развития многих СПО-проектов.

Возвращаемся к заблуждениям, вот конкретный пример:

Цитата
Проблема СПО в модели «just for fun», её проблема в том, что каждый делает не то, что должен, а то что хочет. А ведь иногда нудные и скучные вещи делают продукт более дружественным к пользователю, более стабильным и массовым. Всем известно, что программировать новое намного интереснее, чем оптимизировать и тестировать старое. Вот и получается что за нудные и неинтересные вещи никто не делает. Именно проработанность нудных, но важных вещей являются тем, что отличает СПО от коммерческого софта.
Собственно, главная мысль содержится в первом предложении, на него и стоит обратить особое внимание.

Заблуждение №1. О том, что СПО и «just for fun» неразрывно связаны.
Я видел множество открытых проектов, которые от начала и до конца были написаны наёмными работниками. И написаны были по всем правилам: с ТЗ, тестированием, контролем качества, доработкой и прочее. Эти проекты, в плане кода ни капли не отличались от другого СПО, конечно, у такого ПО отсутствовала "душа" и сообщество, но по «внешним признакам», такие программы от разработанных «just for fun» отличить не легко.

Заблуждение №2. О том, что «just for fun» может быть только в СПО.
Можно привести пример сотен freeware программ (закрытых, проприетарных), которые написаны именно "just for fun". Люди не пытаются заработать на этом ПО, а просто пишут в своё свободное время. Разработчики этих программ могут игнорировать просьбы пользователей и годами не исправлять ошибки в ПО. Из-за того, что исходный код таких программ не доступен, у вас нет возможности самим исправить что-то (или кого-то нанять, чтобы исправить), как в случае с СПО.

Заблуждение №3 О том, что "Just for fun" — всегда плохо.
Не все понимают, что зачастую в программы, которые пишутся не за деньги, а «для себя» вложено намного больше усилий и тщательной проработки. Действительно, если разработчик сам пользуется программой, то он сделает её удобной для себя. Добавьте к этому понимание того, что код смогут увидеть другие программисты. Разве будет разработчик делать «тяп-ляп», если понимает, что по качеству этого кода другие будут судить о его профессиональных качествах?

Заблуждение №4 О том, что "Just for fun" не может стать качественным.
Нет ничего страшного в том, что СПО не всегда безупречно. Ведь это отличный шанс для кого-то предложить свои услуги по доработке. Весь исходный код доступен, а значит у любого квалифицированного программиста есть возможность дополнительно заработать на реализации того или иного функционала. Разве возможность заработать на СПО - это недостаток? Наоборот, преимущество.

Можно продолжать ещё долго, но думаю, что уже понятна главная мысль о том, что сам подход "Just for fun" к разработке ПО не может служить критерием того, насколько хорош или плох продукт. Свободное ПО обладает рядом фундаментальных свойств, одно из них это то, что большая часть проектов начинается как "Just for fun". Но понимают это не многие и очень часто смотрят на СПО «со своей колокольни», не учитывая специфики, собственно, СПО. А из-за этого особенности выдают за недостатки.

PS: Кроме того, всегда нужно помнить, что существуют некоммерческие проекты по созданию СПО, и коммерческие компании, пытающиеся заработать на СПО. Это два связанных между собой, но очень разных «мира», всегда нужно учитывать о каком из них идёт речь.

Комментариев: 16

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Михаил Романов
18.02.2011 09:44:08

Цитата
сам подход "Just for fun" к разработке ПО не может служить критерием того, насколько хорош или плох продукт

В некотором конкретном случае - да.
В массе, увы, все что написал автор цитируемого в посте текста - правда. Как только в жизни начинают превалировать другие интересы/задачи (например, семья или основная работа), все что делалось из интереса начинает автоматически получает понижение приоритета.

Посмотрите на основные Open Source площадки, тот же sourceforge - какое количество проектов заброшено или даже не добралось до релиза? (сейчас, к сожалению SF не предоставляет полноценный поиск по атрибутам, но даже если просто потыкать по проектам, то окажется что огромное число все еще популярных проектов не обновлялись несколько лет!).

Конечно, ни один проект не застрахован от того, чтобы, быть закрытым через несколько лет. Однако, в своей практике мы уже несколько раз сталкивались с ситуацией когда попытка использовать открытый код в своих проектах быстро вырождалась в ситуацию "вам надо, вы сами и пишите - код же открыт", в то время как аналогичные закрытые коммерчески проекты развивались реактивными темпами.

Все сказанное не отвергает идею, что код не может писаться "для души", однако относится к такому коду надо очень осторожно.

18.02.2011 11:57:57

Цитата
Как только в жизни начинают превалировать другие интересы/задачи (например, семья или основная работа), все что делалось из интереса начинает автоматически получает понижение приоритета.
И это абсолютно нормально и прогнозируемо. В таком случае наиболее вероятные варианты - передать часть работы над проектом другим разработчикам (для этого и формируют сообщество) или попытаться сделать из хобби источник дохода.
Цитата
Посмотрите на основные Open Source площадки, тот же sourceforge - какое количество проектов заброшено или даже не добралось до релиза?
А какое количество проприетарного ПО заброшено?
А сколько недописанного freeware/shareware софта "похоронено" на HDD программистов? smile;-)
Цитата
мы уже несколько раз сталкивались с ситуацией когда попытка использовать открытый код в своих проектах быстро вырождалась в ситуацию "вам надо, вы сами и пишите - код же открыт",
Ну и в чём проблема то? smile:-) Предложили бы разработчикам денег, чтобы им тоже стало "надо". smile;-)

Михаил Романов
18.02.2011 12:27:01

Цитата
А какое количество проприетарного ПО заброшено?

Из того, что приносит доход я не знаю ни одного.
Поэтому выбирая поставщика библиотек мы смотрели на популярность его среди других разработчиков.

Цитата
Ну и в чём проблема то? Предложили бы разработчикам денег, чтобы им тоже стало "надо".

Мы сталкивались с ситуацией:
- разработчиков не найти, или на это нужно больше, чем день-два (самая распространенная ситуация).
- разработчик есть, но он давно забросил проект и банально его не помнит. Ждать от него доработок не проще, чем сделать самим.
- разработчик есть и даже не против "подкалымить", но именно дополнительно заработать, не отвлекаясь от текущей работы. Увы, работа с фрилансерами, которые не на full-time, это верный способ пролететь и с работой, и со сроками.

В результате если проект оказывается заброшенным то вариантов оказывается не так и много:
- разрабатывать/дорабатывать самим
- покупать коммерческие решения (которые, кстати, почти всегда позволяют получить и исходный код).

18.02.2011 12:59:44

Цитата
Из того, что приносит доход я не знаю ни одного.
Ну и я не знаю ни одного заброшенного СПО-проекта, из тех, что приносят деньги своим разработчикам. smile:-)

Михаил Романов
18.02.2011 13:51:31

Цитата
Ну и я не знаю ни одного заброшенного СПО-проекта, из тех, что приносят деньги своим разработчикам

А какое отношение эти проекты имеют к теме "just for fun"?
Мы как-то ушли в сторону.

Итого, коммерчески проекты, приносящие прибыль в основном (у нас с вами, по крайней мере, нет иных примеров перед глазами) живут и здравствуют. Тип лицензирования не важен.

Проекты некоммерческие или становятся таковыми, или получают дотацию или помирают.

18.02.2011 14:27:08

Цитата
А какое отношение эти проекты имеют к теме "just for fun"?
Как правило, коммерчески успешные СПО-проекты, первоначально развиваются "just for fun" и только после получения признания и виденья своего места на рынке, пытаются монетизироваться.
Цитата
Проекты некоммерческие или становятся таковыми, или получают дотацию или помирают.
Есть ещё один вариант. При правильной организации Open Source проекта, он может неограниченное время развиваться "just for fun" за счёт прихода новых разработчиков. Но тут уже вопрос значительно усложняется, т.к. формирование и удержание сообщества - не простое дело.

Михаил Романов
18.02.2011 21:55:25

Цитата
Как правило, коммерчески успешные СПО-проекты, первоначально развиваются "just for fun"

Насчет, "как правило" не знаю, нет доступной статистики.
Коммерчески успешные проекты, которые я знаю:
- JBoss - на сколько я знаю их историю с самого начала был коммерческим проектом.
- Mozilla - возникла на остатках коммерческого проекта и первое, чем заналась - привлечением средств.
- MySQL - ничего не знаю, говорить не возьмусь.
- RedHat - исходно коммерческое предприятие
- Alfresco - исходно коммерческая компания (кстати, еще не ясно, на сколько успешная).
- Ubuntu - исходно коммерческая компания (хотя для Марка Шатлворта это может и "фан").

К сожалению, других успешных монетизированных СПО-проектов я не припомню (есть еще куча проектов, которые работают на базе СПО, но на СПО не зарабатывают, поэтому их в расчет я не беру), наверняка они есть, поэтому было интересно на них посмотреть.

Еще интересный момент - ни один из перечисленных проектов не зарабатывает на ПО под открытой лицензией. Прибыль идет либо с поддержки, либо от спонсоров, либо с продажи продукта под коммерческой лицензией... Но это уже так, к слову

21.02.2011 16:30:06

Цитата
Коммерчески успешные проекты, которые я знаю:
Я говорил о проектах гораздо меньшего масштаба. Вы привели лидеров с долгой и сложной историей, а тут нужны примеры по-проще.
Цитата
Еще интересный момент - ни один из перечисленных проектов не зарабатывает на ПО под открытой лицензией.
А что такое "зарабатывать на открытом ПО"? Как это должно выглядеть?

Михаил Романов
21.02.2011 20:23:20

Цитата
Я говорил о проектах гораздо меньшего масштаба. Вы привели лидеров с долгой и сложной историей, а тут нужны примеры по-проще.

Я привел те, которые знаю.
Если вам известны другие - расскажите.

Цитата
А что такое "зарабатывать на открытом ПО"? Как это должно выглядеть?

Это значит, что ценность для потребителя представляет само ПО, и именно за него платит потребитель, а не за сопутствующие продукты или услуги.
Если честно, я не знаю нормального способа зарабатывать на СПО. Все зарабатывают на сопутствующем, например при продаже читалки на Linux продавец зарабтывает на самой читалке. Какая внутри будет ОС и остальной софт потребителю все равно. Даже если в реальности там будет уникальное ПО, в котором и будет вся соль этой читалки, без нее потребитель этот софт все равно не приобретет.

Михаил Романов
18.02.2011 22:01:37

Цитата
Open Source проекта, он может неограниченное время развиваться "just for fun" за счёт прихода новых разработчиков.

Если бы это реально работало, у нас не было бы десяти тысяч медиа плейров, похожих как две капли воды (но конечно же по мнению авторов - каждый это шедевр, который нельзя сравнивать с альтернативными поделками), или десятка тысяч AppFremorks и миллона библиотек для численных вычислений (правда, реально работающих дай бог с десяток, но ведь это же мелочиии), а был бы один идеальный офисный пакет, например, или СУБД, ...

Но, конечно, на это всегда можно сказать, что просто кто-то не умеет работать с "сообществом".

21.02.2011 16:18:15

Цитата
а был бы один идеальный офисный пакет, например, или СУБД, ...
Михаил, smile:) возможность выбора в СПО всегда было одним из ключевых преимуществ, сомневаюсь, что оно может исчезнуть. smile:-)
Цитата
Но, конечно, на это всегда можно сказать, что просто кто-то не умеет работать с "сообществом".
Тем более, что так оно и есть. smile;-)

Михаил Романов
21.02.2011 20:30:45

Цитата
Михаил, возможность выбора в СПО всегда было одним из ключевых преимуществ, сомневаюсь, что оно может исчезнуть.

Преимуществ по сравнению с чем?
Раз у проприетарного ПО этот выбор отсутствует? А больше вроде и не с чем сравнивать.

Цитата
Тем более, что так оно и есть.

Чтобы этот тезис подтвердить, достаточно привести проект, который:
- живет долгое время (скажем лет 5-7 - это хороше время зрелости для ПО),
- активно развивается (тут с критериями сложнее, я предложу вараинт серьезное обновление функционала раз в 2-3 года и не реже чем раз в полгода выпуск обновлений с исправлениями и улучшениями),
- не имеет финансирования (в том числе косвенного, т.е. например, библиотека используется в коммерческом проекте и развивается силами участников этого проекта), т.е. живет только за счет интереса участников.

Иван Шихалев
26.02.2011 21:37:50

Цитата
Чтобы этот тезис подтвердить, достаточно привести проект, который:


http://freepascal.org/ подойдет?

Михаил Романов
18.02.2011 09:47:16

Цитата
Разве возможность заработать на СПО - это недостаток? Наоборот, преимущество.

Недостаток в том, что каждый, кому требуется доработка будет заказывать ее по-новой (ну или он альтруист и выложит код, написанный за его деньги во всеобщий доступ).

Заказная разработка это дорого для заказчика.

18.02.2011 12:36:52

Цитата
Недостаток в том, что каждый, кому требуется доработка будет заказывать ее по-новой (ну или он альтруист и выложит код, написанный за его деньги во всеобщий доступ).
Когда я спрашиваю у тех, кто присылает патчи, какая главная причина того, что они не "зажимают" код, ответ примерно всегда одинаков: "Для нас экономически выгоднее отправлять патчи в апстрим и направлять, таким образом, развитие проекта в нужную для нас сторону, чем синхронизировать код с каждым релизом и заниматься его поддержкой".

Т.е. первая реакция любого, кто заплатил за доработку "никому не отдам, это за мои кровные деньги", но при пересчёте в человеко-часы, необходимые для отладки, тестирования и интеграции с другими компонентами проекта, получается что дешевле отправить в апстрим.

Цитата
Заказная разработка это дорого для заказчика.
Да, но тут нужно разрабатывать только необходимый функционал, а не всю программу с нуля. Кроме того, есть вероятность что финансово участвовать захочет ещё кто-то.

Михаил Романов
18.02.2011 14:20:30

Цитата
что дешевле отправить в апстрим

Да, так и есть.
Более того, так довольно часто поступают и с коммерческими проектами, которые предоставляют свой код! Но это верно только для живых и развивающихся проектов, у которых есть пул разработчиков, тестировщиков и т.д.

Кстати, я еще сталкивался с обратной ситуацией, когда разработчики проекта просто отказывались принимать изменения, как раз по причине что "человеко-часы, необходимые для отладки, тестирования и интеграции с другими компонентами проекта" - лягут теперь на них.
И ничего не попишешь ибо "Just for fun"

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Интересно

Опрос

Решение компании Canonical о прекращении развития Unity

  1. Как повлияет отказ от Unity на популярность системы Ubuntu?
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Статьи

SUSE Linux Enterprise и openSUSE Leap 42 пополнили магазин приложений Windows 10
На прошедшей в середине мая конференции Build 2017 компания Microsoft сообщила, что в скором времени …

USBGuard — незаменимая утилита для Linux-администратора
Изначально выпуск USB-накопителей задумывался производителями как средство хранения или инструмент для удобного …

Open Source на предприятиях — популярность растет, но опасения сохраняются
Проекты с открытым исходным кодом лежат в основе многих популярных мобильных и настольных приложений …

Docker намерена усилить безопасность ядра Linux с помощью LinuxKit
Проект LinuxKit инкубирует несколько технологий повышения безопасности Linux, включая Wireguard VPN и Landlock …

Документация на основе пользовательского опыта
Хорошая документация играет решающую роль в открытом проекте. Это подтверждают как многочисленные эксперты, так …

Мы в социальных сетях

PC Week/RE в Facebook PC Week/RE в Контакте PC Week/RE в Google+ PC Week/RE в Одноклассниках PC Week/RE в Twitter

Решения

Alfresco. Принципиальная архитектура и область применения
Alfresco — платформа ECM, предназначенная для решения задач управления всем контентом организации. На базе этой …

Обновление MS Exchange: варианты и экономическая эффективность
Говоря о ТСО системы поставщики, как правило, считают только стоимость лицензий. В этом случае цена выглядит более …

Проектирование и разработка авионики: перспективы свободного программного обеспечения
Презентация Хорошилова А.В., старшего научного сотрудника ИСП РАН, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 …

The Biggest Infrastructure Market Yet to Fall to Open Source
Презентация Клейна С., управляющего директора EnterpriseDB, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 апреля …

Alfresco Open Source ECM
Презентация Дорваля Д., вице-президента Alfresco, на Российском СПО-саммите ROSS '2011, Москва, 12 апреля 2011 года.

Блог

Вымогатель Erebus атакует Linux
Во вчерашней заметке я написал, что использование недостатков чужих решений для продвижения своего — ...

Поможет ли эпидемия WannaCry мюнхенскому проекту?
Пока окончательное решение о судьбе знаменитого мюнхенского проекта ещё не принято, сторонники продо ...

Вышла очередная версия браузера Vivaldi
Доступна для загрузки очередная версия браузера Vivaldi 1.10, разработчики которого продолжают разви ...

Microsoft присоединяется к Cloud Foundry Foundation
Корпорация Microsoft стала «золотым» участником некоммерческой организации Cloud Foundry Foundation. ...

Google против рекламы
Первого июня в Chromium Blog появилось очень интересное сообщение. В нём говорится, что компания Goo ...

 

Лидеры читательского рейтинга

Статьи

Записи в блогах

Панорама

Виртуализация и автоматизации ресурсов сети помогут ИТ-отделам соответствовать современным требованиям бизнеса
Рост цифровой экономики ведет к быстрым и серьезным переменам в организациях. ИТ-отделы сталкиваются с требованиями все быстрее предоставлять приложения и службы пользователям.
Гиперконвергированная инфраструктура, отвечающая современным требованиям ведения бизнеса
Цифровая экономика изменила все аспекты ведения бизнеса. Пользователи становятся более требовательными, технологии постоянно развиваются, и от ИТ-отделов ожидают большей адаптивности и быстроты реагирования, чем прежде.
Цифровые рабочие области придут на смену модели клиент-сервер
В наступившей эпохе мобильности и облаков речь идет не только о своевременном предоставлении приложений, но также об упрощении процессов, ускоряющих выполнение рабочих задач.
ASUS Transformer 3 Pro: непревзойдённый универсал
В ходе масштабной пресс-коференции, которая предваряла открытие прошлогодней выставки Computex 2016, глава ASUS Джонни Ши продемонстрировал немало выдающихся новинок, от смартфонов серии ZenFone 3 до домашнего робота-помощника Zenbo.
Компания “Терн” расширяет горизонты бизнес-анализа
Прошедшая в Москве Ежегодная конференция одного из лидеров отечественного рынка BI — компании «Терн» …

Интересно

 

Создание сайта - студия iMake
© 2017 АО «СК ПРЕСС».
Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта.
Правила поведения на сайте.

На главную PC Week/RE  |  Об издании  |  Архив номеров  |  Подписка на бумажную версию
Другие проекты «СК ПРЕСС»ITRNБестселлеры IT-рынкаByte/РоссияCRN/REIntelligent Enterprise/REPC Magazine/RE.