НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Почему люди не используют Linux?

Григорий Шатров
19.06.2015 11:42:34

В посте "Репозитории Debian: найдётся всё" Сергей Голубев снова поднимает вопрос о причинах невысокой популярности Linux на рынке пользовательских десктопов. В качестве ответа хочу рассказать небольшую зарисовку из жизни.


Несколько дней назад у меня сломалась застежка-молния на куртке, я решил зайти в какое-нибудь ателье и заменить эту молнию. Был выходной день, и вместо обычного алгоритма «зайду в ближайшее или первое попавшееся ателье и заплачу, сколько попросят» решил прогуляться, чтобы посмотреть, что есть в округе и где можно заменить молнию по-дешевле.

Пошел по нескольким адресам ателье от метро, показывал куртку и задавал один и тот же вопрос «Сколько будет стоить замена молнии?». По ценам, кстати, удаление от метро можно было заметить — в первом ателье работу и материал оценили в 1200, во втором 800, в третьем 600, а вот в четвертом меня внимательно выслушали и спросили: «А может вам просто бегунок на молнии заменить?». Тут же, при мне достали коробку с зап.частями для молний и нашли там подходящую «собачку». Вся работа заняла 2 минуты времени и стоила мне 100 рублей.

Таким образом, только в одном из четырех ателье попытались понять, что именно мне нужно. А нужна была мне не замена молнии (хотя просил я именно об этом), а просто чтобы замок снова стал застегиваться! И вместо 1200 рублей и работы на пару дней, я потратил 100 рублей и 2 минуты! Нужно ли говорить, что профессиональное ателье, это не то, где могут ровно пришить новый замок-молнию, а понять, что именно нужно человеку и предложить оптимальное решение его проблемы.

Какое всё это имеет отношение к Linux-десктопам? Да просто люди, у которых вдруг что-то не работает или работает не так, несут ПК к специалистам или вызывают «компьютерную помощь» со словами «Переустановите мне Windows». Никто не спрашивает, а действительно ли им нужна именно Windows. Подавляющее число людей используют домашний компьютер для «посидеть в интернете». Для этого вполне достаточно Linux, но они не знают об этом и никто им не предлагает какие-либо альтернативы. Хотя эти альтернативы могут быть значительно дешевле и, иногда, более удобны.

Итак, ответом на вопрос, вынесенный в заголовок, возможно, будет такой "Всё дело в тотальном непрофессионализме отрасли ИТ-услуг. Компании, предоставляющие ИТ-услуги, заинтересованы только в том, чтобы по-больше и по-проще "срубить бабло" с очередного пользователя ПК, а не решить его проблемы." А вы что думаете по этому поводу?

Комментариев: 29

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

19.06.2015 13:11:31

Цитата
Хотя эти альтернативы могут быть значительно дешевле и, иногда, более удобны.

Согласен. Люди бы узнали об этих альтернативах, но Linux не имеет на эти средства денег. Мне кажется, в Linux все решают свои проблемы по отдельности, никого не волнует - популярен он, или нет... Для популяризации системы нужны миллиарды, но у Linux Foundation их нет...

19.06.2015 14:39:17

Цель бизнеса — не «предложить оптимальное решение проблемы», а заработать больше денег. smile:)

Donat Lipkovsky
20.06.2015 04:56:22

Опаньки... глазам своим не верю.
Опять в заголовке всплыл вопрос, на который уже 100500 раз ответили все кому не лень и, который достал своей безысходностью.
Ну и конечно оконечный хитрый, обращённым ЛИЧНО К ТЕБЕ вопрос:

Цитата
А вы что думаете по этому поводу?

Такое внимание, просто не даёт пройти мимо и заставляет абсолютно любого прохожего ну хоть как-то поучаствовать.
Два мистических вопроса в одном флаконе.

Самое забавное, что автор даёт как бы подсказку:
Цитата
Всё дело в тотальном не профессионализме отрасли ИТ-услуг
.
Наконец-то докопались до сути в поисках крайнего. Пацаны из ИТ-услуг - вы назначены крайними в пробуксовке Пингвина на десктопах. 6% Линукса на десктопах - это ваш позор.
Вторая часть предложенного ответа ещё забавней:
Цитата
Компании, предоставляющие ИТ-услуги, заинтересованы только в том, чтобы по-больше и по-проще "срубить бабло" с очередного пользователя ПК, а не решить его проблемы."

Странно - разве не именно ИТ-услуги основной поставщик "бабла" для ОпенСорса?!

21.06.2015 10:16:17

Ну, конечно — опять экономика определяет всё. Наша страна мне всё чаше напоминает футбольную команду, тренер которой читает главным не победу, а игру по схеме 3-4-3. И неважно, что проигрываем, главное — схему «правильную» соблюсти smile:).

Donat Lipkovsky
21.06.2015 11:24:45

Я, кстати, ничего не утверждал. Мне, просто, показались, доводы автора сомнительными.
Про какую "победу" вы говорите, честно, не понял.

21.06.2015 12:27:02

Я говорю про результат работы отрасли. Не в деньгах (это меня в последнюю очередь интересует), а в продуктах. В том смысле, что не продукт для денег, а деньги для продукта.

Donat Lipkovsky
21.06.2015 12:44:29

Отрасль большая. На одном СПО свет клином не сошёлся.

21.06.2015 12:49:05

То есть, наша отрасль уже обогнала отрасль наименее вероятного союзника и волноваться не о чем? smile:)

Donat Lipkovsky
21.06.2015 12:53:05

Причём тут отрасль и тема статьи?!
Название статьи Линукс на десктопах, а не состояние отрасли с точки зрения безопасности государства.

21.06.2015 13:01:01

А я комментирую не статью, а Ваш комментарий по поводу «бабла» для разработки.

Donat Lipkovsky
21.06.2015 13:09:44

Во первых связки "бабало" и именно "разработки" в статье даже близко нет.
ИТ-услуги упомянуты применительно к совершенно определённой задаче, касающейся компьютеров обычных пользователей в случае если у них проблемы с ОС.
Цитирую:

Цитата
Да просто люди, у которых вдруг что-то не работает или работает не так, несут ПК к специалистам или вызывают «компьютерную помощь» со словами «Переустановите мне Windows».


Причём тут разработка, состояние отрасли?

21.06.2015 13:16:08

Вот тут:

Цитата
Странно - разве не именно ИТ-услуги основной поставщик "бабла" для ОпенСорса?!


Ну не должны инженеры думать о «бабле» и откуда оно берётся. Если это не так, то «может, что-то в консерватории подправить?» smile:)

Donat Lipkovsky
21.06.2015 13:24:41

Цитата
Ну не должны инженеры думать о «бабле» и откуда оно берётся.

Я тоже так считаю... пусть забудут про получку и откуда она берётся.

21.06.2015 13:30:54

А так не считаю. Они должны получат хорошую зарплату и не думать, от государства она или от бизнеса.

Donat Lipkovsky
21.06.2015 13:33:01

Пусть не думают! В чём проблема?

21.06.2015 13:39:21

Тогда к чему комментарий «разве не именно ИТ-услуги основной поставщик "бабла" для ОпенСорса?!»? Разработчикам-то какая разница откуда берётся «бабло» которое пятого и двадцатого?

Donat Lipkovsky
21.06.2015 13:54:01

Господи, я имел ввиду известную всем вещь в сфере СПО - мы зарабатываем не на продукте, а на услугах.

21.06.2015 12:59:22

Пример крайне неудачный. Замок на куртке в использовании гораздо проще компьютерного устройства и, что еще важнее, гораздо независимей от окружения.
Ну пришли умные, поставили другую ОС и другой набор софта. А потом оказалось что:
- хром не синхронизирует закладки с рабочим огнелисом;
- либреофис криво открывает файлы, выданные завучем в школе;
- презентация, сделанная ребёнком, не показывается на уроке на классном проекторе;
- привычный бабушке MailRU Agent в принципе не работает под линуксом...
И так далее и тому подобное.
Получается, что гораздо проще всем и дешевле для клиента, тупо сделать то, что он просит - переустановить винду.

Donat Lipkovsky
21.06.2015 13:10:33

Вы самую суть ухватили.

21.06.2015 19:38:09

Про ухват самой сути комментарий ниже.

21.06.2015 19:36:58

Владислав, вы не ухватили самую суть моего поста - поставщики ИТ-услуг не должны тупо ставить один набор ОС и софта или другой, они должны внимательно послушать пользователя и понять, что именно ему нужно от ПК. Подчеркну, что речь не идет о том, чтобы всем "под одну гребенку" поставить Linux - поставщик ИТ-услуг не станет профессиональнее только от того, что будет ставить Linux вместо Windows . В вашем примере, пользователь скажет "Нужна синхронизация, просмотр файлов офиса, чтобы ребенок мог готовить материалы для школы" и т.д. и т.п. - понятно, что тут без Windows не обойтись ("vendor lock-in" во всей своей красе). Но я могу другой пример привести, когда приносят старый ноутбук и говорят: "Мы его хотим бабушке отдать, чтобы она могла со внуками общаться, сделайте автозапуск Skype и чтобы ничего другое нельзя было бы запустить даже случайно" - в этом случае Linux как нельзя кстати пришелся бы.

21.06.2015 21:00:00

Высказанная тут вами суть противоречит выделенной в тексте фразе:

Цитата
И вместо 1200 рублей и работы на пару дней, я потратил 100 рублей и 2 минуты!

Потому что в случае с компьютером более дешевый вариант, будет "поставить windows за 1000 рублей и 2 часа". Вариант с линуксом (точнее переводом с windows на linux) скорее всего встанет в 5000 рублей консультационных услуг, 1000 за настройку ПО под нужды пользователя и +50% к сумме за пакет бесплатных консультаций в течении ближайшего месяца.
Все цифры, естественно, условные.
Цитата
"Мы его хотим бабушке отдать, чтобы она могла со внуками общаться, сделайте автозапуск Skype и чтобы ничего другое нельзя было бы запустить даже случайно" - в этом случае Linux как нельзя кстати пришелся бы.

Тоже есть вопросы. Потому что когда бабушка запутается в компьютере и чего-то не того запустит, в случае с виндой ей сможет помочь соседский мальчишка. С линуксом сложнее.

22.06.2015 20:39:23

Цитата
Вариант с линуксом (точнее переводом с windows на linux) скорее всего встанет в 5000 рублей консультационных услуг, 1000 за настройку ПО под нужды пользователя и +50% к сумме за пакет бесплатных консультаций в течении ближайшего месяца.
Не до конца понял эту мысль, но если речь о том, что, как правило, люди, знающие Linux, хотят за свою работу больше денег, то собственно Linux тут ни при чем - любой работник, который знает больше/лучше/глубже хочет соответствующее вознаграждение. Это, опять же, вопрос профессионализма. А захотите ли вы, чтобы ваш ПК чинил мальчик из "скорой компьютерной помощи", который превосходно знает только как комп.игры устанавливать? smile;-)
Цитата
бабушка запутается в компьютере и чего-то не того запустит,
Вы, судя по этой фразе, не очень знакомы с Linux. smile:-) Там можно в "голом" X Window запустить программу, так, что другого ничего просто не будет видно на экране. Это очень легко делается. Т.е. технически невозможно что-то не то запустить. Кстати говоря, сделать аналогичное решение без "танцев с бубном" в Windows не получится.

23.06.2015 07:27:02

Цитата
Не до конца понял эту мысль, но если речь о том, что, как правило, люди, знающие Linux, хотят за свою работу больше денег, то собственно Linux тут ни при чем

Я о том, что услуги по консультированию, построению инфраструктуры клиента и всему прочему подобному, стоят гораздо дороже, чем "переустановить винду". Даже если это не фирма, а физ.лицо. Если вы декларируете, что готовы "решить его проблемы", то всякие вопросы "у жены 1С бухгалтерия", "бабушка привыкла к MailRuAgent", "ребёнок ходит на компьютерные курсы", нужно решать на берегу, до того, как ставить клиенту отличную от его привычной ОС. А это совсем не дёшево, это может оказаться гораздо дороже, чем коробка с виндой.
Про курсы не просто так. Буквально на днях разбирался с проблемой с одними курсами. Учебные материалы на них раздаются исключительно в виде презентаций, конвертированный в защищеный WINEXE.
Цитата
Вы, судя по этой фразе, не очень знакомы с Linux. Там можно в "голом" X Window запустить программу, так, что другого ничего просто не будет видно

Я вас удивлю наверное, но это даже под виндой можно сделать smile:)
Зато я знаком с бабушками smile:)
Привожу реальный пример бабушки: Около 70 лет, пользуется скайпом, ВКонтактом, MailRuAgent (есть несколько подружек, которые по разным причинам не пользуются скайпом), работает в школе, откуда регулярно заполучает различные документы (при открытии в либре часты косяки) и учебные материалы в формате winexe.
Как такую бабушку перевести на линукс, я не знаю. С учетом того, что МылоАгента под линукс не видел, поплывшая верстка офисных документов воспринимается как паника-паника-компьютер-сломался, про материалы в виде виндового экзешника вообще молчу.
И, самое главное, при переводе такой бабушки под линукс будешь сначала кропотливо выяснять её потребности, потом проверять работу кучки софта, который нормальный айтишник в нормальном состоянии предпочитает обходить за километр, потом еще ближайшее время консультировать на тему "ой, а я кнопочку потеряла". Гораздо дешевле и для пользователя и для специалиста просто "накатить винду".

22.06.2015 09:20:30

Цитата
"Всё дело в тотальном непрофессионализме отрасли ИТ-услуг. Компании, предоставляющие ИТ-услуги, заинтересованы только в том, чтобы по-больше и по-проще "срубить бабло" с очередного пользователя ПК, а не решить его проблемы." А вы что думаете по этому поводу?


Традиционное представление о миреустройстве со стороны фанатов СПО. Причем - именно российских фанатов. Российская точка зрения: "В нашим проблемах виноваты внешние враги..."
Оказывается виноваты пользователи...
Мы сделали одноколесный велосипед, а народ не понимает его преимуществ...

22.06.2015 10:23:15

Можно вставить в холивар свои 5 копеек smile:-)
Я думаю что если не было бы так просто ставить платное ПО бесплатно, то расклад мне кажется был бы немного другой.
Если бы "украсть" ПО было бы по затратам физическим/эмоциональным равнозначно краже в супермаркете на эту же сумму например.

Ага, в школе требуют презентацию в поверпоинт- купить офис- 6-8 тыс. руб. Ага, сейчас, обойдутся презентацией опенофиса.
И т.д. и т.п.

22.06.2015 20:15:57

Согласен. Но это тоже, в некотором смысле, вопрос профессионализма - ведь профессионал будет использовать только качественные материалы и инструменты в своей работе. Хотя это дискуссионный вопрос, насколько лицензионная windows качественней "пиратской". smile;-)

23.06.2015 11:24:31

Да успокойтесь. Скоро привычная жизнь закончиться, осталось- год... два. Слово "пиратский" приобретет свой первоначальный смысл. Бабушкам будет не до скайпа, да и мы будем зарабатывать по другому.

25.06.2015 15:03:32

Не пойму: оптимист или пессимист? smile:-)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии