НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Open Source:

Блог

Зачем Сбербанку OpenSource?

Вследствие отсутствия каких-либо официально объявленных подробностей о переходе самого крупного банка страны на открытую систему, общественности остаётся обсуждать именно этот вопрос. Зачем «непотопляемому Сберу» нужно начинать какие-то эксперименты, если там и так всё работает? Как минимум, не хуже, чем у остальных.

Разумеется, некую политическую составляющую не следует сбрасывать со счёта. Не исключено, что именно она играет ключевую роль в этом проекте. Однако, рациональное зерно тут тоже есть.

Уверен, что большинство клиентов самого крупного банка страны — это «консерваторы». Им и карта нужна только для того, чтобы раз в месяц снимать в банкомате свою зарплату. Ни про какие онлайн-сервисы они не знают, да и знать не хотят.

В этом сегменте у Сбербанка конкурентов нет. И не будет, если принять во внимание главный критерий для «консерваторов» — доступность отделений.

Но есть и другая группа, численность которой быстро растёт. Это люди, которым не нужны никакие отделения, которые в глаза не видели платёжного поручения… Которым вообще неинтересно, каким образом их деньги доходят на некоего сервиса, в том числе и государственного.

Им даже всё равно, где именно находится их условный кошелёк. На пластиковой карте, на смартфоне или на вмонтированном в перстень чипе. С их точки зрения идеальный процесс покупки выглядит так: накидал товаров в тележку и пошёл к выходу, а деньги каким-то образом списались сами. Разумеется, с начислением бонусов.

Да, чуть не забыл. Если только что полученные бонусы можно потратить в близлежащем кафе, то пусть придёт соответствующая смс′ка. А лучше, чтобы кафе сразу появилось на навигаторе, который сам предложит проложить туда маршрут.

Это не имеет никакого отношения к банкам и банкиры этим заниматься не будут? Тогда займутся айти′шники, а полученная от таких сервисов прибыль пройдёт мимо банков.

А в чём главная особенность таких ИТ-систем? Очевидно, в скорости внесения изменений. Если вчера появилась возможность платить при помощи «щелчка пальцев», то сегодня она должна быть интегрирована в ИТ-систему банка. Иначе завтра во всех соцсетях появятся сообщения от продвинутых и совершенно «неполиткорректных» пользователей примерно такого содержания: «Валим с этого отстойного банка для пенсионеров».

Кто же способен обеспечить такие темпы? Разработчики открытого ПО, которые давно привыкли работать в условиях полной децентрализации. Это они напишут нужный модуль без всякого ТЗ и команды сверху. Это у них есть сообщество, которое быстренько и бесплатно всё протестирует и оперативно отправит баг-репорты. Это у них есть энтузиасты, готовые быстренько написать инструкцию для техподдержки.

Классический «интерпрайз» этого не умеет. Разумеется, он всё сделает. Добросовестно и качественно. Но результат появится тогда, когда он уже никому не будет нужен.

Модель OpenSource способна обеспечить главное, что нужно современному заказчику. Скорость.
Donat Lipkovsky
Николай, с удовольствием приношу свои извинения за собственную неточность и резкость.
Сбербанк действительно приобрёл продукт GridGain In-Memory Data Fabric на сумму $5,6 млн. долларов и планирует прикупить акций GridGain.  
sshklc
  У Сбербанка всегда было огромное количество транзакций за единицу времени. До прихода туда Грефа, в различных территориальных подразделения банка использовались разные системы обработки данных. Вначале локальные СУБД - от файловых(dbf) до серверных СУБД. Затем в плане оптимизации, сервера объединялись в более крупные кластеры на базе территориальных структур. Модернизировались средства  связи(оптоволокно и резевные каналы).  Например, в подразделениях Волго-Вятского банка СБ РФ и некоторых других, долгое время функционировала система, когда под СУБД использовалась 64 битная Oracle RDB for Open VMS, а все клиентские автоматизированные системы были собственной разработки под ОС Windows. Даже такая мощная СУБД, не могла обеспечить безперебойную работу в пиках нагрузок. Часто можно было наблюдать такую картину, когда клиенты вынуждены были ожидать у окошка операциониста, когда система "отвиснет". По приходу в руководство банка Г.О. Грефа работы по модернизации ИТ системы продолжились, Open VMS заменили на другую централизованную систему, построили новые дата-центры. И если сейчас Греф говорит о необходимости внедрения в банке новой системы обработки данных, значит проблема пиковых нагрузок до конца не решена. Это проблема самого крупного банка РФ, с самым большим количеством операций.  Смею предположить, что использование технологий  компании GridGain в Сбербанке является попыткой реанимации возможностей Open VMS(Virtual Memory Systems) в современных условиях. Сама операционная система Open VMS, для своего времени, была очень продуктивной, но разрабатывалась в 1970-х годах для, уже морально устаревших, серверов, с процессором Alpha. На сходство технологий также указывает использование концепций Node в Open VMS и продуктах   GridGain.
   
sshklc
 Согласен. В Сбере такие вольности невозможны.