[spoiler]В результате получился некий собирательный ответ. Хотя усреднять мне особо и не пришлось — везде дела обстоят примерно одинаково.
ИТ-бюджета, в крупнокорпоративном понимании этого слова, на таких предприятиях нет. Каждая заявка админа рассматривается отдельно. Кстати, кое-кто сказал, что у них вообще никаких бюджетов нет — даже зарплата выплачивается «в первой половине месяца, когда будут деньги».
Технически это выглядит примерно так. Админ идёт к директору (он же, как правило — либо единоличный владелец, либо один из владельцев) и пытается его убедить в необходимости покупки какого-либо железа или софта. Если его доводы признаются неоспоримыми и на его «хотелки» в данный момент есть деньги, то заявка удовлетворяется.
Однако, чаще всего он слышит в ответ, что денег всё равно нет и разговор следует перенести на потом. Сроки этого «потом», разумеется, не уточняются.
Исключение — оплата по уже подписанным договорам. Эти расходы действительно хоть как-то планируются и деньги на них резервируются. Напоминать, конечно, приходится о пять раз на дню, но всё-таки рано или поздно оплата происходит.
На вопрос о возможности перехода на Linux практически все, с кем мне удалось поговорить, только подтвердили ранее сказанное. Как только директор услышит про какое-то «бесплатное ПО», так он тут же даст на это своё согласие.
Правда, из всего разговора в памяти у него останется только «бесплатное», остальное будет забыто через несколько секунд. В результате админ больше никогда никаких дополнительных денег не получит. Поскольку сам обещал, что всё будет бесплатно.
На реплики о том, что это неправильные компании и так быть не должно, могу ответить предложением вспомнить про «ошибку выжившего». Если ориентироваться исключительно на «истории успеха», то общая картина будет ошибочной и выводы из неё неверными.