НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Почему в отечественных вузах не так много хороших ИТ-преподавателей?

Владимир Митин
07.11.2012 12:16:28

Тема этого поста навеяна речью президента В. В. Путина на вчерашнем заседании Совета по развитию физической культуры и спорта.

Среди прочего, он сказал: “По-прежнему острым остаётся вопрос тренерских кадров. Число именитых тренерских школ постоянно снижается. В составах команд и на должностях главных наставников национальных сборных мы всё чаще и чаще видим легионеров. Приглашённые иностранные специалисты – это нормальная, полезная практика, она применяется, собственно говоря, во всём мире. Плохо, когда во главу угла ставится локальная задача – выиграть здесь и сейчас, когда не налажена передача зарубежного опыта и технологий российским специалистам. В некоторых странах, например, контрактом специально оговорено (контрактом, на основе которого приглашается иностранный специалист) обязательство приглашённого иностранного тренера работать с местными специалистами, готовить как спортсменов, так и наставников. Думаю, это правильно, абсолютно здравый системный подход. Обязательно нам нужно к этому переходить там, где этого нет. Где-то и у нас это применяется, но далеко не везде”.

А ведь в России плачевное положение с наставниками наблюдается, увы, не только в спорте, но и в высоких технологиях. smile:(

Смотрите, какая интересная ситуация складывается. Время от времени (см., например, здесь) возникают споры о том, чему следует учить настоящих и будущих ИТ-специалистов.

Но при этом почему-то мало у кого возникает вопрос, а кто именно будет осуществлять это обучение? Видимо предполагается, что ИТ-преподаватели (ИТ-тренеры, ИТ-наставники и т. д.) будут возникать сами собой по мере роста спроса на ИТ-обучение.

Но ведь понятно, что это не так. Если мы действительно хотим достичь ИТ-высот (с целью слезания с позорной для крупного государства “сырьевой иглы”), то подготовка ИТ-преподавателей должна вестись опережающими темпами. В этом плане привлечение в качестве ИТ-преподавателей опытных ИТ-специалистов, имеющих стаж работы в известных ИТ-компаниях, не решает проблемы. Ведь они будут передавать студентам хотя и актуальные знания, но лишь те, которые уже имеют место быть в настоящем. А думать надо не только о настоящем, но и о будущем.

Более перспективным представляется путь оставления в вузах на преподавательско-исследовательской работе части грамотных студентов и аспирантов. Но как стимулировать этот путь? Ведь не секрет, что в коммерческих предприятиях ИТ-специалисты получают значительно больше, чем преподаватели вузов? Что вы думаете на этот счет?

В сентябре этого года довелось мне побывать на финале Russian Code Cup (это крупнейшая в России ежегодная открытая олимпиада для самых сильных программистов, проводимая в рамках реализации долгосрочной стратегии Mail.Ru Group по повышению конкурентоспособности российской ИТ-индустрии в мировых масштабах) .

Во время церемонии награждения победителей этой олимпиады, среди прочего, прозвучали интересные цифры: "В настоящее время государство на обучение одного студента вуза выделяет от 65 до 220 тыс. руб. в год. При этом конкретная сумма зависит не только от специальности, но и от категории вуза (федеральный, национальный или обычный)".

Затем было замечено, что в ведущих западных вузах (в Гарварде, к примеру) годовая стоимость обучения студента примерно раз в пять выше нашей максимально допустимой. Правда, более точные цифры при этом названы не были.

Тут интересная аналогия напрашивается: если у нас на обучение студента тратится раз в пять меньше средств, чем в экономически развитых странах, то и производительность труда в среднем примерно раз в пять ниже! Ведь чудес не бывает! Нельзя из одной шкурки сшить семь полноценных шапок!

Среди участников и победителей Russian Code Cup было много студентов СПб НИУ ИТМО (Санкт-Петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, ранее -- ЛИТМО). Поэтому на церемонию награждения победителей Russian Code Cup приехал Анатолий Абрамович Шалыто (профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технологии программирования СПб НИУ ИТМО), известный нашим читателям, в частности, по публикации “ИТ-образование: государство или не только…”.

Пользуясь случаем, я задал ему вопрос: “Как для СПб НИУ ИТМО выглядит "вилка" расходов на одного студента? И сколько примерно в год тратится денег на одного студента, проходящего через вашу кафедру?”.

Ответ был таков: “Цифрами про университет в целом не владею. Что же касается студентов, проходящих через нашу кафедру, то эта сумма зависит от специальности и составляет от 60 до 112 тыс. руб.”.

Далее последовал следующий диалог:

-- Согласны с мнением о том, что в ведущих западных вузах (в Гарварде, к примеру) годовая стоимость обучения студента примерно раз в пять выше нашей максимально допустимой (220 тыс. руб.)?

-- Больше, чем в пять - тысяч 60$, а еще книги, питание, общежитие, но можно взять кредит и выплачивать долгие годы.

-- Вы часто бываете в зарубежных вузах. Чем их ИТ-обучение качественно отличается от нашего?

-- Их профессора не понимают, как можно работать 40 часов (и даже 20) в неделю и учиться на дневном. Еще одна загадка России. У нас так плохо учат из-за того, что преподавателям почти ничего не платят, и если не работать с третьего курса, то потом на работу не возьмут. А в Гарварде можно работать не больше 10 часов в неделю, не больше, чем на 400$, и только на территории университета, например, в библиотеке или столовой. Я, кстати, видел университетские библиотеки, которые работают круглосуточно. Большинство студентов нигде не подрабатывают и нормально устраиваются на работу по специальности после окончания университета.

-- Оказывает ли СПб НИУ ИТМО услуги послевузовского ИТ-обучения?

-- Почти нет. По моему мнению, надо хорошо в университете учить и сохранять в университетах таланты, а не бесконечно повышать квалификацию тем, кого обычно называют персоналом!

К слову. IDC, классифицируя рынок ИТ-услуг, выделяет в нем такой
сегмент, как ИТ-обучение. По оценкам IDC, в минувшем году в нашей стране емкость этого сегмента составила 3% от рынка ИТ-услуг (5,94 млрд. долл.), то есть примерно 178 млн. долл. В России лидерами ИТ-обучения считаются "Академия АйТи", "Учебный центр ЛАНИТ" и "УЦ Специалист". Годовой оборот каждого из этих центров составляет от 380 до 780 млн. руб.

Впрочем, дискуссия о том, что лучше: хорошо учить ИТ-специалистов сразу или регулярно повышать их квалификации, едва ли плодотворна. На практике необходимо и то и другое. Другое дело, в каких пропорциях.

Однако пора вернутся к теме поста: “Почему в вузах не так много хороших ИТ-преподавателей?”

Получается, все упирается в сумму, которое государство выделяет на обучение специалиста в области информационных технологий? Или во что-то ещё?

Комментариев: 23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

07.11.2012 22:58:41

Владимир - обучение ИТ-специалистов на текущий момент свелось исключительно к PR-акциям ППО, как раз за эти 60000р-220000р. в год. На днях мне клиент "подкинул" двоюродного брата, выпускника ОГУ по специальности Вычислительные Машины Комплексы Системы и Сети. Так вот, сей "человечек" имеет достаточную хватку и старание к обучению, в чем я убедился за несколько месяцев. Но при этом он не умел обжимать RJ45, не имеел понятия о TCP/IP далее настройки их в Windows и т.д. и т.д. Даже WiFi для него - неизвестная система. А вот про ППО он лучше большинства продажников проконсультирует, какие продукты есть и зачем они нужны, но вот только как на них работать он тоже не знает...

08.11.2012 00:09:05

Цитата
сей "человечек" имеет достаточную хватку и старание к обучению, в чем я убедился за несколько месяцев. Но при этом он не умел обжимать RJ45, не имеет понятия о TCP/IP далее настройки их в Windows и т.д. и т.д.

Чему человека научили, то он и умеет… Видимо, не было в ОГУ грамотных преподавателей с широким кругозором smile:( Что преподы cами знали, тому и студентов научили…

Не уверен, что студентов вузов надо учить обжимать RJ45, работать с паяльником, менять фильтры на пылесосе, заклеивать дырки на перфокартах и перфолентах и так далее… Этому они при желании и сами могут быстро научиться… Для этого не то что высшего, но и среднего образования не надо…

А вашему “человечеку”, прежде чем выбирать вуз и факультет, следовало бы поинтересоваться, на каких специалистов есть спрос в регионе. Дабы не обращаться к двоюродному брату за помощью в трудоустройстве…

08.11.2012 10:07:22

Цитата
Чему человека научили, то он и умеет… Видимо, не было в ОГУ грамотных преподавателей с широким кругозором smile:( Что преподы cами знали, тому и студентов научили…

Лучший ВУЗ области кстати...
Цитата
Не уверен, что студентов вузов надо учить обжимать RJ45, работать с паяльником, менять фильтры на пылесосе, заклеивать дырки на перфокартах и перфолентах и так далее… Этому они при желании и сами могут быстро научиться… Для этого не то что высшего, но и среднего образования не надо…

Этот человек вышел на работу, и я не мог его попросить сделать хоть что-то, только потому что он ничего НЕ УМЕЛ делать. Как вывод: ВУЗ - это протирание штанов в течении 5 лет, которое только отнимает у человека эти самые 5 лет, а все что нужно для работы от получает на месте самой работы. Спрашивается: А для чего тогда вообще нужно высшее образование? Один кадровик мне так ответил на этот вопрос: "в/о гарантия того что человек сможет достаточно долго заниматься полной фигней", то есть в/о гарантирует терпение человека, а не знание для кадровика.
Добавлю, что обычно при требовании в/о никто не спрашивает профиля, то есть по нормативу написано в/о, а будет это медик, инженер, экономист, педагог и еще кто уже не важно...

Алексей
08.11.2012 09:27:27

Ответ достаточно очевиден, и Вы сами на него уже ответили.

"Ведь не секрет, что в коммерческих предприятиях ИТ-специалисты получают значительно больше, чем преподаватели вузов."

Реалии таковы, что в ВУЗ-ах преподавательский состав представлен либо теми, "кому за 60", либо совсем зеленой молодежью. 40-летних сотрудников, которые и обладают достаточными опытом и знаниями практически нет совсем. Причины этого хорошо известны и понятны. "Кому за 60" уходить не позволяет возраст, а часто и религия. Среди молодежи в подавляющем большинстве в ВУЗ-е остаются те, кто не нашел себе более высокооплачиваемую работу в 90% случаев ввиду собственной профессиональной безграмотности. Есть, конечно, ребята увлеченные тематикой, которым земные блага глубоко второстепенны, но таких единицы. А последнее время их не стало совсем - подрастает поколение 90-х, воспитанное на доме 2. Грамотные специалисты однозначно не будут терять свое время впустую. Поэтому и получаем кадровый состав который имеем. Этот состав сам ничего не знает. Кто-то уже, кто-то еще. Поэтому и научить даже текущему положению дел в технике этот состав почти бессилен, не говоря уже о каких-то там перспективах. Не надо фантазировать на этот счет.

Сам оставил себе от ранней богатой преподавательской практики одну ИТ-дисциплину на последнем курсе, чтобы не отвыкнуть. smile:) Так вот, это удовольствие стоит мне денег, представляете? Чтобы читать две лекции в неделю я трачу больше, чем получаю. Если бы не внутреннее желание держать себя в форме, давно бы бросил, что сделали большинство моих коллег в свое время.

Есть еще и второй аспект, не менее, а может быть и более важный, чем преподавательский состав. Это практически полное отсутствие в головах у студентов связки "качество обучения => успех в жизни". Процессы обучения и последующей работы практически никак не связаны между собой. Ни один из них не думает о будущем, им нужны блага здесь и сейчас. Успешно проведенная реформа образования привела к тому, то ВУЗ вынужден держать каждого студента, есть внутренние циркуляры, запрещающие отчисление не успевающих и так далее. Это обстоятельство абсолютно лишило студентов хоть какой мотивации обучаться. Посещаемость менее 30%, знания и того ниже. Поэтому Вы можете пригласить всех профессоров Гарварда, Кембриджа и Оксфорда вместе взятых, но результат получите ровно нулевой.

Все это применительно к нашему ВУЗ-у и нашей кафедре, которая готовит радиоинженеров. Но по разговорам с коллегами видно, что и у них везде в точности тоже самое. Может быть в нефтегазодобывающих училищах все и иначе, но я сильно сомневаюсь.



У г-на Васильева снова из поста в пост проявляется навязчивая идея "ППО = откаты", хотя сам он в жизни практически не разбирается. Это либо родовая травма, либо заболевание какое. Остается лишь посочувствовать, "понять и простить".

Iwan
08.11.2012 10:42:02

По поводу преподавания ИТ в ВУЗах и сегодняшних студентов - абсолютно полностью согласен. Хотя и бывают иногда исключения из правил: приходят иногда молодые толковые преподаватели (хотя больше 3-5 лет обычно в ВУЗе не задерживаются); и студенты иногда толковые бывают (примерно один на полсотни, остальные - мусор).
Вместо сокращения госвузов я бы ликвидировал частные ВУЗы, в кот. (почти во всех) уровень преподавания доведен практически до абсурда (примеров - масса). Тогда бы не было нехватки студентов в госбюджетных ВУЗах.
По поводу ППО. На нем откаты делать, скорее всего, очень трудно, т.к. цены на них везде почти одинаковы. Хотя можно, конечно, попробовать откатить на тяжелых САПРах, где может быть куча дополнительных спецмодулей и пр.

08.11.2012 10:46:22

Алексей, присоединяюсь к вашим словам до фразы...

Цитата
У г-на Васильева снова из поста в пост проявляется навязчивая идея "ППО = откаты", хотя сам он в жизни практически не разбирается. Это либо родовая травма, либо заболевание какое. Остается лишь посочувствовать, "понять и простить".

Ваша кафедра далековата от принятия решений по ПО, судя о "...Все это применительно к нашему ВУЗ-у и нашей кафедре, которая готовит радиоинженеров...". Вы видели когда представители фармацевтических компаний "окучивают" врачей, которые вам выписываю "специфические" лекарства доступные в определенных аптеках, на бланках этих аптек. Алексей, вы с таким встречались? Или это тоже моя родовая травма? А как вы хотите называть, когда такие же представители ППО, приходят к зав. кафедры и говорят, у нас тут новой ПО, которое мы вам готовы поставить по академическим лицензиям(или бесплатно), да еще и преподавателей ваших обучить, иногда еще и денег дают, если ВУЗ стратегически важный. Взятка это не обязательно "деньги на лапку", это еще и решение проблем вместо зав.кафедры или преподавателя. А далее если преподаватель освоил ПО, то научит, а если не освоил, то просто расскажет про "хорошее" ПО, потому как это ПО уже внесено в учебную программы и он ОБЯЗАН рассказать про него. ВУЗы зачастую стремятся не давать каких-то глубоких знаний, всего по не многу. Как следствие, у преподавателей остаются также поверхностные знания о ПО, а студенты выходят "справочниками ППО". Почему не СПО? А кто из представителей СПО будет активно продвигать ПО, если оно бесплатно? Культура использования СПО у нас тоже не на высоте.

Алексей
08.11.2012 14:58:42

Не понимаю, что в этом плохого. Недавно к нам приходил представитель Texas Instruments и предлагал даром взять отладочные комплекты (плата + программа), которые продают за несколько тысяч долларов в магазине, пару месяцев назад ребята ездили на бесплатные семинары по XILINX (привезли FPGA+ПО), Microsoft даром раздает свою студию студентам и преподавателям и так далее. Причем тут ППО вообще?! Это обычная практика ведения бизнеса, типа расклеивания рекламных объявлений. Если СПО этим не пользуется, то это говорит лишь о том, что "представители СПО" - обычные тундровые олени, которым никогда не видать горных вершин. Ничего личного, чисто бизнес. И никакая культура здесь совершенно не при чем.

08.11.2012 17:12:30

Фраза...

Цитата
Вы видели когда представители фармацевтических компаний "окучивают" врачей, которые вам выписываю "специфические" лекарства доступные в определенных аптеках, на бланках этих аптек.

Ответ Алексея
Цитата
Не понимаю, что в этом плохого... ... Это обычная практика ведения бизнеса, типа расклеивания рекламных объявлений.

Уважаемый, я думаю, что если вас так будут "лечить", то залечат вас до смерти... И лечить вас будут исключительно так, что вы корчились от боли, чтоб было желание принести еще денег "врачу" за "лечение"... И клизма в виде "бонуса" вас наверное тоже утешет...
Как хорошо, что вы не выучились на врача!
Цитата
Не понимаю, что в этом плохого. Недавно к нам приходил представитель Texas Instruments и предлагал даром взять отладочные комплекты (плата + программа), которые продают за несколько тысяч долларов в магазине, пару месяцев назад ребята ездили на бесплатные семинары по XILINX (привезли FPGA+ПО), Microsoft даром раздает свою студию студентам и преподавателям и так далее. Причем тут ППО вообще?!

А при том, что выходит, что за деньги налогоплательщиков у нас инвестируют в иностранное ППО! Государство оплачивает обучение студентов иностранному продукту, а потом у работодателя стоит делема, или переучивать этого студента и тратить на это уже собственные деньги, или заплатить иностранному производителю ППО, потому что наше государство в обучение уже инвестировало денег. А то что все это инвестирование в иностранное ППО происходит за счет российских налогоплатильщиков, вы не видите ничего плохого!
Цитата
Это обычная практика ведения бизнеса, типа расклеивания рекламных объявлений. Если СПО этим не пользуется, то это говорит лишь о том, что "представители СПО" - обычные тундровые олени, которым никогда не видать горных вершин. Ничего личного, чисто бизнес. И никакая культура здесь совершенно не при чем.

Откаты - тоже обычная практика ничем не хуже текущей. Отличается же сие от расклейки рекламы тем, что там бизнес сам выбирает продукт. А в случае с преподами, бизнесу уже втюхали студентов с ППО в голове и не спросили, о том нужно ли это ему.

Алексей
08.11.2012 18:52:03

Далеко не всегда рекламируемые товары плохие, это касается и лекарств. Если лекарство действительно приносит желаемый результат, то почему бы его не применить, не правда ли? Или Вы априорно считаете, что все, что не СПО и все, что так или иначе рекламируется, есть непотребный продукт?


При всем этом выходит, что лично г-н Васильев и лично г-н Голубев инвестировали свои деньги в иностранные:
1. Автомобиль(и)
2. Холодильник(и)
3. Телевизор(ы)
4. Сотовые телефоны
5. Компьютеры
6. Планшеты
7. Одежду
8. Продукты питания
9. Средства личной гигиены
10. Дальше продолжать?

которые они имеют в своем личном пользовании и ежедневно используют. Притом, что совокупная стоимость всех этих пунктов составляет в среднем скажем от 1-2 млн рублей и почти до бесконечности, это их нисколечко и никоим образом не смущает. А вот 2 тыс. руб. на офис на семью с их точки зрения является страшнейшим событием, подлежащим немедленному искоренению.

Объясните мне сей парадокс, пожалуйста. Желательно на пальцах, чтобы я понял, почему этот текст Вы набираете не с ЭЛЬБРУС-90микро (http://www.mcst.ru/18-19.htm), не отдав супостату аж целых 2000 долларов, а оставив их Родине?! Машина бинарно совместима с Intel, любимый линюкс на ней должен запускаться "на ура". Так почему?


И снова откаты. Навязчивые идеи лечат. Обратитесь, наконец, к врачу.

Да, бизнес выбирает сам. Везде и всегда. Не видел объявлений с текстом "знание СПО строго обязательно", значит бизнесу это просто не нужно. Когда будет нужно, он сам об этом узнает первым и всем расскажет, не сомневайтесь. Бизнесу нужны профессиональные знания и решения в_предметной_области, а не дурацкие лозунги из ИТ, поймите это уже.

08.11.2012 22:49:32

Цитата
Далеко не всегда рекламируемые товары плохие, это касается и лекарств. Если лекарство действительно приносит желаемый результат, то почему бы его не применить, не правда ли? Или Вы априорно считаете, что все, что не СПО и все, что так или иначе рекламируется, есть непотребный продукт?

Не передергивайте, СПО, конечно, не панацея, но решает большую часть проблем. Напомню, что ППО является движением вперед, только в некоторых случаях.
Множество мелких заказчиков, не заинтересованных в развитии продукта. Пример: игры, реально сделать современные игры силами СПО невозможно. Что-то сейчас пытаются сделать на kickstar, но скорее исключение.
ПО для государства, обязано быть СПО!
- государство обязано иметь код продукта для собственной безопасности
- ПО для государства должно быть бесплатным для граждан страны, потому как ПО уже оплачено налогами
- код должен быть доступен для создания производных продуктов для резидентов. Смысл закрывать то, что может помочь в поднятии экономики?
Как эти принципы можно реализовать на ППО?
Цитата
При всем этом выходит, что лично г-н Васильев и лично г-н Голубев инвестировали свои деньги в иностранные:

А я как-то знал, что имею авто, планшет и кое-что еще из вашего списка. Некоторые вещи в России не делают, а некоторые делают так плохо что хоть караул кричи.
Но есть подвижки и на этом фронте.
Открывают заводы по сбору россиийских "иномарок", причем не только сборки, но изготовления комплектующих.
А вот на тему ПО, тут все еще проще. ПО уже делают в России! Начни покупать ПО в России и приедут обратно вся русская братия, которая пишет ПО за рубежом(надеюсь smile:))
Цитата
Да, бизнес выбирает сам. Везде и всегда. Не видел объявлений с текстом "знание СПО строго обязательно", значит бизнесу это просто не нужно.

Вот бизнес пусть и выбирает! При чем тут чиновники? Или у них откатный бизнес накроется? А еще наверное накроется бизнес у тех "дружков" чиновников, которые кроме купи-продай делать ничего не умеют.
Цитата
Бизнесу нужны профессиональные знания и решения в_предметной_области, а не дурацкие лозунги из ИТ, поймите это уже.

А вот это вы верно заметили! Профессиональные! А не принцип "научного тыка", который практикуют на ППО от недостатка документации или прочих "сюрпризов"! И профессионалы выбирают по технических параметрам, стоимости владения и т.д. А не по красивым картинкам. Вы мне можете сказать в чем разница у группами инженеров строящих и обслуживающий ВК из TOP-500 и эникейщиком? В профессионализме и в ПО отвечу я вам. Когда TOP-500 будет состоять из ВК на Windows, тогда я поверю, что Windows для профи! И слава Богу, что в адронном коллайдере используется Linux, иначе бы уже имели черную дыру по среди Европы!

Ломать не строить
08.11.2012 11:25:12

Сломана система мотиваций, идеологии нет целостной, разноголосье у каждого студента свой гимн, герб, флаг старая школа уходит приходит замордованное "цивилизацией" поколение мы рассыпаны, трудно зажечь людей но мы всё равно выкарабкаемся!!! Делайте что нибудь, только не стойте на месте!

08.11.2012 17:16:15

Цитата
мы всё равно выкарабкаемс

За счет чего?! Загибались, загибаетесь, и будете загибаться... пока не восстановить идеологию и мотивацию(они же религия), потому что идеалогией "наколоть - нормальный бизнес" можно только загнуться...

08.11.2012 11:57:14

Цитата
…Это обстоятельство абсолютно лишило студентов хоть какой мотивации обучаться. Посещаемость менее 30%, знания и того ниже. Поэтому Вы можете пригласить всех профессоров Гарварда, Кембриджа и Оксфорда вместе взятых, но результат получите ровно нулевой… (Алексей)

Я думаю, если студент Гарварда выкладывает из своего (или родительского) кармана 60 тыс. долл. в год за обучение (деньги достаточно большие даже по американским меркам), то он не прогуливает занятия и старается впитать в себя как можно больше полезной информации.

К тому же ценность элитных школ не только (и не столько) в знаниях, но и в полезных знакомствах…

Цитата
Вместо сокращения госвузов я бы ликвидировал частные ВУЗы, в кот. (почти во всех) уровень преподавания доведен практически до абсурда (примеров - масса). Тогда бы не было нехватки студентов в госбюджетных ВУЗах. (Iwan).

Да, есть море примеров, когда частные вузы практически продают дипломы… Но если все места в вузах будут госбюджетные, то это не решит проблему. С одной стороны, огромная коррупция при приеме в вузы на госбюджетные места и сдаче экзаменов (хотя Минобр и уверяет, что её практически нет), а с другой – пофигистское отношение студентов к тому, что дается им бесплатно…

Сейчас один мой родственник (его прадед является моим дедом) читает лекции в Гарварде. Вот как он (в частном письме) прореагировал на мою заметку: Да, в Гарварде образование в год стоит 60 000 долларов, но в реальности оно стоит больше.
Но это частный университет, студенты (их родители) платят сами. А ведь есть и бесплатные государственные вузы. Там учится гораздо больше студентов и государство платит и дает им приличные стипендии. Среди государственных вузов есть немало передовых и даже весьма элитарных. Нельзя экономить на науке, образовании и здравоохранении... А нашу науку и университеты довели до крайне плачевного состояния. И никто не хочет это состояние менять. Удивительно, что у нас пока еще есть интеллигенция и даже весьма много интеллигентной молодежи…”.


Цитата
Сломана система мотиваций, идеологии нет целостной, разноголосье у каждого студента свой гимн, герб, флаг старая школа уходит приходит замордованное "цивилизацией" поколение мы рассыпаны, трудно зажечь людей но мы всё равно выкарабкаемся!!! Делайте что нибудь, только не стойте на месте!

Вот с этим только что пришедшим (08.11.2012 11:25:12) комментарием абсолютно согласен! Стоять на месте никак нельзя! Только двигаться надо к правильным целям. Для чего иногда приходится чем-то (как правило, сиюминутными благами) жертвовать…

Алексей
08.11.2012 15:23:06

Знаете кто больше всех заказывает курсовые и дипломы на стороне? Владимир, Вы не поверите! Студенты-платники. Это настоящий анекдот, но это так.

Когда я спрашиваю студентов, "ребята, а зачем Вы вообще сюда пришли?", они в большинстве отказываются отвечать, так как не знают точного ответа. Основной ответ - "от армии откосить". В подавляющем большинстве они на 5 курсе не представляют, где и кем будут работать, но не по специальности, это почти точно. Интересовался не раз на протяжении последних лет пяти. Для меня совершенно не понятна эта ситуация, но она прогрессирует, как ни странно. Неужели родителям так безразличны их дети?!

Сейчас сложилась такая ситуация (реформам Слава!), что это федеральные ВУЗ'ы "практически продают дипломы." Их поставили в такую позу, что иначе совсем не получится выжить. Только платит за эти дипломы не сам студент, а государство. Только и всего. Иной раз качество платника-заочника заметно выше бюджетника-дневника.

Цитата
А нашу науку и университеты довели до крайне плачевного состояния. И никто не хочет это состояние менять. Удивительно, что у нас пока еще есть интеллигенция и даже весьма много интеллигентной молодежи…”.

Золотые слова. Полностью согласен.


Добавлю еще один маленький момент в эту бочку дегтя. Смотрите к чему привела великая реформа школы. Сейчас школьники сдают ЕГЭ, в котором присутствуют два (теперь три) обязательных предмета. Остальные - по выбору. Зачисление в ВУЗ проводится по общему количеству баллов... Теперь представляем школьника, который стоит перед выбором, что сдавать. Естественно то, что попроще, так больше шансов набрать больше баллов! К этим предметам и готовятся. Физика в понятие "попроще" никак не входит, а ведь именно физика лежит в основе всего инженерного дела, включая ИТ. Не знаю, заказ ли это Госдепа, или просто по скудоумию реформаторов, а скорее и то, и то, но класс инженеров (читай, разработчиков оружия и иной техники, то есть наиглавнейших конкурентов), умело срубили еще на подходах к старшей школе. Спрашивал своих коллег, кто на первом курсе работают, они с трудом находят цензурные слова, чтобы описать уровень исходных знаний пришедших на 1 курс. Но все уверенно отмечают, что этот уровень с каждым годом заметно и существенно падает. Скоро абитуриенты читать будут по слогам. А некоторые тут про линюкс в школы... Совсем уже того...

08.11.2012 15:53:46

Цитата
В подавляющем большинстве они на 5 курсе не представляют, где и кем будут работать, но не по специальности, это почти точно. Интересовался не раз на протяжении последних лет пяти. Для меня совершенно не понятна эта ситуация, но она прогрессирует, как ни странно. Неужели родителям так безразличны их дети?!


Это в самом деле странно... Можно даже сказать, ужасно... Ведь это только в России в последнее время де-факто сложилась ситуация с всеобщим высшим образованием. И это при том, что престиж умственного (да и вообще квалифицированного ) труда не очень высок. Большинство мечтает о карьере артиста или политика... См. например, заметки “Престиж ИТ-специальностей среди абитуриентов оставляет желать лучшего” и “Госслужба в 10 раз популярнее ИТ-должностей. За отрасль обидно…”

Алексей
08.11.2012 16:08:11

- Что такое высшее образование, сынок?
- Ну, это то, что в наше время называли средним.

Примерно так я бы охарактеризовал сегодняшнее всеобщее высшее образование.

Престиж?! О чем Вы?! У нас престижно только депутатом или полицейским. Посмотрите телевизор... Вся медиа направлена на популяризацию именно этого. Где Вы хоть в каком кино или сериале видели преуспевающего инженера? И не увидите - госдепу это не нужно. Вот артистом-клоуном или сторожем непоколебимых западных ценностей - это завсегда пожалуйста! Никто не хочет иметь конкурента, все нацелено на это. А конкурент - это не певец, не успешный менеджер, и даже не финансист. Это инженер. Потому как именно инженер это и ИТ, и космос, и автопром, и электроника и военная техника и все остальное. Нет инженера - значит нет проблем. Поэтому лозунги типа "трудно зажечь людей но мы всё равно выкарабкаемся!!! Делайте что нибудь, только не стойте на месте!" не вызывают у меня совершенно никакого оптимизма.

08.11.2012 17:33:36

Цитата
- Что такое высшее образование, сынок?
- Ну, это то, что в наше время называли средним.

Примерно так я бы охарактеризовал сегодняшнее всеобщее высшее образование.

А не знаете для чего сейчас все работодателям в/о понадобилось? Я помню еще те времена, когда "бабушки" чтоб их не уволили учились в ВУЗе и на пенсию уходили с 2-3 курса.
Цитата
Вся медиа направлена на популяризацию именно этого.

Вся медия направлена на то, что идеализировать самца-производителя, который денег добывает любый способом. И если он детей на органы пускает, после того как насилует, то в глазах медия это такой же "крутой" самец-производитель, который катается на позолоченном авто по Москве на скорости от 200 км/час. И молодежь хочет быть самцов, а не доходягой-трудягой(по мнению медия) которым я являются инженеры.
Цитата
Делайте что нибудь, только не стойте на месте!" не вызывают у меня совершенно никакого оптимизма.

+1, нет оптимизма... Общество скатывается в блуд, сребролюбие - цель всей жизни, гордость(разница между тем что есть человек, и то что он о себе мнит) - мерило достоинство, зависть и гнев - норма, чревоугодие и алчность - мечта каждого молодого человека, а в результате юристы стреляют "компост".

08.11.2012 17:19:44

Цитата
А некоторые тут про линюкс в школы... Совсем уже того...

Может Linux читать научит? И не только по русски...

Алексей
08.11.2012 18:36:51

Никогда. Он для этого не предназначен.

galina
11.11.2012 12:50:39

Руководители кафедр и институтов - менеджеры, (занимают сразу несколько должностей) а не специалисты по ИТ. ОТ квалифицированных преподавателей освобождаются под любым предлогом. Кипит только бумажная работа - отчеты по грантам . Выпускников технических вузов заменили выпускниками пединститутов. Нагрузка у преподавателя - 20час в неделю , новые технологии и технику им осваивать некогда, заниматься наукой - тем более,преподавателям почти ничего не платят. Звания доцентов и профессоров раздают своим за умение угодить начальству.

Алексей
12.11.2012 09:40:42

Да, Галина. У нас в точности то же самое. Уже не знают, какой отчет еще придумать. Какое уж тут развитие преподавателя.

Наталья Бердыева
15.11.2012 17:20:04

Владимир, мое личное мнение. Да, если если деньги небольшие, то и хороших преподавателей «заманить» трудно. Но, не только деньги. Дело еще в престиже. Преподавателем быть престижно, люди этим тутулом гордятся. Работают в бизнесе, получают хорошие деньги, преподают для удовольствия. И в мои университетские годы самыми лучшими преподавателями были как раз те, кто совмещал преподавание с работой в бизнесе. И преподавание для них было скорее призванием. Не хочу сказать, что в образование не нужно вкладываться. Просто не все в деньгах. При этом важно оснащать университеты технологиями, чтобы преподавателем было что и на чем демонстрировать студентам свой опыт.

06.12.2012 02:14:00

Еще одним из несомненных ошибок государства стал т.н. НСОТ - Новая система оплаты труда, введенная в конце 200х. Это дало практически полную власть руководству учебных учреждений в распоряжении зарплатой сотрудников. В итоге сейчас руководство и приближенные получают на ПОРЯДОК выше ЗП, чем рядовые преподаватели. Сама ЗП состоит из оклада и т.н. коэффициентов (назначаемых руководством). И это при том, что оклад рядовых сотрудников почти ВСЕГДА соответствует минимальному прожиточному минимуму. Т.е. заболел, или не так приглянулся нач-ву в итоге можешь получить голый оклад. До сих пор не понимаю, как это проглотил народ. Т.е. мы-налогоплательщики платим за то, чтобы гос-во нашу ЗП отдавало нашим "помещикам", а те уже по своему разумению делят ее и остатки раздают трудягам. Не спорю, есть организации, где руководители оказались порядочными, и не поставили себя и главбухов в привилегированное положение, но, к сожалению, таких 1/100 в лучшем случае...
Коль уж поощрять и доплачивать ценным сотрудникам - это всегда можно было из внебюджетных средств, а НСОТ оказался просто циничным распилом.
Я сам совмещал работу с преподаванием ИТ-дисциплин в начале своей карьеры, однако такое отношение к сотрудникам было просто не терпимо и я ушел работать в бизнес-структуры. Причем в последний год работы в учебном заведении ЗП в течении года у меня падала несколько раз по 20-30%. А вы говорите про качество...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии