НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Почему в отечественных вузах не так много хороших ИТ-преподавателей?

Тема этого поста навеяна речью президента В. В. Путина на вчерашнем заседании  Совета по развитию физической культуры и спорта. [spoiler]

Среди прочего, он сказал: “По-прежнему острым остаётся вопрос тренерских кадров. Число именитых тренерских школ постоянно снижается. В составах команд и на должностях главных наставников национальных сборных мы всё чаще и чаще видим легионеров. Приглашённые иностранные специалисты – это нормальная, полезная практика, она применяется, собственно говоря, во всём мире. Плохо, когда во главу угла ставится локальная задача – выиграть здесь и сейчас, когда не налажена передача зарубежного опыта и технологий российским специалистам. В некоторых странах, например, контрактом специально оговорено (контрактом, на основе которого приглашается иностранный специалист) обязательство приглашённого иностранного тренера работать с местными специалистами, готовить как спортсменов, так и наставников. Думаю, это правильно, абсолютно здравый системный подход. Обязательно нам нужно к этому переходить там, где этого нет. Где-то и у нас это применяется, но далеко не везде”.

А ведь в России плачевное положение с наставниками наблюдается, увы, не только в спорте, но и в высоких технологиях.  :(

Смотрите, какая интересная ситуация складывается. Время от времени (см., например, здесь) возникают споры о том, чему следует учить настоящих и будущих ИТ-специалистов.

Но при этом почему-то мало у кого возникает вопрос, а кто именно будет осуществлять это обучение? Видимо предполагается, что ИТ-преподаватели (ИТ-тренеры, ИТ-наставники и т. д.) будут возникать сами собой по мере роста спроса на ИТ-обучение.

Но ведь понятно, что это не так. Если мы действительно хотим достичь ИТ-высот (с целью слезания с позорной для крупного государства “сырьевой иглы”), то подготовка ИТ-преподавателей должна вестись опережающими темпами. В этом плане привлечение в качестве ИТ-преподавателей опытных ИТ-специалистов,  имеющих стаж работы в известных ИТ-компаниях, не решает проблемы. Ведь они будут передавать студентам хотя и актуальные знания, но лишь те, которые уже имеют место быть в настоящем. А думать надо не только о настоящем,  но и о будущем.

Более перспективным представляется путь оставления в вузах на преподавательско-исследовательской работе части грамотных студентов и аспирантов. Но как стимулировать этот путь? Ведь не секрет, что в коммерческих предприятиях ИТ-специалисты  получают значительно больше, чем преподаватели вузов? Что вы думаете на этот счет?

В сентябре этого года довелось мне побывать на финале Russian Code Cup (это крупнейшая в России ежегодная открытая олимпиада для самых сильных программистов, проводимая в рамках реализации долгосрочной стратегии Mail.Ru Group по повышению конкурентоспособности российской ИТ-индустрии в мировых масштабах) .

Во время церемонии награждения победителей этой олимпиады, среди прочего, прозвучали интересные цифры: "В настоящее время государство на обучение одного студента вуза выделяет от 65 до 220 тыс. руб. в год. При этом конкретная сумма зависит не только от специальности, но и от категории вуза (федеральный, национальный или обычный)".

Затем было замечено, что в ведущих западных вузах (в Гарварде, к примеру) годовая стоимость обучения  студента примерно раз в пять выше нашей максимально допустимой. Правда, более точные цифры при этом названы не были.

Тут интересная аналогия напрашивается: если у нас на обучение студента тратится раз в пять меньше средств, чем в экономически развитых странах, то и производительность труда в среднем примерно раз в пять ниже! Ведь чудес не бывает! Нельзя из одной шкурки сшить семь полноценных шапок!

Среди участников и победителей Russian Code Cup было много студентов СПб НИУ ИТМО (Санкт-Петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, ранее -- ЛИТМО). Поэтому на церемонию награждения победителей Russian Code Cup приехал Анатолий Абрамович Шалыто (профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технологии программирования СПб НИУ ИТМО), известный нашим читателям, в частности, по публикации “ИТ-образование: государство или не только…”.

Пользуясь случаем, я задал ему вопрос: “Как для СПб НИУ ИТМО выглядит "вилка" расходов на одного студента? И сколько примерно в год тратится денег на одного студента, проходящего через вашу кафедру?”.

Ответ был таков: “Цифрами про университет в целом не владею. Что же касается студентов, проходящих через нашу кафедру, то эта сумма зависит от специальности и составляет от 60 до 112 тыс. руб.”.

Далее последовал следующий диалог:

-- Согласны с мнением о том, что в ведущих западных вузах (в Гарварде, к примеру) годовая стоимость обучения  студента примерно раз в пять выше нашей максимально допустимой (220 тыс. руб.)?

-- Больше, чем в пять - тысяч 60$, а еще книги, питание, общежитие, но можно взять кредит и выплачивать долгие годы.

-- Вы часто бываете в зарубежных вузах. Чем их ИТ-обучение качественно отличается от нашего?

--  Их профессора не понимают, как можно работать 40 часов (и даже 20) в неделю и учиться на дневном. Еще одна загадка России. У нас так плохо учат из-за того, что преподавателям почти ничего не платят, и если не работать с третьего курса, то потом на работу не возьмут. А в Гарварде можно работать не больше 10 часов в неделю, не больше, чем на 400$, и только на территории университета, например, в библиотеке или столовой. Я, кстати, видел университетские библиотеки, которые работают круглосуточно.  Большинство студентов нигде не подрабатывают и нормально устраиваются на работу по специальности после окончания университета.

-- Оказывает ли  СПб НИУ ИТМО услуги послевузовского ИТ-обучения?

-- Почти нет. По моему мнению, надо хорошо в университете учить и сохранять в университетах таланты, а не бесконечно повышать квалификацию тем, кого обычно называют персоналом!

К слову. IDC, классифицируя рынок ИТ-услуг, выделяет в нем такой
сегмент, как ИТ-обучение. По оценкам IDC, в минувшем году в нашей стране емкость этого сегмента составила 3% от рынка ИТ-услуг (5,94 млрд. долл.), то есть примерно 178 млн. долл. В России лидерами ИТ-обучения считаются "Академия АйТи", "Учебный центр ЛАНИТ" и "УЦ Специалист". Годовой оборот каждого из этих центров составляет от 380 до 780 млн. руб.

Впрочем, дискуссия о том, что лучше: хорошо учить ИТ-специалистов сразу или регулярно повышать их квалификации, едва ли плодотворна. На практике необходимо и то и другое. Другое дело, в каких пропорциях.

Однако пора вернутся к теме поста: “Почему в вузах не так много хороших ИТ-преподавателей?”

Получается, все упирается в сумму, которое государство выделяет на обучение специалиста в области информационных технологий? Или во что-то ещё?

Алексей
Да, Галина. У нас в точности то же самое. Уже не знают, какой отчет еще придумать. Какое уж тут развитие преподавателя.
Наталья Бердыева
Владимир, мое личное мнение. Да, если если деньги небольшие, то и хороших преподавателей «заманить» трудно. Но, не только деньги. Дело еще в престиже. Преподавателем быть престижно, люди этим тутулом гордятся. Работают в бизнесе, получают хорошие деньги, преподают для удовольствия. И в мои университетские годы самыми лучшими преподавателями были как раз те, кто совмещал преподавание с работой в бизнесе. И преподавание для них было скорее призванием. Не хочу сказать, что в образование не нужно вкладываться. Просто не все в деньгах. При этом важно оснащать университеты технологиями, чтобы преподавателем было что и на чем демонстрировать студентам свой опыт.
Юрий
Еще одним из несомненных ошибок государства стал т.н. НСОТ - Новая система оплаты труда, введенная в конце 200х. Это дало практически полную власть руководству учебных учреждений в распоряжении зарплатой сотрудников. В итоге сейчас руководство и приближенные получают на ПОРЯДОК выше ЗП, чем рядовые преподаватели. Сама ЗП состоит из оклада и т.н. коэффициентов (назначаемых руководством). И это при том, что оклад рядовых сотрудников почти ВСЕГДА соответствует минимальному прожиточному минимуму. Т.е. заболел, или не так приглянулся нач-ву в итоге можешь получить голый оклад. До сих пор не понимаю, как это проглотил народ. Т.е. мы-налогоплательщики платим за то, чтобы гос-во нашу ЗП отдавало нашим "помещикам", а те уже по своему разумению делят ее и остатки раздают трудягам. Не спорю, есть организации, где руководители оказались порядочными, и не поставили себя и главбухов в привилегированное положение, но, к сожалению, таких 1/100 в лучшем случае...
Коль уж поощрять и доплачивать ценным сотрудникам - это всегда можно было из внебюджетных средств, а НСОТ оказался просто циничным распилом.
Я сам совмещал работу с преподаванием ИТ-дисциплин в начале своей карьеры, однако такое отношение к сотрудникам было просто не терпимо и я ушел работать в бизнес-структуры. Причем в последний год работы в учебном заведении ЗП в течении года у меня падала несколько раз по 20-30%. А вы говорите про качество...