НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Каким ИТ-вузам жить, а каким – умереть?

На этой неделе на сайте АП КИТ появился проект списка критериев, которые эта ассоциация предлагает использовать для оценки вузов, готовящих специалистов для ИТ-индустрии. [spoiler]

Список этот АП КИТ подготовила по просьбе Российского Союза Ректоров (РСР).

В качестве критериев мониторинга вузов в отраслевом разрезе (ИТ-индустрия) предлагается использовать следующие:

1. Количество студентов с международно признанной сертификацией.

2. Количество участников международных студенческих соревнований (наравне с международными конференциями).

3. Процент трудоустроенных по профилю. У ряда вузов есть проблема с получением от выпускников этой информации. Выпускник не обязан ее предоставлять. Можно попросить Минобрнауки обязать ВУЗы включать такой пункт в "бегунок" (обходной лист, заполняемый выпускником, для получения своих документов из отдела кадров и диплома/документа об образовании)? Сам ВУЗ не в праве включать такой пункт по своей инициативе - с тех пор, как отменили обязательное распределение выпускников, но если это будет включено в обходной лист Минобром, тогда положение изменится.

4. Количество привлеченных преподавателей из отрасли.

5. Количество студентов, подготовленных по программам, основанным на отраслевых профстандартах и сертифицированных отраслевым объединением (цель - учет прямых договоров с компаниями на подготовку специалистов и вовлеченность компаний в учебный процесс).

6. Критерии оценки ситуации "на входе" Цель – понимать, как в глазах абитуриентов выглядят интересующие индустрию специальности/направления/профили. Предлагаем следующие критерии для этого:

6.1. Максимальное количество поданных документов (в т.ч. копий) на поступление по ИТ-специальностям (направлениям, профилям) и средний балл ЕГЭ по ним + для сравнения то же самое по ВУЗу в целом.

6.2. Количество оставшихся поданных оригиналов документов на поступление по ИТ-специальностям(направлениям, профилям) и средний балл ЕГЭ по ним + для сравнения тоже самое по ВУЗу в целом.

6.3. Эти два критерия обязательно включать вместе, т.к. сейчас бывают ситуации, когда абитуриенты, разослав копии своих документов в разные ВУЗы, видя высокий конкурс на какой-то специальности, массово забирают свои документы/копии и оригиналы подают туда, где больше вероятность поступить. В итоге на те специальности, где изначально был высокий конкурс по копиям документов, конкурс по оригиналам документов снижаться может в разы.

Критерии, на мой взгляд, хорошие.

Но с какими весами они должны суммироваться – одинаковыми или разными?

Ведь именно от назначения весов зависит их действенность! Разве не так?


И ещё: пункт 2 -- Количество участников международных студенческих соревнований (наравне с международными конференциями) – видимо, есть смысл разделить. Все же конференции и соревнования – несколько разные виды активности. Поучаствовать в конференции, видимо, проще, чем победить на соревновании...

К пункту 4 (Количество привлеченных преподавателей из отрасли). Предлагаю заменить его на “Количество академических часов лекций и практических занятий, проведенных нештатными преподавателями из отрасли”.

А у вас какие есть замечания и пожелания к этому списку?

Юрий
Критерии неплохие, однако, я думаю, нельзя разводить множество критериев для каждой отрасли, возможно стоит сделать два блока критериев общеобразовательный+отраслевой с весами 60+40 (или 50+50, или 75+25, тут стоит обсудить). И главное в общеобразовательном блоке не допустить появления бредовых критериев, подобно тем, которые предлагал МинОбр недавно. Критерии для каждой отрасли, несомненно, должны разрабатывать специалисты из этой отрасли, иначе получится "обезьяна с гранатой".
Что касается вышеперечисленных критериев, то здесь не хватает пункта 4.2 - Количество преподавателей, занимающихся активной научной деятельность по профилю отрасли и имеющих N (разных) публикаций в научных и отраслевых изданиях. Ведь многие ИТ-разработки выходили и выходят именно из стен ВУЗов (жаль только не наших...)