НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

К пожару в Московском метро. Что важнее – социальная значимость или коммерческая выгода?

Социально значимые ИТ-проекты не всегда коммерчески выгодны. [spoiler]

Вот слова из моей февральской заметки “Платный 3G лучше бесплатного Wi-Fi!”: “…аукцион по оснащению вагонов московского метро бесплатным Wi-Fi с треском провалился даже с третьей попытки. Ни одного сотового оператора условия, предложенные метрополитеном, не заинтересовали…”.

Не знаю, чья жадность (метрополитена или сотовых операторов) сыграла здесь решающую роль, но очень обидно и досадно, что сей аукцион с треском провалился и социально значимый проект по поголовному оснащению вагонов московского метро бесплатным Wi-Fi до сих пор не реализован.

Вспомнил же я про эту заметку после сообщения о крупном ЧП в Московском метро, которое произошло сегодня (на перегоне между станциями “Библиотека имени Ленина” и “Охотный ряд” возник пожар) и в результате которого на несколько часов все шесть станций Сокольнической ветки метро, расположенных внутри "кольца", были закрыты для пассажиров. По некоторым оценкам, в результате этого ЧП так и ли иначе пострадало несколько десятков тысяч человек. Пассажирам нескольких поездов пришлось идти по шпалам, чтобы выбраться на поверхность.

Со слов очевидцев: "В вагоне мы, наверное, час находились. Было страшно. Задымление, нечем дышать…”.

А теперь представьте, что вагоны поезда, застрявшего в задымленном туннеле между станциями  “Библиотека имени Ленина” и “Охотный ряд” были бы оборудованы бесплатным Wi-Fi. Это позволило бы пассажирам, опаздывающим на работу, деловые встречи, поезда дальнего следования, в аэропорты и т. д. (а то и просто впашим в панику) оперативно связаться со своими друзьями и/или коллегами и объяснить им ситуацию. А также самим понять, что, собственно говоря, происходит.

Да что там бесплатный Wi-Fi. В тоннелях Московского метро даже платная сотовая связь, увы, не работает!  :(  Подозреваю, что дело здесь не столько в технических сложностях, сколько в жадности заинтересованных лиц. Заинтересованных не в том, чтобы населению было хорошо, а в том, чтобы росло их личное благосостояние …

Может, после сегодняшней техногенной катастрофы проект по оснащению вагонов московского метро бесплатным Wi-Fi (ну или хотя бы платной сотовой связью) все же сдвинется с места? Что вы думаете на этот счет?




Печально, что социально значимый проект по оснащению всех вагонов московского метро бесплатным Wi-Fi до сих пор не реализован

Фото:
Сергей Бобровский
Лет 30 назад работал электромехаником на ж/д и немного в метро, инфраструктура с тех пор ничуть не изменилась. Разговоры о переходе на более продвинутые системы шли еще тогда, но воз и ныне там.

МОЖД например ещё в 80-е хотели электрофицировать, каждые пять лет обещали, а кабели как грызлись крысами, так и грызутся, а реле на диспетчерских пунктах как залипали, так и залипают. При том, что их уже наверное и не производят нигде.

Показательна ситуация с вчерашним ремонтом -- что-то поковыряли, дали энергию на авось, и кабель снова загорелся. То есть уже не технологии, а ключевые жизненно важные организационо-технологические процессы не работают.

Вайфай для показухи могут конечно сделать, но в метро главная проблема с бэкендом жуткого морального устаревания.
Митин Владимир
но в метро главная проблема с бэкендом жуткого морального устаревания.

Не факт, что новые кабели будут лучше старых!  :(  Может, крысам они даже больше понравятся!

У нас в подъезде недавно лифт меняли. Так новый лифт мало того что сильно "задумчивее" (очень медленно отрабатывает нажатия кнопок), так и ломается чаще, чем старый. Народ стал жаловаться. И что слышит в ответ: Вам ещё не самый плохой лифт установили. Есть и хуже...

А истории о том, как крысы грызут кабели, очень интересны. Толстые кабели с прочной оболочкой они грызут не поодиночке, а организованными группами. Когда у одной крысы кончются силы, её заменяет другая. Крысы страшно не любят, когда новыми кабелями перекрывают их привычные пути перемещения. Так что замена кабелей может вызвать со стороны крыс (а это достаточно умные животные) ещё большую активность...

Чачин Петр
Я считаю, что Владимир Анатольевич поднял очень актуальный вопрос. В былые времена Московский метрополитен считался в числе лучших в мире. Но по меньшей мере четверть века этот транспортный объект находился в состоянии технической деградации. В упадок приходило практически все – путевое хозяйство, подвижной состав, системы энергоснабжения, вентиляции, управления и т. д. В мае 2005-го на электроподстанции “Чагино” произошла авария, в результате которой не только наземные потребители, но даже и метро оказались обесточенными. И это стратегический объект, который по всем правилам должен действовать даже в чрезвычайных ситуациях! Во время Великой Отечественной войны под бомбардировками метро функционировало, а тут остановилось!  
Так что средства связи не были исключением. Возможно, здесь отставание было более явным и вызывало все большее недоумение пассажиров. Года три или четыре назад метро проверяла Счетная палата, потом прокуратура. Вскрылись большие финансовые нарушения. Тогда только по пункту “злоупотребления полномочиями” предъявлялись претензии на сумму более 100 млн. руб. Если это действительно так, то даже на эти деньги можно было и мобильную связь в метро улучшить, и Wi-Fi пошире внедрить. И тогда в сложных обстоятельствах люди могли бы себя чувствовать более уверенно и спокойно.