НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как будем идентифицировать граждан России?

Очередная публикация в "Известиях", и на этот раз я готов полностью подписаться под написанным автором, журналистом Максимом Кононенко о грядущей замене бумажных паспортов электронными

[spoiler]
Федеральная миграционная служба решила форсировать введение электронных паспортов. Чиновники предлагают уже с 2016 года полностью отказаться от бумажных паспортов, заменив их пластиковой картой, которая будет выдаваться с рождения. Ранее предполагалось полностью отказаться от бумажных паспортов лишь к 2025 году.

Дело, вроде бы, хорошее – ускорение процесса. Но вот только возникает несколько вопросов

1. Зачем вообще нужен внутренний паспорт? Вопрос этот возникает уже на основе простого лингвистичего анализа слова: паспорт в своем исходном смысле придуман для пересечения границы, более точно – порта.

2. Почему у нас столько идентификаторов у гражданина?

Уже сейчас у нас есть: индивидуальный номер налогоплательщика (который, кстати, должен меняться при смене места жительства, что совершенно его обесценивает), страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в пенсионном фонде, номер паспорта (вроде бы уникальный, но тоже в совокупности с местом и временем выдачи). Уже три идентификатора, за каждый из которых отвечает отдельная организация. Любой человек с компьютерным образованием, как я, скажет вам, что так не должно быть. Один объект не может иметь три идентификатора — это бессмысленно.

Автор перечисляет три, но он забыл про четвертый – номер медицинского страхования.

Почему у нас внутренними паспортами и выдачей главного идентификатора занимается ФМС, при том, что она должна заниматься только вопросами миграции?

Более того: я вообще не понимаю государственную концепцию в области учета и идентификации граждан. Она вообще есть? Если есть — опубликуйте ее. Покажите. Объясните, какой именно уникальный номер будет тем самым главным номером, однозначно идентифицирующим гражданина России. Назовите организацию, которая будет выдавать эти номера и следить за их уникальностью (любой программист объяснит вам понятие «глобальный уникальный идентификатор», GUID). Обоснуйте, почему именно эта организация будет заниматься этим вопросом.

И только тогда, когда эта концепция будет понятна и когда сервис идентификации будет доступен любой заинтересованной в нем организации, только тогда и надо заводить разговор о выдаче населению электронных карточек с этим идентификатором.

Вместо этого нам говорят, что на готовящейся карте будут и налоговый номер, и СНИЛС, и, сюрприз, номер самой карты! Ну то есть существующая сейчас идиотская ситуация со многими номерами будет просто перенесена с бумажного носителя на электронный. И всё.
Порядка больше не станет — но денег под это дело освоить можно будет порядочно.

Тут добавить нечего, только подписаться под сказанным.
Проблема заключается в том, что, к сожалению, все эти "не понимаю" относятся ко многим сферам деятельности нашего государства в деле "электронизации страны". Впрочем, не только "электронизации"…
Воейков Денис
Вопросы по части электроники и множества номеров понятны.
Но стоит также обратить внимание на еще один парадоксальный нюанс. Введение электронного паспорта вместо бумажного (при всех плюсах) отдаляет нас от концепции единого гражданского и заграничного паспорта. Загран на данный момент может быть только бумажным -- чтобы пограничники могли ставить в нем штампы. Чтобы здесь что-то изменилось, должны договориться все без исключения государства. А это сделать еще сложнее, чем победить бюрократию в России.