НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

"Открытое правительство", кажется, начинает потихоньку закрываться

Минэкономразвития подготовило предложения по изменению порядка раскрытия информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов (НПА) федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и результатов их общественного обсуждения, как говорит в сообщении министерства, "с учетом полученного опыта". Напомним, что постановление правительства на этот счет было принято в августе 2012 года, оно предусматривало обязательное размещение такой информации (и НПА и результатов обсуждения), как на сайтах ведомств, так и на едином портале regulation.gov.ru.
[spoiler]
Со своей стороны скажу, что как раз этот сайт мы обсуждали в ряде последних постов на нашем блоге. И по хожу знакомства с этим ресурсом стало вырисовываться мнение (не только мое, но и других участников разговора), что он представляет собой некоторое сугубо формальные и не очень полезные ресурс (из разряда: "отчитались и забыли"). И оказалось, что мы не одиноки в таком понимании реальности.
Вот мнение главного по Открытому правительству в нашем правительстве, министра по связям с Открытым правительством (трудно придумать более непонятную формулировку должности) Михаил Абызова, опубликованное вчера в "Известиях" (выделено мной):

Практика реализации 851-го постановления показала, что механизмы сбрасывания проектов в интернет и имитация общественного обсуждения – неэффективны. Чтобы общественно значимые документы прошли через фильтр общественного обсуждения, необходимо применять дополнительные механизмы.
Мне лично кажется, что в данном случае министр по связям просто не рискнул назвать вещи своими именами, поскольку никакие "дополнительные механизмы" для исправления системы управления, основанной на совершенно иных концептуальных принципов, - это что-то из разряда "мертвому припарки".

Но, все же, интересно: какие же выводы из полуторалетнего опыта сделало Минкомсвязи, и что оно предлагает в плане улучшения?

А предлагается вот что: резко расширить список документов, которые не подлежать раскрытию и обсуждению. Так если "до того" не подлежали публикации документы содержащие секретные сведения, а также технических и административных регламентов (по исполнению госфункций и оказанию госуслуг!!!), то теперь общественности будут недоступна проекты федеральных законов, вносимых правительством в Госдуму одновременно с проектами законов по федеральному бюджету или исполнению программ внебюджетных фондов. А также проекты документов о заключении, прекращении и приостановке действий международных договоров России, а также все законы по военной и террористической тематике. И еще ряд запретов на публикацию…

Комментарии экспертов по этим предложениям, которые я видел в СМИ, довольно однозначным: нововведения связывают с изменением внешнеполитической ситуации. Кстати, я еще неделю назад видел в какой-то центральной газете публикации об опасности "открытых данных" для безопасности страны.

Михаил Абыхов в своем комментарии выражает несогласие в предложениями Минэкономсвязи, говорит о том, что они противоречат курсу, о котором руководство страны объявило два года назад, что он подготовил свои предложения в правительство…

Но мне почему-то кажется, что более вероятным сценарием развития событий может быть то, что самому министру без министерства придется скоро искать новое место работы…
Вязилов Евгений
К сожалению, и сайт Российская общественная инициатива  (roi.ru) не дает возможности обсуждать предложения, которые должны потом рассматриваться Госдумой (если они в течение года набрали более 100 тыс. голосов). Предложений очень много, но очень мелких, подавляющее большинство которых никогда не наберет 100 тыс. голосов.