Вот лишь один из них: “Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз -- от 2,5 тыс. руб. в Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год”.
Стократная разница – весьма существенная разница. Её не спишешь на статистические флуктуации и/или несовершенство методологии. Но к чему следует стремиться региональным ИТ-департаментам: к показателям Москвы или показателям Чечни? Где находится оптимум? Ответа на этот вопрос вышеупомянутая концепция (утверждается, что она соответствует “Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года”, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р и государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011 - 2020 годы)”, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313) не дает.
В то же время в ней указывается, что Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо до 20 марта 2015 г. представить в Правительство РФ план мероприятий по реализации данной концепции. При этом предлагается рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения вышеупомянутой концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование. То есть заинтересованным сторонам уровнем бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию так или иначе придется озаботиться.
Известно даже, чья это будет головная боль и кто, в случае необходимости станет мальчиком для битья”. Согласно рассматриваемой концепции, “В субъектах Российской Федерации рекомендуется возложить ответственность за региональную информатизацию и оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг на одного из заместителей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации”.
В соответствующем Постановлении Правительства РФ отмечается, что реализация рассматриваемой концепции предполагает достижение следующих основных результатов:
• повышение качества жизни граждан за счет использования информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации и увеличение доступности для граждан информационно-коммуникационных технологий и основанных на них возможностей;
• повышение эффективности государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Однако известно, что улучшить можно лишь то, что можно измерить.
Поэтому завершается вышеупомянутая 43-страничная концепция такими словами: “Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будет создаваться система мониторинга эффективности региональной информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности информатизации субъектов Российской Федерации”. Так может, следовало сначала сформулировать числовые и сравнительно легко определяемые критерии эффективности региональной информатизации, и лишь после этого разрабатывать концепцию (стратегию) улучшения этих показателей. Прикинув при этом стоимость достижения поставленных целей и целесообразность соответствующих затрат.
В рассматриваемой концепции напоминается, что Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определено, что к 2018 г. уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90%. Кто знает, каков этот уровень удовлетворенности сейчас? И кто именно (и как именно) этот уровень измеряет? И какой ценой (в рублях) достигается каждый процент повышения этой самой удовлетворенности. Тогда, видимо, и станет понятно, какие расходы на региональную информатизацию следует считать оптимальными. Или не станет?
Ведь согласитесь, что важен не столько уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, сколько уровень удовлетворенности граждан качеством жизни.
Они измеряют то, что удобно для них.
Не стоит ожидать, что после девальвации рубля - региональные или федеральные властей займутся измерением качества жизни граждан.