НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как нам максимально эффективно монетизировать интеллектуальную собственность?

Ответ на этот вопрос (полагаю, он волнует многих разработчиков ПО и “умного железа”) не так прост, как кажется. [spoiler]

Сегодня на сайте Правительства РФ – под заголовком “О государственной политике в сфере интеллектуальной собственности” -- появились стенограммы выступлений Дмитрия Медведева и Дмитрия Ливанова на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.



В докладе министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о государственной политике в сфере интеллектуальной собственности есть интересный слайд (см. ниже)



Из него следует, что по количеству объектов промышленной интеллектуальной собственности (речь в докладе шла именно о них), наша страна уступает лишь трем государствам (Япония, США и Китай), а вот по объему экспорта высокотехнологичной продукции находится (в мире) лишь на десятом месте. Да и по объему ВВП – лишь на девятом месте.

Выходит, “светлые головы”, о вариантах судеб которых я размышлял (www.pcweek.ru/business/blog/business/7295.php) вчера, в нашей стране есть. Причем в немалом количестве. Только вот распоряжаться толком созданной ими интеллектуальной собственностью государство ещё не научилось… 

Но учится и предпринимает определенные шаги. В своем вступительном слове Дмитрий Медведев отметил, что “в 2014 году заработала Единая государственная информационная система учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения. Она позволяет более оперативно контролировать коммерциализацию изобретений, созданных за счёт государственного бюджета. Речь идёт о весьма значительных деньгах, которые направляются на исследования и создание различных разработок. И, конечно, всё это нужно делать не для того, чтобы эти результаты впоследствии, что называется, пылились на полках, а для того чтобы они приносили  выгоду и самому государству, и организациям-разработчикам, и в конечном счёте всему обществу”.

Он также напомнил, что “с 1 октября 2014 года вступили в силу изменения в 4-ю часть Гражданского кодекса – был уточнён порядок распоряжения исключительными правами, более полно и более тонко урегулированы отношения между правообладателями и пользователями, введены некоторые другие институты. При этом большая часть работы проделана в рамках ряда поручений, которые давались и Президентом, и Правительством, включая вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной за бюджетный счёт”.

В качестве ещё одной меры, призванной активизировать процессы создания и использования интеллектуальной собственности, Дмитрий Медведев упомянул такую: “Исключить при расчёте налога на прибыль доход, который возникает при постановке интеллектуальной собственности на баланс”.

Возможно, не все знают, что объемы интеллектуальной собственности могут измеряться в деньгах. В уже упомянутом докладе Дмитрия Ливанова есть такие слова: “У нас ежегодные темпы роста нематериальных активов – чуть более 60 млрд. рублей, это примерно 10% от общего объёма затрат на науку. То есть затраты у нас 750 млрд., а нематериальные активы растут примерно на 60 млрд. в год. И это, безусловно, проблема, поэтому мы считаем, что те изменения в налоговое законодательство, о которых Вы сказали (“Исключить при расчёте налога на прибыль доход, который возникает при постановке интеллектуальной собственности на баланс” – В. М.), как раз дадут нам здесь возможность двигаться вперёд более активно”.

Итак, не исключено, что в обозримом будущем ставить интеллектуальную собственность на баланс станет выгодно. Но поможет ли это монетизации интеллектуальной собственности? А может, есть более действенные способы увеличения объема экспорта высокотехнологичной (в том числе, “айтишной”) продукции? Что вы думаете на этот счет?
Вязилов Евгений
Интеллектуальная собственность - это зарегистрированные в Роспатенте программные средства, базы данных и патенты.
Патенты в нашей стране можно оформить в основном только на решения. связанные так или иначе с техникой. А так как  в области ИТ полностью (с нуля)  разработанной в России техники нет или очень мало, то и полученные патенты очень трудно  использовать.
А свидетельства о регистрации программ и баз данных вообще ничего не дают ни разработчику-заявителю, ни тому, кто захочет их использовать. А уж про монетизацию здесь вообще трудно говорить. Регистрируют, потому что это один из показателей выполнения проекта.
В США патентуют визуальные интерфейсы, структуры данных, связанные с интерфейсами и техническими системами и  и другие решения в области ИТ. То есть то, что реально используются в создаваемых системах, отсюда и их монетизация.