НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Улучшение работы Почты России как угроза для российской розничной интернет-торговли

Андрей Колесов
20.08.2015 21:29:15

Минкомсвязи опубликовало новость об успехах Почты России, в которой в частности говорится:

Цитата
По данным опросов фонда «Общественное мнение», 36% опрошенных отметили повышение качества услуг, предоставляемых «Почтой России», при этом доля удовлетворенности граждан работой предприятия составила в июле и августе 2015 года 76% и 72%, соответственно.

«Это значительное изменение оценки работы “Почты России” по сравнению с 2013 годом, когда этот показатель по разным опросам составлял около 14%», — сказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.


По своему лично опыту могу сказать: действительно Почта России стала работать лучше за последний год. Заметно лучше. Так что мой голос мог бы войти в 36%, отметивших улучшения.

А вот в категорию тех, кто удовлетворен, я не попаду. Дело в том, что "лучше" – это не значит "хорошо". "Тройка с минусом" – это лучше, чем "двойка", но вряд ли она порадует родителей, который хотели бы, чтобы их ребенок смог поступить в хороший вуз и стать преуспевающим в жизни человеком.

В чем я вижу улучшения? Первое – в моем почтовом отделении снизились очереди. Раньше я приходил за мелкими бандеролями только в воскресенье, поскольку в будни и в субботу там были постоянные очереди минут на 30-40. Сейчас даже в будни очереди встречаются редко.
Вторая – заметно ускорилась доставка все тех же мелких бандеролей из Китая. Причем резкое ускорение произошло именно нынешним летом: от заказа до получения – всего 2-3 недели!

В чем причины снижения очередей – не знаю. Возможно, просто увеличили штат сотрудников (раньше работали 1-2 окна, сейчас 2-3). Возможно, немного автоматизировали работы операторов. Возможно, ФНС перешла на полностью электронную приемку отчетности.

Ускорение доставки из Китая – возможно, результат июньского визита в Россию главы AliBaba Джека Ма, который тогда заявил о намерении активизироваться наступление на российский рынок, в том числе продолжать "(то есть эта работа видется давно!) инвестировать в развитие Почты России на предмет ускорения сроков доставки китайской продукции.

Вообще-то, надо сказать, что мы наблюдаем сейчас довольно парадоксальную ситуацию. Еще год назад наши российские Интернет-продавцы забили тревогу по поводу расширяющейся экспансии зарубежных Интернет-конкурентов. И в первую очередь, конечно, китайского AliExpress. И вот получается, что улучшение работы Почты России "льет воду" на успех как раз китайцев, а не российских компаний.

Я по этому поводу уже писал еще раньше: одно из важных конкурентных преимуществ китайских продавцов, является то, что они использует для доставки универсальный и широко доступный механизм Почты России. В то время, как наши Интернет-магазины идут по пути создания собственных альтернативных каналов доставки (при этом, разумеется, с ограниченной географией покрытия), тот же AliExpress использует "обшенародный", который дотягивается до любой деревни в российской глубинке.

Почему так происходит? Почему китайцы пользуются Почтой, а наши – нет? Я не могу сказать абсолютно точно, но одна из причин – бесплатность доставки (по крайней мере, очень часто), которая, кажется, обеспечивается за счет финансовой поддержки со стороны китайского правительства.
А может, это расплата нашего правительства за китайские инвестиции…

Но как бы то ни было, понятно одно: улучшение работы Почты способствует росту популярности AliExpress и подрывает конкурентоспособность наших продавцов…

Однако хотелось бы еще остановиться на тезисе "лучше – не значит хорошо".
Конечно, сокращение сроков доставки – это хорошо. Проблема только в том, что в этом деле мы еще очень далеки до параметров, которые были в СССР 50 и более лет назад.

Наверное, об этом мало кто знает или помнит, но в начале 70х по тогдашним нормативам, письмо, брошенное в почтовый ящик отправлений до 12 часов в Москве и адресованное в Москву же, должно было доходить до адресата (брошено в почтовый ящик на двери квартиры) до 21 часа (вечерняя разноска). И этот норматив выполнялся на 80%!. А письмо из Ташкента в Москву доходило за три дня…

Я это к тому, что мы уже настолько привыкли к медлительности нашей Почты, что радуемся сокращению сроков доставки по стране в неделю…

При этом создается впечатление, что Почты России вообще в курсе существования ИТ. Уведомления о приходе бандеролей-посылок, по-прежнему, приходят в виде листочков, которые разносят несчастные почтальоны (а ведь давно можно рассылать уведомления по е-почте или через СМС). Подписку на газеты только еще обещают сделать через Интернет. О каких-либо "личных кабинетах" пользователей (зашел и посмотрел – что там тебя ожидает в почтовом отделении) и говорить не приходится.

В общем, получается какой-то "19-й век", когда доставка выполнялась ямщиками. Но, как радостно сообщает Минкомсвязи, лучше, чем год назад. То есть год назад мы были в 18-м…

Комментариев: 21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

21.08.2015 08:27:45

Помню "журналистское расследование" "Литературки" - в середине 80-х письмо мск-спб в среднем шло столько же времени, как в начале 20-го века.

Традиции-с.

21.08.2015 08:41:41

А я рак раз тоже говорю о расследовании Литературки, но мне помнится, что это было в начале 70х. Они, в том числе, проводили тесты: отправляли письма и смотрели время их прихода.

Две недели доставки бандеролей из Китая кажутся фанстастико

21.08.2015 08:47:20

"мне помнится, что это было в начале 70х"

70-ые мне помнятся весьма фрагментарно, ибо "под стол ходил".

Полагаю, не только Голливуд склонен к "римейкам". Вот и журналисты "Литературки", перечитывая подшивки за 70-ые, решили повторить эксперимент. smile:)

21.08.2015 09:09:54

Я думаю, что такие исследования работы госслужб и сейчас были бы полезны. Они, во всяком случае, намного нагляднее, чем опросу Минкомсвязи. И, наверное, дешевле.

21.08.2015 09:17:57

Да, это можно повторить и сегодня.

Но вот в чем дело... все эти полугосударственные/полукоммерческие компании представляют из себя "окуклившиеся личинки". Обратная связь их интересует только в том случае, если запрос обратной связи возник с их стороны. Но даже получив обратную связь, они что-то делают внутри себя. И никаких видимых эффектов снаружи. Это просто личинка, оно просто висит на дереве.

В этой связи весьма характерны опросы, которые время от времени проводят Microsoft/Intel/Anycorp на своих веб-ресурсах. Я давно воспринимаю их как спам, поскольку нет никакого видимого эффекта от участия в этих опросах. Мировые корпорации - такие же окуклившиеся личинки.

21.08.2015 09:25:55

C MS и пр - все понятно.
А госконторами, конечно же, проблема в том, что у нас нет никакой обратной связи, нет общественного давления и пр. Они существуют сами по себе и время от времени отчитываются "наверх". Собственно, все пресс-релизы того же МКС предназначены исключительно для Медведева, а не для нас.

Другое дело, если бы у нас была нормальная избирательная система. Если бы была конкуренция депутатов за голоса избирателей. Тогда какая-то обратная связь...

21.08.2015 09:31:34

Я не сторонник избирательной системы в её современном виде. Ее технический уровень примерно на уровне паровозов Черепанова.

21.08.2015 11:24:27

В 1980 г. мне со своими однокурсниками довелось месяц провести в далёкой белорусской деревне "на картошке", как это тогда называлось. До ближайшего райцентра один раз в день ходил автобус и ехать надо было что-то около часа. Так вот оттуда я регулярно (раз в два дня отправлял письма родителям и друзьям-одноклассникам (в том числе и Питер). И по результатам переписки максимальный срок доставки был 3 дня, но обычно через 2 дня все получали мои жизнеописания.
Так что современной Почте России есть куда расти! smile;)

21.08.2015 11:38:40

О чем и речь... smile:(

21.08.2015 11:28:20

Если есть трекинг-номер, на сайте ПР можно подписаться на СМС-уведомления и они действительно будут приходить. А в конкретно моём отделении можно получить посылку просто по трекинг-номеру и паспорту, бланк там же заполняется. Хоть что-то.

21.08.2015 11:46:57

У меня что-то с трекинг-номером не получается дружбы smile:)
Правда, я по почте получаю только заказы из Китая. У меня работает только в 30% случаев. Причем как-то неустойчиво (то работает, то нет).
Поскольку товары все же доходят, я бросил занятие отслеживания.

Хотя, конечно, автоматизация тут вполне возможно. Механизм уже есть.

При этом виден и другой механизм уведомлений, уже непосредственно в почтовом отделении.
Вся информация о посылках-бандеролях все равно поступает компьютерном виде.
Это видно по бумажным уведомлениям - они печатаются автоматом. Там есть адрес. По этому адресу можно сразу положить электронное уведомление в соответствющий "виртуальный почтовый" ящик, к которому у меня (как жителя) должен быть доступ. Я там прописываю свой емейл и телефон, мне приходит уведомления.

Все это достаточно просто.
Но у них автоматизация очень слабая. По трекинг-номеру они найти посылку могут, а по адресу - не могут. Мягко говоря - странно.
Да, что там говорить - до сих пор нет подписки на газеты через Интернет!

21.08.2015 12:24:49

С трекингом есть такая проблема - "Почта России" использует этот международный номер, но не признает факта получения почтового отправления с данным номером от своих партнеров.

Это такая "маленькая хитрость", поскольку нормативные сроки доставки по РФ считаются от момента "появления" номера в ИТ-системе Почта России. От передачи почтового отправления "в руки" Почта России проходит до недели, нормативные сроки "какбы" не нарушаются.

Как это происходит.

Почтовое отправление из UK. Сегодня отправлено, завтра в трекинге отмечено, что Почта России приняла почтовое отправление. Где-то. Допустим, в Москве.

Проходит неделя.

Через неделю (!) в трекинге "Почта России" наконец-то отмечено, что "Почта России" приняла данное почтовое отправление.

Еще одну неделю почтовое отправление едет до Самары.

А теперь давайте сравним. Сравним расстояние от UK до Москвы. И расстояние от Москвы до Самары.

22.08.2015 10:49:37

О чем и спич идет smile:(

21.08.2015 17:24:27

Когда последний раз получал посылку с Китая, у почтальона даже был планшет и подпись я ставил не в листочке, а на планшете.

Видимо, пока пробный шар, надо подождать ещё годик до повсеместного внедрения.

22.08.2015 10:29:37

Не в первый раз обращаю внимание, что вы живёте в какой-то технически продвинутой части России. У нас до сих пор почтальон кидает в железный ящик уведомление, заранее помеченное как вторичное. Где-то через недельку после того, как по трегингу, посылка прошла городской сортировочный центр. Потом почтовое отделение, полтора окошка и очередь из бабок, получающих пенсию...
P.S. Догадался заглянуть в личную карточку. Понятно, Нижний Новгород, там да, попродвинутей. Не то, что у нас, "Урал, опорный край державы, зона рискованного земледелия, страна вечнозеленых помидоров"(С) не_помню_какая_книжка.

22.08.2015 10:50:49

Моё отделение почты — центральное, да.

22.08.2015 10:52:07

В Москве тоже все так же, как вы описал у себя на Урале.
Правда, как я писал, за последний году очереди в отделении резко сократились. Возможно, народ стал получать пенсии иначе и в ФНС отправляет отчетность электронным образом.

22.08.2015 10:25:45

Пока доставка Почтой России будет стоить бешеных денег, наши интернет-магазины будут использовать какие-то свои каналы. Например, доставка Почтой России книжки от books.ru (Москва-Магнитогорск) стоит 155 рублей. Не знаю, какая в этом доля Почты, какая продавца, но, с точки зрения покупателя, покупать книжку за двести-триста рублей и платить полтораста за доставку, это оооооочень дорого.

22.08.2015 10:49:04

Я как раз об этом и пишу. И уже не раз обращал на это внимание: именно Почта является одним из главных препятствий на пути Интернет-торговли. Во всем мире заочная торговля (а она на Западе возникала намного раньше появления Интернета - это была продажа по журналам-каталогам, именно поэтому там Интернет-торговля так быстро пошла в гору - просто улучшили интерфейс взаимодействия для уже отлаженных механизмов) базировалась на Почте (специальные каналы - это уже дополнительные опции).

И тут нужно отметить, что именно Почта является исторически одной из главных функцией Государства. Я некоторое время назад прочел замечательное выражение члена Верховного Суда США: "Мой отец считал, что государство должно заниматься только двумя вещами - доставлять во время почту и не давать людям убивать друг друга".

Причем сейчас речь идет именно доставке физических объектов, поскольку с электронным взаимодействием прекрасно справляется коммерческий рынок).

Так вот у нас тарифы на Почте - это очень большие деньги!

Но тут есть и другая проблема, о которой идет речь в посте: иностранные, в первую очередь китайские продавцы, получают конкурентное преимущество, так как для них ПОЧЕМУ-то доставка или дешевле или вообще бесплатна.

Почему она бесплатна для Китая? Точного ответа на него. И это - самое удивительное, никто этим просто не интересуется. Я задавал эти вопросу российским Интернет-бизнесменам - это знают так же как и я, на уровне догадок.

А теперь возвращаемся к импортозамещению - вот такая реальная практика. Болтаем на каждом углу, а на практике - убиваем свой Интернет-бизнес.

22.08.2015 16:01:12

Сдвиги в работе почты начались после скандала с застрявшей почтой на Московской таможне в 2013 году и последующего назначения руководителем Почты России вместо Александра Киселёва Дмитрия Страшнова.
Первым делом Страшнов реорганизовал работу перевозчиков, оказалось что Почте России не принадлежало до 80 процентов почтовых вагонов, которыми возилась почта в РЖД, примерно так же было и с автомобильным транспортом.
Узким местом, по словам Страшнова, на сегодняшний день пока остаётся "последняя миля" - это то отделение связи в котором вы получаете почту.
По своему опыту добавлю, если посылка из Владимирской области доходит до Калужской области за 5-7 дней, то в отделении связи проходит от двух до пяти дней до момента получения в почтовый ящик извещения на её получение. Ну и к этому конечно можно добавить очередь на её получение в среднем по 40 минут.
Про трек код на Почту из Китая могу добавить, что на пакетах, которые мне приходили стоит пометка, что трек код не используется для почтовых отправлений стоимостью меньше 50 USD.

23.08.2015 09:39:02

В общем, пока видно, что наша Почта работает где-то на уровне 19 века. А за окном давно 21-й.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии