НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Улучшение работы Почты России как угроза для российской розничной интернет-торговли

Минкомсвязи опубликовало новость об успехах Почты России, в которой в частности говорится:

По данным опросов фонда «Общественное мнение», 36% опрошенных отметили повышение качества услуг, предоставляемых «Почтой России», при этом доля удовлетворенности граждан работой предприятия составила в июле и августе 2015 года 76% и 72%, соответственно.

«Это значительное изменение оценки работы “Почты России” по сравнению с 2013 годом, когда этот показатель по разным опросам составлял около 14%», — сказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.
[spoiler]
По своему лично опыту могу сказать: действительно Почта России стала работать лучше за последний год. Заметно лучше. Так что мой голос мог бы войти в 36%, отметивших улучшения.

А вот в категорию тех, кто удовлетворен, я не попаду. Дело в том, что "лучше" – это не значит "хорошо". "Тройка с минусом" – это лучше, чем "двойка", но вряд ли она порадует родителей, который хотели бы, чтобы их ребенок смог поступить в хороший вуз и стать преуспевающим в жизни человеком.

В чем я вижу улучшения? Первое – в моем почтовом отделении снизились очереди. Раньше я приходил за мелкими бандеролями только в воскресенье, поскольку в будни и в субботу там были постоянные очереди минут на 30-40. Сейчас даже в будни очереди встречаются редко.
Вторая – заметно ускорилась доставка все тех же мелких бандеролей из Китая. Причем резкое ускорение произошло именно нынешним летом: от заказа до получения – всего 2-3 недели!

В чем причины снижения очередей – не знаю. Возможно, просто увеличили штат сотрудников (раньше работали 1-2 окна, сейчас 2-3). Возможно, немного автоматизировали работы операторов. Возможно, ФНС перешла на полностью электронную приемку отчетности.

Ускорение доставки из Китая – возможно, результат июньского визита в Россию главы AliBaba Джека Ма, который тогда заявил о намерении активизироваться наступление на российский рынок, в том числе продолжать "(то есть эта работа видется давно!) инвестировать в развитие Почты России на предмет ускорения сроков доставки китайской продукции.

Вообще-то, надо сказать, что мы наблюдаем сейчас довольно парадоксальную ситуацию. Еще год назад наши российские Интернет-продавцы забили тревогу по поводу расширяющейся экспансии зарубежных Интернет-конкурентов. И в первую очередь, конечно, китайского AliExpress. И вот получается, что улучшение работы Почты России "льет воду" на успех как раз китайцев, а не российских компаний.

Я по этому поводу уже писал еще раньше: одно из важных конкурентных преимуществ китайских продавцов, является то, что они использует для доставки универсальный и широко доступный механизм Почты России. В то время, как наши Интернет-магазины идут по пути создания собственных альтернативных каналов доставки (при этом, разумеется, с ограниченной географией покрытия), тот же AliExpress использует "обшенародный", который дотягивается до любой деревни в российской глубинке.

Почему так происходит? Почему китайцы пользуются Почтой, а наши – нет? Я не могу сказать абсолютно точно, но одна из причин – бесплатность доставки (по крайней мере, очень часто), которая, кажется, обеспечивается за счет финансовой поддержки со стороны китайского правительства.
А может, это расплата нашего правительства за китайские инвестиции…

Но как бы то ни было, понятно одно: улучшение работы Почты способствует росту популярности AliExpress и подрывает конкурентоспособность наших продавцов…

Однако хотелось бы еще остановиться на тезисе "лучше – не значит хорошо".
Конечно, сокращение сроков доставки – это хорошо. Проблема только в том, что в этом деле мы еще очень далеки до параметров, которые были в СССР 50 и более лет назад.

Наверное, об этом мало кто знает или помнит, но в начале 70х по тогдашним нормативам, письмо, брошенное в почтовый ящик отправлений до 12 часов в Москве и адресованное в Москву же, должно было доходить до адресата (брошено в почтовый ящик на двери квартиры) до 21 часа (вечерняя разноска). И этот норматив выполнялся на 80%!. А письмо из Ташкента в Москву доходило за три дня…

Я это к тому, что мы уже настолько привыкли к медлительности нашей Почты, что радуемся сокращению сроков доставки по стране в неделю…

При этом создается впечатление, что Почты России вообще в курсе существования ИТ. Уведомления о приходе бандеролей-посылок, по-прежнему, приходят в виде листочков, которые разносят несчастные почтальоны (а ведь давно можно рассылать уведомления по е-почте или через СМС). Подписку на газеты только еще обещают сделать через Интернет. О каких-либо "личных кабинетах" пользователей (зашел и посмотрел – что там тебя ожидает в почтовом отделении) и говорить не приходится.

В общем, получается какой-то "19-й век", когда доставка выполнялась ямщиками. Но, как радостно сообщает Минкомсвязи, лучше, чем год назад. То есть год назад мы были в 18-м…
Колесов Андрей
В Москве тоже все так же, как вы описал у себя на Урале.
Правда, как я писал, за последний году очереди в отделении резко сократились. Возможно, народ стал получать пенсии иначе и в ФНС отправляет отчетность электронным образом.
Дмитрий Шумилин
Сдвиги в работе почты начались после скандала с застрявшей почтой на Московской таможне в 2013 году и последующего назначения  руководителем Почты России вместо Александра Киселёва Дмитрия Страшнова.
Первым делом Страшнов реорганизовал работу перевозчиков, оказалось что Почте России не принадлежало до 80 процентов почтовых вагонов, которыми возилась почта в РЖД, примерно так же было и с автомобильным транспортом.
Узким местом, по словам Страшнова, на сегодняшний день пока остаётся "последняя миля" - это то отделение связи в котором вы получаете почту.
По своему опыту добавлю, если посылка из Владимирской области доходит до Калужской области за 5-7 дней, то в отделении связи проходит от двух до пяти дней до момента получения в почтовый ящик извещения на её получение. Ну и к этому конечно можно добавить очередь на её получение в среднем по 40 минут.
Про трек код на Почту из Китая могу добавить, что на пакетах, которые мне приходили стоит пометка, что трек код не используется для почтовых отправлений стоимостью меньше 50 USD.
Колесов Андрей
В общем, пока видно, что наша Почта работает где-то на уровне 19 века. А за окном давно 21-й.