НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Почему у нас нет открытых государственных данных…

Андрей Колесов
09.10.2015 20:19:30

Заголовок поста вроде бы подразумевает знак вопроса в конце. Но на самом деле он тут не нужен, поскольку это не вопрос, а констатация. Вопрос – риторический, поскольку ответ известен – потому что их нет…

На этой неделе мне нужно было выполнить дело, которое я делаю ежегодно: сделать рентгеновский снимок сустава. Собственно, снимок нужен не мне, а доктору, который делал мне несколько лет операцию и которому я должен показываться ежегодно. Причем обратите внимание: я ему лично не нужен, ему нужен только снимок. Это тоже важный момент: можно было бы вполне просто оправить фото по е-почте, но приходится (на дворе – 2015 год!) делать и отвозить бумажный (точнее – пленочные) документ.

И вот какая забавная (правда, совсем не смешная) штука: собственно мое общение с доктором (а это известный спец!) занимает 5 минут (из них 1 минута – собственно изучение снимка, остальное – "как жизнь?, приезжайте через год, спасибо, до свидания"), а операция по получению снимка занимает 2-3 часа!!! Не говоря уже о деньгах (визит к доктору – бесплатный, только какой-нибудь сувенир по собственной инициативе пациента).

Доктор работает в известной московской больнице, в пределах ТТК, рентген у них, конечно, есть. Но чтобы сделать снимок (платный, вполне законный) – нужно потратить до двух часов, их них час можно легко провести в ожидании в "кассу" (отдать законно деньги).
В общем, я позвонил доктору и он сам посоветовал: "У нас тут полный дурдом с платным рентгеном, сделай где-нибудь у себя…"

Как я покупаю сейчас товары и услуги? Я захожу на Яндекс.Маркет (или какой-то еще сервис-агрегатор) и "прицениваюсь": получаю по нужному товару довольно представительный список поставщиков и выбираю подходящий по цене, расстоянию (если самовывоз) и еще по каким-то критериям.

В Яндексе я такой сводной информации по московским "рентгенам" я не нашел (искал). Нашел только один "сводный ресурс":



Обратите внимание: найдено 46 центров, где делают рентген (а у меня – самый простой случай, любой аппарат подходит), а всего в базе – 210 центров. Еще обратите внимание на диапазон цен: от 930 до 10803 руб.

О чем говорит такой разброс цен? Он говорит о "незрелости рынка". Незрелости в том плане, что рынок является очень закрытым, отсутствие информации. Будете ли вы делать снимок за 2-3 тыс. руб. (примерно такова средняя цена), если вы узнаете (через Интернет) о том, что на соседней улице можно тоже самое сделать за 900?

Найдено 46 центров с обычными рентген-аппаратами… При том, что рентгеновские аппараты есть в каждой больнице (в Москве их кажется под сотню) и чуть ли не в каждой поликлинике (несколько сот). И в каждой из этих государственных "контор" сегодня есть "платные услуги".

И вот тут возникает вопрос: почему же в Интернете нет достаточно полной информации по платным медицинским госуслугам? Почему по продажам кофемолок (недавно покупал) есть, а по рентгену нет?

Мой ответ: потому что государство не выполняет свои обязательств по "открытым данным", в данном случае – не публикует в виде "открытых данных" информацию о медицинских услугах.
И тем сам мешает развитию этого рынка, в том числе расширению спектра предложений и снижению цен!

Не хотелось бы сейчас вдаваться в пояснение, почему это мешает развитию рынка медицинский услуг, тем более, что у меня полтора месяца назад было опубликована статья, как раз на эту тему: Облачные интернет-сервисы как фактор развития общества.

В общем делаю резюме: не обеспечивая открытость своих данных наше государство блокируется возможности развития информационных Интернет-сервисов и тем самым препятствуе развитию общества и рынка. В данном случае – медицинских услуг.

P.S. Надо еще напомнить суть концепции "Открытые данные", потому что ее у нас часто понимаю неправильно.
У нас часто под этим понимают "открытую информацию", а это не так.

Открытые данные (в данном случае) – эти структурированная информация (данные!), опубликованная в виде, ориентированном для ее автоматической машинной обработки! Т.е. это не DOC, не PDF, не HTML… Это – базы данных или хотя бы Excel-форматы.
Открытые данные предназначены не для конечных пользователей, а для независимых разработчиков ПО и сервисов.

Идея концепции "Отрытые данные" заключается в понимании того, что каждый должен заниматься своим делом: государство публикует свои Базы Данных, а разработчики делают информационные сервисы.
Но если нет данных, то нет и сервисов…


P.S.S. А рентген я сделал в платном отделении больницы у соседнего метро за 900 руб + 75 руб за использование терминала (немало!). Там все тоже было любопытно....

Комментариев: 4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

10.10.2015 06:23:39

Положение дел с ИТ в "минздраве" выглядит примерно так...

Закупают дорогую технику, к ней приставляют ИТ-специалистов "широкого профиля" (что в переводе на русский - необученных и плохо оплачиваемых) и не заключают сервисные контракты. Примерно через три года (гарантийный срок) техника начинает "сыпаться". Известны случаи, когда поликлиники, обслуживающие десятки тысяч людей, полностью теряли информационные базы.

Или так...

Закупают недорогую технику (то самое "импортозамещение", китайское с наклейкой на русском), к ней приставляют ИТ-специалистов "широкого профиля" (тех самых), не заключают сервисные контракты. Через год техника начинает сыпаться.

10.10.2015 11:11:09

Наверное, это так, но все же я в этом посте хотел сказать несколько о другой теме.
Это вообще не связано с автоматизацией поликлиник и больниц. Речь идет о публикации ВысшестоящимиОрганами (в данном случае каким-нибудь Управлении здравоохранения Москвы) данных о подведомственных структурах.
Ведь вся эта информация у них есть. Причем есть в ИТ-виде. Но она - не публикуется

Смотрите. Я пришел в платное отделение больницы (кажется 33), сказал что мне нужно (рентген сустава), дама посмотрела в компьютер (!) и сказала: 900 р.. Что работают они с 8 до 13, и записала меня на следующий день на 8:30.

Т.е. у них все это есть в ИТ-виде.
Нужно только опубликовать таблиц с прайс-листом (скорее всего, он один на всю Москву для госконтор) и список организаций (название, адрес, время работы).
Все!
Но этой информации в публичном доступе в виде БД просто нет...
Вот о чем речь.

10.10.2015 12:17:35

"Наверное, это так, но все же я в этом посте хотел сказать несколько о другой теме. "

Моя реплика - про "пиксельную" автоматизацию.

Нет архитектуры. Нет публичных архитекторов. Вследствие этого мы получаем "лоскутную" автоматизацию и отвратительную реализацию.

SMB проходил эту фазу вместе с (дорогим, архитектурно никудышным, отвратительным в реализации и технической поддержке) продуктом 1С:Предприятие 7.x почти десять лет. Наконец, за десять лет эксперимента на SMB - компания 1C все-таки создала приемлимую в работе платформу 1С:Предприятие 8.x.

"Минздрав" же как вчера родился, для сей организации фаза "лоскутной" автоматизации продолжается.

10.10.2015 12:21:31

Цитата
Нет архитектуры. Нет публичных архитекторов.


Это следствие, а не причина. Внешнее проявление, а не суть болезни.
Причина - отсутствие общественного спроса, Отсутствие социальной направленности государства по причине пассивности общества.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии