НовостиОбзорыСобытияIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

О планах Минкомсвязи по переводу всех ИТ-госресурсов под крышу "Единого оператора ЦОД"

Начну с конца: хотелось бы услышать мнения и комментарии наших читателей по поводу планов перевода в ИТ-госресурсов в некую единую сеть фередальных и региональных ЦОДов, о которые говорится в статье http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=178710Государственные ИТ-ресурсы переведут в подконтрольную сеть ЦОДов[/ur]

Новость стала известна в среду, а на следующий день у меня состоялись с несколькими собеседниками кулуарные обсуждения – "что бы это значило?".

Мое мнение – почти ничего… Я это расцениваю, как декларацию о некоторых намерениях не более того. Даже при том, что в конце документа есть план. Но сразу подчеркнут – насколько это план является "обязательным" из подписанного документа не понятно. Точнее, понятно, что он является необязательным.

Вообще-то, идея наведение некоторого порядка в государственной ИТ-инфраструктуре – это вполне здравая, возможно даже актуальная. А вот реализация этой идеи в виде утвержденной Концепции видится, скажем так, не очень сильной.

Хотя в Концепции об этом ничего не говорится, но я догадываюсь, что она – результат начавшихся еще пару лет назад разговоров о создании ИТ-ГосОблака, и еще более активных разговоров в 2012 году о некой Национальной Облачной платформе, о которые уже давно никто не вспоминает.

Правда, на этот раз планы подкреплены подписью Дмитрия Медведева, но тут стоит напомнить о другом известном распоряжении правительства, № 2299-р от 17.12.2010, подписанном премьером В.В.Путиным.

План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы

Можно вспомнить и другие "высокие" документы, в которых утверждались не реализованные планы (например, по госпрограмме "Информационное общество", по переходу на безбумажный документооборот и пр.).

При этом хочу обратить внимание на то, если по сравнению с Планом перехода на СПО, нынешний План перехода на единого оператора ЦОД, намного более масштабный: в СПО-плане речь шла только о фередеральных органах исполнительной власти. Сейчас же фантазиии Минкомсвязи намерено перевести в лоно "единого оператора" не только федералов, но и регионалов, и муниципалов, и госкорпорации, и компании с государственным участием. В общем, под опекой "единого оператора", согласно плану МКС, через шесть лет может оказаться от 50 до 70% ИТ-ресурсов страны. Amazon+Microsoft+IBM+Google (вместе взятые) и такой доле на рынке и мечтать не могут…

При это, кого же у нас назначать сверх-ЦОД-оператором – тайна, которая станет явью только в декабре. А уже через месяц оператор должен запустить свою сеть ЦОД в промышленную эксплутацию. Правда, что будет означать этот запуск – сказать трудно, поскольку в Концепции под ЦОД понимаются лишь здания, предназначенные для установки компьютерного оборудования. Т.е. здания должны быть готовы, возможно, к ним даже будет подведено электропитание.

Вообще, должен сказать, что Концепция – очень объемный документ, к тому же написанные очень тяжелым для его понимания (говорю про себя) языком.

Там много чего написано. Но главное, что я понял: что этот план не является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Это есть краткая идея Концепции: создается некоторая единая сеть ЦОДов, а переход в нее организаций является добровольным, что следует из текста приказа-распоряжения:



И второй важный, связанный с первым, момент заключается в том, что денег на создание "единой сети ЦОД" и на работу по переводу "заинтересованных" в ней из бюджета не выделяется.
И еще в Концепции я не нашел запретов на использование гос-органами/компаниями собственных ЦОДов и независимых ЦОДов, в том числе зарубежных.

Так что пока получается, что "единому оператору" придется конкурировать за клиентов на обычных рыночных условиях. А если это так, то возникает вопрос: зачем тогда нужно это Постановление правительства?
Колесов Андрей
Я слежу за "работой" (если это можно так назвать) МКС) давно и могу документально показать, что на 90-95% его работы - это исключительно имитация деятельность (в том чтто касается сферы ИТК, но в других, я думаю, не лучше).
И я думаю, что МКС - это совсем не исключение в нашем правительстве. Про то, чем занимает Госдума - я даже не говорю.

Но, к сожалению, совсем не безобидная для окружающий.
1. Они отвлекают от полезной работы. Вот смотрите по нам тут с вами: в место того, чтобы обсуждать какие-то реально полезные дела, мы  занимаем разоблачениями мифов. Трати время не на то. И совсем не только мы с вами!

2. Вносится сумятица в планы людей и компаний. Меня это лично не касается (мои планы от МКС не зависят), а реальных ИТ-руководителей  
Вот сидит сейчас реальных ИТ-начальник и думает - развивать ему свой ЦОД или завтра прикажут всем переходить под круло МКС?...

3. Качество реализации проектами, которым рулит МКС - кажется, очень невысокой... А это - дефицитные деньги бюджета...
Лукин Вячеслав
Алексей.
По существу. А не растут ли ноги от Алексея Мариничева. который строит самый большой Data Center в России за 5 миллиардов? Не его ли правительство собирается обеспечить работой в рамках "Единого оператора ЦОД"?
Колесов Андрей
Интересная версия, но вряд ли. Если бы у Мариничева были бы интересы в этом проект, ему бы надо вести себя потише, не святиться своими публичными высказываниями,
Скорее наоборот: его публичная острая активность говорит о том, что он видит в этих планах угрозу бизнесу, в том числе и своему личному. Что вполне понятно - если ты не будешь "единым оператором", но пролетаешь мимо.

Хотя я согласен с тем, что в этой концепции МКС четко видны две составляющие: примитивность бюрократии (вместо того, чтобы выработать требования к ЦОД для госнужд, они просто назначают "единого оператора") и вполне понятные коммерческие интересы этого "оператора".