НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Телеком – наименее коррумпированная отрасль России

Это следует из исследования PwC, в рамках которого были изучены сайты (и некоторая другая информация) 125 крупнейших (по объему продаж) российских компаний, относящихся к семи различным отраслям:

• фармацевтика;
• телекоммуникации;
• финансовые услуги;
• автомобилестроение;
• топливно-энергетический сектор;
• горнодобывающая промышленность и металлургия;
• розничная торговля и производство потребительских товаров.

Специалисты PwC проанализировали сайты этих компаний с тем, чтобы определить, раскрывают ли они информацию, относящуюся к сфере соответствия требованиям антикоррупционного законодательства (как того, в том числе, требует статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” от 25 декабря 2008 г. Кроме того, они проверили, имели ли место случаи негативного освещения в СМИ дел о взяточничестве и коррупции, к которым могли быть причастны рассматриваемые компании.

С учетом действующего антикоррупционного законодательства (российского Закона «О противодействии коррупции», Закона США «О противодействии коррупции за рубежом» (FCPA) и Закона Великобритании «О борьбе с коррупцией») специалисты PwC  разработали критерии и проанализировали деятельность компаний по следующим пяти параметрам: наличие горячей линии для информирования руководства о нарушениях внутри компании; заявления высшего руководства, касающиеся соблюдения требований антикоррупционного законодательства; наличие функции, отвечающей за соблюдение требований антикоррупционного законодательства, в организационной структуре компании; проведение оценок рисков несоблюдения антикоррупционных требований; наличие политики и процедур в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

С целью более точного отражения фактического состояния дел в указанной сфере в рассматриваемых компаниях, специалисты PwC также проверили, имели ли место случаи негативного освещения в СМИ дел о взяточничестве и коррупции, к которым могли быть причастны рассматриваемые компании. Сообщается, что в качестве источников информации использовались только авторитетные и заслуживающие доверия СМИ.

В результате для каждой отрасли был вычислен индекс противодействия коррупции (anti-bribery and corruption index, «ABCI»). Значения этих индексов (чем он выше, тем лучше в компании построена деятельности в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства) вы видите ниже:


Источник: PwC, декабрь 2015 г.

Из приведенной выше диаграммы видно,  что значения ABCI очень сильно различаются по отраслям. Самый высокий показатель (76%) получили компании телекоммуникационного сектора.  Наихудший же результат (всего лишь 51%) показали компании автомобильного сектора, причем внутри этой отраслевой группы существует большая разница между отдельными компаниями по набранным баллам. При этом рассчитанное для 125 ведущих российских компаний среднее значение индекса ABCI составило 63%.

Вот как прокомментировал полученный результат руководитель отдела независимых финансовых расследований  PwC в России Джереми Оутен: “Нас не удивил высокий индекс ABCI в телекоммуникационном секторе, так как большинство компаний этого сектора, включенных в нашу выборку, котируются на российских и зарубежных биржах. Более того -- по результатам проведенного нами анализа публичные компании опережают непубличные по всем параметрам, за исключением наличия негативного освещения в СМИ в связи с коррупционными делами. Это связано с более строгим регулированием, действующим в отношении компаний, зарегистрированных на биржах, и повышенным вниманием к ним со стороны СМИ в случае каких-либо негативных событий”.

Джереми Оутен также отмечает: “Автомобильные компании, включенные в нашу выборку, представляют собой очень разнородную группу: среди них есть не только сборочные производства, но и автодилеры. Помимо этого, структура собственности компаний данной группы отличается (в выборку попали как российские организации, так и дочерние общества международных корпораций).  Неудивительно, что показатели ABCI в группе автомобильных компаний очень сильно различаются. Например, у публичных компаний показатель ABCI равен 57%, тогда как показатель ABCI непубличных компаний (в основном к ним относятся российские автодилеры) составляет всего лишь 37 %”.

Эксперты PwC считают, что в большинстве компаний эффективность деятельности в сфере соблюдения требований законодательства в области противодействия коррупции можно повысить путем автоматизации соответствующих процессов, а также за счет использования комплексных инструментов анализа данных информационных систем.