НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Новый год! Автонарушитель торжествуя… Но электронные госуслуги не готовы к новым законам

Андрей Колесов
13.01.2016 09:54:32

С 1 января 2016 вступил в действие принятый еще в конце 2014 года закон № 437-ФЗ,, согласно которому автонарушителям предоставляется скидка в 50% при оплате штрафа ГИБДД. Цель этого акта – увеличить собираемость оплаты штрафов, поскольку многие люди их просто не платят (за первую половину 2015 года собираемость составила 64%).

Но скидка предоставляется не на все нарушения, а только на "средние". И действует только в течение 20 дней с момента нарушения (составления протокола). При этом для обычного варианта оплаты человеку предоставляется 60 дней, после чего – по идее должен запускаться механизм "принудительного взыскания", который, как можно догадаться по 36% "несобираемости" просто не работает.
В льготу не попадают такие случаи:

Любые нарушения связанные с алкогольными или наркотическими веществами;
Отказ от медосвидетельствования;
Повторное превышение скоростного режима более чем на 40 - 60 км/ч, 60 – 80 км/ч и более 80 км/ч;
Повторный проезд на красный свет;
Выезд на встречную полосу автомобильного движения;
Повторное управление транспортным средством, которое зарегистрировано в ненадлежащем порядке;
Причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести;
Если сумма штрафа составляет 500 рублей и менее;

Получилось так, что с этим нововведением мне уже пришлось познакомиться на собственном опыте. На светофоре недалеко от дома 3 января переехал на полметра "стоп черту", что и зафиксировал стоявший за углом наряд ГИБДД, который явно скучал по поводу почти полного отсутствия машин на дороге. От инспектора я и узнал о "поблажке", но не очень понял – как ей можно воспользоваться.

В постановлении написано о штрафе в 800 руб., но там ничего не говорится о наличии льготы! На основании чего я буду платить половину? Откуда я знаю – попадает данное нарушение под закон или нет? Я заплачу 400, а потом выяснился, что у меня долг. Как и с кем я буду объясняться?

Решил оплатить через Интернет, но там, в "госуслугах", показывает сумма в 800 р., о льготе – ничего. Хотя, по идее, все должно быть очень просто: должно показываться 400 р., с четким указанием – до какого срока я должен произвести оплату.

В общем, решил проверять систему опытным путем: оплатил 400, а потом буду следить за судьбой этого штрафа.

Я решил отправить запрос по этому поводу в ГИБДД. Но такой "услуги" на сайте Госуслуг не нашел. Нашел ее на сайте ГИБДД, отправил. И сразу получил такой ответ.



Ответ меня не удовлетворил:
1. Тут нет текста моего заявления. А письмо я отправлял через форму сайта, т.е. у меня копии "отправления" нет. Т.е. у заявителя не остается его копии заявления. Явный непорядок!
2. По поводу срока ответа есть ссылка на закон. Мне нужно идти к юристу, чтобы выяснять конкретную дату? Почему нельзя написать "ответ будет выдан в течение месяца в соответствии с законом..."

Хотя понятно: в таком случае естественной возникнет вопрос: зачем нам нужна такая электронизация, при которой срок остается таким же как в 19-м веке, во времена "почтовых троек"?

Вообще говоря, хотя о системе штрафов ГИБДД говорится чаще всего, когда разговор заходит об электронных госуслугах, но должен сказать (в который раз), что система эта работает "слабовато", что в существенной степени отражает уровень электронизации госуслуг в целом. Конечно, это лучше, чем ничего (как было 10 лет назад, когда уровень информатизации и автоматизации был вообще нулевой), но, если учесть, актульность и простоту задачи, а также уровень ИТ, то я был оценил эту систему "штрафы ГИБДД", на "тройку", наверное, даже с минусом.

Кстати, то, что уровень собираемости штрафов составляет только 64%, как раз подтверждает "не очень высокий" уровень эффективности данной ИТ-системы.

И тут хотелось бы "передовым зарубежным опытом", с которым пришлось познакомиться недавно, и тоже на личном опыте. Хотя, должен подчеркнуть, это была явная "подстава" со стороны местного ГАИ Сан-Франциско.

Дело было так. Мы проехали сначала через Ричмондский мост, и там было все обычно: на каждой полосе стояла кабинка, в которой сидел собиратель денег – 5 долл. Потом был мост Золотые Ворота, там тоже были кабинки, но людей и шлагбаумов не было. Мы проехали "просто так", подумав, что, может быть, у них по воскресеньям "халява" (как с отплатой городских парковок).
А спустя месяц с небольшим мне уже в Москву пришло "письмо счастья" от компании-автоарендодателя – 7,5 долл. за проезд по мосту и 15 долл. – штраф за неуплату.

Я начал разбираться и узнал через Интернет, что я такой совсем не один. Стандартная "разводка" для "неместных". Оказывается, факт проезда фиксируется автоматически, а оплата должна производиться через "личный кабинет" на их сайте FasTrak. Примерно, как сейчас работает система московских парковок. Сумма списывается с текущего счета или его нужно оплатить в течение нескольких дней. Наверное, у них работает и система уведомления (СМС, почта), но я не был зарегистрирован.
Наверное, на мосту были какие-то плакаты с напоминанием о системе такой оплаты, но на ходу мы ничего не увидели.

Можно посетовать на не очень четкую систему уведомления о правилах проезда и оплаты для "неместных", но я тут хотел бы обратить внимание на то, как решается вопрос о собираемости оплаты штрафов. Очень просто!

Пока я изучал "письмо счастья" и разбирался с ситуаций (пара дней), я получил СМС с уведомлением о снятии с моей банковской карты тех самых 22,5 долл. Еще раз посмотрел письмо: там было сказано, что, если я не оплачу штраф до указанно срока (месяц с моменту нарушения), то сумма будет снята автоматически.

Вот и все. Городская служба "моста" сняла деньги с владельца авто (авторентовка), они сняли с арендатора… 100-процентная собираемость штрафов.

Как применять ее у нас? Очень просто: при выдаче свидетельства регистрации авто, например, может фиксироваться банковская карта владельца машины.

Комментариев: 11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

14.01.2016 08:06:59

По примеру оплаты - бред полнейший.

На каком юридическом основании списывать деньги?
Это самый первый вопрос.
Второй, ине менее важный, а с какого счёта списывать?
К примеру у меня 4 карты, из них 2 - зарплатные с разных контор.
Что мне мешает заблокировать карту? И больше никогда ей не пользоваться. От слова "совсем".

Или заставлять гибдд проверять реальность карты ещё к остальным документам?
Только вот с чего бы вдруг?
На каком основании кто-то мне может "просто так" выписывать какие-либо суммы?

А вот снимать деньги с карт - нет ничего сложного.
Сейчас это реализовано следующим образом.
Направляются письма в банки и они прекрасно блокируют сумму.
Только делают это судебные приставы, имеющие юридически право на это. И это никак не поможет против большого процента людей, которые вообще не имеют/не пользуются картами ...
Если нет на карте денег, что блокировать то?

У США опыт пользования банковскими картами перевалил за 85 лет уже. У них иначе постоена система взаимодействия с банками и иные законы.
Приводить их в пример абсолютно некорректно.

В плане проблем с получением платежей - это головняк судебных приставов.
К слову, я так понимаю, что проценты, данные в статье - как раз и говорят о "номинальной оплате", т.е. до ухода дела к приставам.

Так что нет проблемы, а если быть точным, она слегка надуманна.

ПО первой же части повествования, о неописанности информации нигде и качестве работы госуслуг я частично с вами согласен, информационная составляющая могла бы работать и получше, но я думаю, это ещё будет исправлено в ближайшее время.

14.01.2016 22:55:05

Вы чего-то все слишком сильно преувеличиваете в плане проблем.

В моей случае списание с карты происходило просто: с той карты, которую я предъявил в момент оформления аренды.
Да, карту можно заблокировать и пр.
Но дело в том, что к карте привязаны мои персональные данные, по карте, даже недействительной, можно легко установить владельца.

Да, можно уйти из банка, но только - ЗАЧЕМ?

Мы говорим о нормальных людях или о преступниках, скрывающихся от правосудия?

15.01.2016 13:12:46

Мы говорим о тех, кто не платит штрафы. Я бы им дал эпитет "хитрожопые хамы" ...

Кем их конкретно считать с точки зрения закона - не ко мне вопрос.

По теме привязанности персональных данных - конечно, они привязаны.
Но не могут быть просто так переданы "третьим лицам", а только в рамках делопроизводства по официальному запросу.

И опять же, ГИБДД его делать не должно, не совсем их "епархия".
А приставы и так уже это делают, просто вы с этим не сталкивались на текущий момент (а я сталкивался, у меня они заблокировали средства на карте, правда у меня уже был оплачен штраф, так что они мне очень сильно этим подгадили, но не суть)

Я уже молчу про то, что карта не всегда гарантированно принадлежит тому, кто ей пользуется, так что, юридически, накладывать на него штраф не совсем законно, да и карты, до недавнего времени (к примеру у киви) можно было заказать вообще без технического подтверждения паспорта, а это, считай, "обезличенная" карта и как к ней применять "списания" на законном основании - не совсем понятно.

15.01.2016 20:07:52

Мы с вами обсуждаем детали. Конечно, тут все обстоит не очень просто, нужно многие вещи продумывать, нужно менять нормативные акты.

Но давайте вернемся к посту. Речь идет о том, что уровень автоматизации тех же процессов сбора штрафов ГИБДД - крайне слабый. То, что собирается чуть больше половину штрафов - говорит об этом.

Я в посте привел конкретный пример - вступил в действие новый порядок оплаты, а ГИБДД не готово к этому. Я хочу заплатить штраф, а ГИБДД не готово.
Я им оправил вопрос - до сих пор ответа нет.

Привел пример США - там с меня содрали штраф за месяц....

Вот пример неэффективности одной системы и эффективности другой.

15.01.2016 21:59:04

Мы с вами ничего не обсуждаем, я говорю вам "про Фому", а вы мне "про Ерёму".

Взимать долги и неуплаченные штрафы и пени не входит в компетенцию ГИБДД и нечего на них вешать данные задачи.
Их задача - обеспечение безопасности дорожного движения.

Через месяц с вам в РФ никто и никак не соберёт штраф.
Ибо на его "добровольную оплату" в стране отведено 60 дней.
Или вы считаете, что сей процесс надо сделать полностью автоматическим и не учитывающим российскую действительность?

Вопрос о "собираемости" штрафов никак не связан с автоматизацией процесса. (К слову об автоматизации. Она у нас, с технической точки зрения, на очень высоком уровне. Оплата штрафов возможна в 1-2 клика в любой платёжной системе, через банк, напрямую с сайтов госуслуг или гибдд. Есть небольшая проблема с информированностью по новому закону, но я уверен, сие решится в ближайшее время)
Это как утверждать, что уровень смертности в стране связан с популяцией пингвинов в Антарктиде.

И в нашей стране нет, на текущий момент, инструмента "полной" автоматизации процесса, ибо списание денег со счетов людей может происходить либо по желанию этого самого клиента, либо по решению надзорных органов.

И я не вижу никаких причин выдавать ещё кому-либо подобные "права", т.к. это чревато ещё бОльшими проблемами для населения.

А процент неоплаченных штрафов лишь указывает на общий уровень сознательности граждан.
Люди просто не хотят платить штрафы и налоги.
Должников по другим отраслям не меньше, тут не в автоматизации дело.

Ну и к вопросу эффективности системы.
Очень много карт в США являются кредитными и/или имеют овердрафт.
У нас с таких карт деньги без явного подтверждения снимать нельзя в силу закона, ибо эти карты оцениваются как кредитные договоры.

С каких же карт вы предложите снять денег, если уж запустить систему "как в США"?

16.01.2016 18:32:04

"Что мне мешает заблокировать карту?"

1. "Пластик" - услуга П. "Банковский счет" - услуга С. Обычно об этом не задумываются, но при использовании "пластика" вы получаете сумму услуг П+С. Даже если вы откажитесь от услуги П - "налоговой" или другому заинтересованному ведомству ничто не помешает безакцептно снять деньги со счета С.

16.01.2016 22:27:58

А что мне помешает сменить банк/счёт или использовать при регистрации пустой счёт в отдельном банке?
Даже если будут требовать выписку движения средств, что, к слову, опять не совсем законно, я могу гонять деньги по счету, а потом, после проведения регистрации машины и прочего - просто сменить и начать обслуживаться в другом банке, и так, пока не куплю новую машину (а это происходит нечасто) ...

Поверьте, как только вы предложите подобное, тут же придумают, как обойти.

Но тут вопрос в другом.
Налоговые ведомства и судебные приставы и сейчас этим занимаются без лишних вопросов, рассылая в "большую тройку" банков письма с необходимостью проведения блокировок и всё прекрасно блокируется и "взимается".

В статье вопрос именно в том, чтобы ГИБДД непосредственно занималось таким же способом сбором штрафов, и тут я абсолютно против, ибо не их это задача, а уже вышеназванных органов, при условии, что человек добровольно не погасил штраф.

17.01.2016 21:45:28

Цитата
В статье вопрос именно в том, чтобы ГИБДД непосредственно занималось таким же способом сбором штрафов,


Где вы это увидели?

Речь в посте о том, что ГИБДД не готово в введению в действие закона о 50% скидках на штраф.

А уже потом - о том, все вся система "госуслуг" работает плохо.

17.01.2016 21:52:32

Да вот же, прямо последние два абзаца.
Могу их даже процитировать

Цитата
Вот и все. Городская служба "моста" сняла деньги с владельца авто (авторентовка), они сняли с арендатора… 100-процентная собираемость штрафов.

Как применять ее у нас? Очень просто: при выдаче свидетельства регистрации авто, например, может фиксироваться банковская карта владельца машины.

Вот прямо указание, "при регистрации авто может фиксироваться банковская карта", регистрацией ТС занимается ГИБДД.

Штраф выписывает ГИБДД.

Кто будет выставлять "счёт" к владельцу ТС?
Судя по той же логике, ГИБДД. (иначе зачем надо было регистрировать номер карты? ведь налоговой и приставам эта информация не нужна, они и так знают, как через банковскую систему взимать долги)

Но это избыточно и не требуется от них. У них другая задача и цель.

17.01.2016 21:58:49

У меня написано "городская служба", Про ГИБДД (полицию) - ни слова.

17.01.2016 22:00:17

В том абзаце - указано, как сделано "у них", в последнем, как сделать "у нас"
Именно потому я и сделал акцент на моменте, что в нашей стране регистрацией ТС занимается конкретный орган...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии