НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Новый год! Автонарушитель торжествуя… Но электронные госуслуги не готовы к новым законам

С 1 января 2016 вступил в действие принятый еще в конце 2014 года закон № 437-ФЗ,, согласно которому автонарушителям предоставляется скидка в  50% при оплате штрафа ГИБДД. Цель этого акта – увеличить собираемость оплаты штрафов, поскольку многие люди их просто не платят (за первую половину 2015 года собираемость составила 64%).

Но скидка предоставляется не на все нарушения, а только на "средние". И действует только в течение 20 дней с момента нарушения (составления протокола). При этом для обычного варианта оплаты человеку предоставляется 60 дней, после чего – по идее должен запускаться механизм "принудительного взыскания", который, как можно догадаться по 36% "несобираемости" просто не работает.
В льготу не попадают такие случаи:

Любые нарушения связанные с алкогольными или наркотическими веществами;
Отказ от медосвидетельствования;
Повторное превышение скоростного режима более чем на 40 - 60 км/ч, 60 – 80 км/ч и более 80 км/ч;
Повторный проезд на красный свет;
Выезд на встречную полосу автомобильного движения;
Повторное управление транспортным средством, которое зарегистрировано в ненадлежащем порядке;
Причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести;
Если сумма штрафа составляет 500 рублей и менее;

Получилось так, что с этим нововведением мне уже пришлось познакомиться на собственном опыте. На светофоре недалеко от дома 3 января переехал на полметра "стоп черту", что и зафиксировал стоявший за углом наряд ГИБДД, который явно скучал по поводу почти полного отсутствия машин на дороге. От инспектора я и узнал о "поблажке", но не очень понял – как ей можно воспользоваться.

В постановлении написано о штрафе в 800 руб., но там ничего не говорится о наличии льготы! На основании чего я буду платить половину? Откуда я знаю – попадает данное нарушение под закон или нет? Я заплачу 400, а потом выяснился, что у меня долг. Как и с кем я буду объясняться?

Решил оплатить через Интернет, но там, в "госуслугах", показывает сумма в 800 р., о льготе – ничего. Хотя, по идее, все должно быть очень просто: должно показываться 400 р., с четким указанием – до какого срока я должен произвести оплату.  

В общем, решил проверять систему опытным путем: оплатил 400, а потом буду следить за судьбой этого штрафа.

Я решил отправить запрос по этому поводу в ГИБДД. Но такой "услуги" на сайте Госуслуг не нашел. Нашел ее на сайте ГИБДД, отправил. И сразу получил такой ответ.



Ответ меня не удовлетворил:
1. Тут нет текста моего заявления. А письмо я отправлял через форму сайта, т.е. у меня копии "отправления" нет. Т.е. у заявителя не остается его копии заявления. Явный непорядок!
2. По поводу срока ответа есть ссылка на закон. Мне нужно идти к юристу, чтобы выяснять конкретную дату? Почему нельзя написать "ответ будет выдан в течение месяца в соответствии с законом..."

Хотя понятно: в таком случае естественной возникнет вопрос: зачем нам нужна такая электронизация, при которой срок остается таким же как в 19-м веке, во времена "почтовых троек"?

Вообще говоря, хотя о системе штрафов ГИБДД говорится чаще всего, когда разговор заходит об электронных госуслугах, но должен сказать (в который раз), что система эта работает "слабовато", что в существенной степени отражает уровень электронизации госуслуг в целом. Конечно, это лучше, чем ничего (как было 10 лет назад, когда уровень информатизации и автоматизации был вообще нулевой), но, если учесть, актульность и простоту задачи, а также уровень ИТ, то я был оценил эту систему "штрафы ГИБДД", на "тройку", наверное, даже с минусом.

Кстати, то, что уровень собираемости штрафов составляет только 64%, как раз подтверждает "не очень высокий" уровень эффективности данной ИТ-системы.

И тут хотелось бы "передовым зарубежным опытом", с которым пришлось познакомиться недавно, и тоже на личном опыте. Хотя, должен подчеркнуть, это была явная "подстава" со стороны местного ГАИ Сан-Франциско.

Дело было так. Мы проехали сначала через Ричмондский мост, и там было все обычно: на каждой полосе стояла кабинка, в которой сидел собиратель денег – 5 долл. Потом был мост Золотые Ворота, там тоже были кабинки, но людей и шлагбаумов не было. Мы проехали "просто так", подумав, что, может быть, у них по воскресеньям "халява" (как с отплатой городских парковок).
А спустя месяц с небольшим мне уже в Москву пришло "письмо счастья" от компании-автоарендодателя – 7,5 долл. за проезд по мосту и 15 долл. – штраф за неуплату.

Я начал разбираться и узнал через Интернет, что я такой совсем не один. Стандартная "разводка" для "неместных". Оказывается, факт проезда фиксируется автоматически, а оплата должна производиться через "личный кабинет" на их сайте FasTrak. Примерно, как сейчас работает система московских парковок. Сумма списывается с текущего счета или его нужно оплатить в течение нескольких дней. Наверное, у них работает и система уведомления (СМС, почта), но я не был зарегистрирован.
Наверное, на мосту были какие-то плакаты с напоминанием о системе такой оплаты, но на ходу мы ничего не увидели.

Можно посетовать на не очень четкую систему уведомления о правилах проезда и оплаты для "неместных", но я тут хотел бы обратить внимание на то, как решается вопрос о собираемости оплаты штрафов. Очень просто!

Пока я изучал "письмо счастья" и разбирался с ситуаций (пара дней), я получил СМС с уведомлением о снятии с моей банковской карты тех самых 22,5 долл. Еще раз посмотрел письмо: там было сказано, что, если я не оплачу штраф до указанно срока (месяц с моменту нарушения), то сумма будет снята автоматически.

Вот и все. Городская служба "моста" сняла деньги с владельца авто (авторентовка), они сняли с арендатора… 100-процентная собираемость штрафов.

Как применять ее у нас? Очень просто: при выдаче свидетельства регистрации авто, например, может фиксироваться банковская карта владельца машины.
Егор
Да вот же, прямо последние два абзаца.
Могу их даже процитировать
Вот и все. Городская служба "моста" сняла деньги с владельца авто (авторентовка), они сняли с арендатора… 100-процентная собираемость штрафов.

Как применять ее у нас? Очень просто: при выдаче свидетельства регистрации авто, например, может фиксироваться банковская карта владельца машины.
Вот прямо указание, "при регистрации авто может фиксироваться банковская карта", регистрацией ТС занимается ГИБДД.

Штраф выписывает ГИБДД.

Кто будет выставлять "счёт" к владельцу ТС?
Судя по той же логике, ГИБДД. (иначе зачем надо было регистрировать номер карты? ведь налоговой и приставам эта информация не нужна, они и так знают, как через банковскую систему взимать долги)

Но это избыточно и не требуется от них. У них другая задача и цель.
Колесов Андрей
У  меня написано "городская служба", Про ГИБДД (полицию) - ни слова.
Егор
В том абзаце - указано, как сделано "у них", в последнем, как сделать "у нас"
Именно потому я и сделал акцент на моменте, что в нашей стране регистрацией ТС занимается конкретный орган...