Во всем мире достаточно широко распространена практика предоставления почтовыми службами банковских услуг. В частности, по такой схеме работают в Германии Deutsche Postbank, в Японии Japan Post Bank, в Швейцарии PostFinance. Совмещение почтовых и банковских функций позволяет уменьшить затраты на содержание большой сети отделений.
«Почта банк» в РФ создается на базе «Лето банка», принадлежащего ВТБ24. Почта заплатит 5,5 млрд. руб. за пакет в 50% минус одна акция «Лето банка». Таким образом, операционный контроль в новой структуре будет у ВТБ24, имеющего значительный опыт работы в банковской сфере. Одной из важнейших задач «Почта банка» станет привлечение наличных средств населения.
«Почта России» является национальным оператором почтовой связи, оказывающим услуги почтовой связи, электросвязи и доступа в Интернет; транспортные, логистические и финансовые и другие услуги физическим и юридическим лицам на всей территории страны. И хотя финансовые услуги исторически всегда осуществлялись на почте, банковские сервисы являются новой сферой деятельности ФГУПа.
Почтовый банк планируют вывести на безубыточность уже в первый год работы, а кредитные продукты нового банка будут в дальнейшем адаптированы для различных категорий населения. Более того, «Почта банк» может стать одним из локомотивов, который позволит укрепить экономику «Почты России». В частности, уже в 2016 г. ФГУП может получить инфраструктурный платеж за использование почтовых отделений в размере порядка 1 млрд. руб.
Но чтобы превратить отсталые почтовые конторы в современные банковские офисы придется пройти немалый путь. И это не только формирование линейки банковских продуктов, но и укрепление ИТ-инфраструктуры, подготовка кадров и т. д. Внедрение того же эквайринга может быть простым в столичных отделениях связи, но весьма сложным в сельских поселениях или отдаленных районах страны.
“Первые попытки открыть почтовый банк в России были предприняты более 15 лет назад, однако реализовать этот проект до сих пор не удавалось, – сказал Дмитрий Страшнов, генеральный директор «Почты России». – Создание "Почта банка" повысит доступность финансовых услуг для жителей всей страны и позволит привлечь в экономику денежные средства, которые находятся у населения в наличном обороте, а также усилить конкуренцию на рынке финансовых услуг”.
Действительно, новый банк, опирающийся на 42 тыс. отделений связи, со временем может стать №1 по размеру филиальной сети. Она потенциально вдвое больше, чем у Сбербанка России – нынешнего лидера банковского рынка. Правда, произойдет это далеко не сразу. За три года с начала проекта запланировано открытие более 20 тыс. окон банка в 15 тыс. отделениях почтовой связи. В 2016 г. – не менее 6,5 тыс. окон в 3,5 тыс. отделений почты. К операционной деятельности в сети почтовых отделений "Почта банк" приступит уже в первом квартале 2016 г.
В частности, в марте под новым брендом заработают уже существующие отделения "Лето банка". Процесс планируется начать с Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. "Почта России" в свою очередь планирует, в том числе синхронизировать процесс запуска банковских услуг в своих отделениях с переходом на формат "отделений будущего".
Сегодня конторы «Почты России» больше напоминают музеи социалистического быта. И такой возможный переход от заповедников «ненавязчивого» советского сервиса к «отделениям будущего» на волне продвижения банковского бизнеса и является самой примечательной частью данного процесса. В принципе, он может привести к повышению культуры обслуживания, росту спектра услуг и качества сервиса и, наконец, к достижению самоокупаемости всей почтовой службы. А может стать очередным чиновничьим «прожектом», дорогой в никуда. Хотелось бы верить в позитивные результаты очередного этапа реформы «Почты России».