НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Напоследок депутаты текущей Госдумы хотят убрать с рынка российских операторов связи и распространителей интернет-информации?

ИТ стремительно расширяют своей присутствие в нашей жизни, более того, наша жизнь все больше зависит от ИТ!
Этот вполне очевидный тезис наглядно подтверждается на примере активности отечественных законодателей: если в предыдущих созывах Госдумы, там практически тема ИТ и Интернета просто не было, то в нынешнем она быстро набрала обороты, более того – именно Интернет-законы наиболее часто освещались в СМИ.

Как этот отмечалось еще полтора года назад в отчете РАЭК, практически все принятые законы регулирования в сфере Интернет носили запретительный характер. В прошлом году у Госдумы дошли руки и до ИТ, был принят ФЗ-188 (Реестр ПО и пр.), который продолжил эту традицию.
[spoiler]
От себя уже замечу, что большинство принятых Интернет-законов подтвердило давнее наблюдение: "суровость российских законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения". По моим оценкам, как минимум половина принятых И-законов работает в минимальной степени или не работает вовсе.

Еще одна особенность активности в сфере ИТ/Инет-законодательства – большое число инициатив (причем как правило, также запретительных), которые так инициативами и остаются. Но вот одну такую инициативу нынешняя Госдума, кажется, намерена довести до статуса закона, до прихода своей смены, пополнив счет своим "достижениям".

Речь идет о законопроекте  № 1039149-6, внесенном 07.06.2016 на рассмотрение Госдумы депутатами И.А.Яровой, А.К.Пушковым, Н.В.Герасимовой и примкнувшим к ним членом Совета Федерации В.А.Озеровым. 22 июня этот документ будет рассматриваться во втором чтение с большими шансами успешно пройти эту процедуру, а там и третье чтение не заставит себя знать.

И по этому поводу 21 июня РАЭК опубликовал свою "официальную позицию", как я понял из текста – негивную. Но я сразу должен отметить, что они как-то явно припозднились с публикацией своего мнения…

Так в чем суть вопроса?

В исходном варианте законопроекта Яровая&Ко предлагали ввести требование к операторам связи хранить содержание переписки и переговоров в течение трех лет.
Тут нужно напомнить, что два года назад был принят закон, которые обязывал операторов хранить в течение полугода информации о фактах связи (но не содержимое).

Что называется – "почувствуйте разницу"! Одно дело факт телефонного звонка (время, кто, кому), другое – о чем там шел разговор.

Эта инициатива депутатов заставила содрогнуть не только Интернет-сообщество, но даже представителей правительства. Одно дело хранить несколько сот байтов информации о факте, совсем другое – десятки мегабайт по каждой коммуникации (в том числе и передаваемые мультимедиа).

Отмечу, что хотя законопроект идет с обоснованием "национальная безопасность", сразу возникло предположение, что тут не обошлось без лоббирования интересов поставщиков систем хранения данных. И в этом плане было бы вполне логично ожидать включение в закон требование использовать СХД какого-нибудь "единого поставщика"…

В общем, даже правительство (вице-премьер Дворкович, Минкомсвязи) решили, что такие аппетиты депутатов будут неподъемны для Интернет-провайдеров. И депутаты вняли – снизили свои требования для срока хранения с трех лет до полугода.

НО!
Решили нанести еще один удар по правам граждан и по Интернет-провайдерам. К завтрашнему обсуждению в Госдуме в законопроекте появилась дополнительное требование - предоставлять спецслужбам ключи для шифрования сообщений!

Видимо на депутатов произвела сильное впечатление недавняя история "Apple против ФБР" (которая, кстати, идет с перевесом Apple – ключи не давать!) и они хотят  решить сложную проблему простым способом типа "взять и поделить" (в данном случае – "обязать").

Вот по этому поводу ФАЭК высказать свое мнение:



Да, именно так: законопроект, вроде как, направленный на повышение национальной безопасности, на деле – подрывает ее!!!
То есть тут при некотором желании можно даже завести о каких-то антигосударственных помыслах инициаторов законопроекта….

Но я тут хотел бы обратить внимание на этот фрагмент:

Законопроект..ставит российские компании в неравное положение…
Дело в том, подобным законопроектом депутаты, никак не решая проблему безопасности, фактически выступают лоббистами интересов зарубежных компаний!

Доказательство этого тезиса очень простое.
Российские компании просто физически не смогут выполнить требование закона (в том числе по хранению огромных массивов данных).
А для  зарубежных операторов этот наш местный закон, понятное дело (проверено на предыдущих законах), - не закон!!

И что будут делать российские операторы связи? У них будет два варианта: или закрываться, или становиться зарубежным.
Но в любом случае российских операторов связи может просто не остаться…

Вячеслав Полионов
Тема интересная для досужих размышлений. Но мы с Вами отвлеклись от темы Вашего поста. Чтобы к ней вернуться, скажу, что политик должен действовать исключительно в интересах своей страны. Если нет, то он вредитель, враг. Яровую я не считаю сознательным врагом, а следовательно, она не адекватно представляет пути развития государства. Не понимать, что любая развед деятельность требует материальных и людских ресурсов может только неуч. И предлагая такие поправки к закону, она должна бы сопоставить расходы и их эффективность. Школьник на уроках информатики узнает как кодируется речь, сколько «весит» минута разговора, минута беседы по Скайпу, минута видео. Изучая арифметику (в 3-4 классе) может путем сложения  и умножения определить суммарный объем информации, который необходимо хранить согласно ее поправкам.(ну еще надо иметь в виду возможность DoS/DDoS атак)  Но хранение это цветочки. А ягодки — обработка с целью получения удобного доступа, безопасность и, наконец, само использование — это сколько аттестованных людей надо посадить на прослушку и проглядку хранящихся материалов? И, наконец, материалы даже с небольшим сроком давности годятся для раскрытия уже совершенных преступлений, но почти бесполезны по части предупреждения готовящихся.  
Колесов Андрей
Я считаю, что нам не следует развивать тему в этом направлении. Тут не место для этого.
Я готов обсуждать мотивы действий депутатов, в том числе публично. Но не тут.

Давайте вернемся к теме поста. Я там не обсуждал мотивы действия депутатов. Я просто рассказал, что они делают.
Владислав Артюков
"в том числе по хранению огромных массивов данных"

Берем СХД Хуавей, лепим на него "ЧТЗ" - вуаля. Эта схема уже используется.