НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Готовится госпрограмма «Цифровая экономика»

У вас есть шанс принять участие в её формировании. [spoiler]

В декабре 2016 года в Послании Федеральному Собранию президент России отметил высокий потенциал развития отечественной ИТ-отрасли и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

Разработка программы «Цифровая экономика» в срок до 11 мая 2017 года поручена ряду федеральных ведомств, Экспертному совету при Правительстве Российской Федерации и Аналитическому центру при Правительстве Российской Федерации. Программа должна включать меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза.

В рамках реализации данного поручения с 12 по 25 января Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (далее АЦ) проводит онлайн-опрос  «Цифровая экономика — на пути к долгосрочной стратегии».

К участию в нем приглашаются представители научного сообщества в области философии, социологии, политологии, экономики и информационных технологий. - Начальник Управления организации мониторинга АЦ Татьяна Еферина говорит:  “Мнение научного сообщества важно учитывать на этапе формирования способов измерения преимуществ цифровой экономики, а также при определении ключевых угроз перехода России к цифровой экономике”. Сообщается, что обобщенные результаты опроса будут положены в основу разработки программы “Цифровая экономика”. Принять участие в опросе можно по ссылке, опубликованной на сайте АЦ.

Если вы откроете эту ссылку, то увидите (см. ниже) такое обращение:


Источник: сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, январь 2017 г.

Вопрос #1 анкеты опроса связан с тем, что содержание понятия “цифровая экономика” остается размытым и постоянно меняется вследствие многомерной и динамичной природы этого явления. Организаторы опроса излагают семь определений понятия «цифровая экономика» и предлагают респондентам отметить те из них, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для России. Если ни одно из определений респонденту не нравится, ему предлагают дать свое и вписать его в строчку «Другое». Лично я предложил такой вариант: “Цифровая экономика – это экономика государства, в котором совершилась Четвертая промышленная революция”. Термин “Четвертая промышленная революция” (www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=189114) тоже не очень определенный, но он, на мой взгляд, все же более четкий, чем “цифровая экономика”.

Вопрос #2 авторы упомянутого выше опроса сформулировали так: “Какие экономические и социальные преимущества, возникающие благодаря цифровой экономике, по Вашему мнению, наиболее актуальны для России?” Предлагается выбрать не более трех вариантов ответа из следующих:

• Расширение торговли, создание новых возможностей для бизнеса
• Рост производительности труда
• Развитие конкуренции
• Создание новых рабочих мест
• Повышение качества услуг и, в частности, госуслуг
• Другое

В преамбуле к вопросу #3 отмечается: “Инвестиции в развитие цифровой экономики могут принести многообразные выгоды. По оценкам консалтинговой компании Accenture десять ведущих экономик мира благодаря использованию цифровых технологий могли бы воспользоваться новыми возможностями, которые в стоимостном выражении составляют 1,36 триллиона долларов США. По оценкам Европейского парламента, развитие цифровой экономики за счет создания единого цифрового рынка, могло бы обеспечить экономический прирост для Европейского Союза в размере 340 миллиардов евро. Однако в настоящее время не существует единого подхода к измерению выгод (эффективности) от цифровой экономики”.

Поэтому вопрос #3 специалисты АЦ формулируют так: “Каким образом, по Вашему мнению, можно измерить выгоды (эффективность) цифровой экономики?”. Респондентам предлагается самостоятельно определить перечень показателей, которые, по их мнению, могут измерить эффективность цифровой экономики. И для каждого из них прописать единицу и периодичность измерения, возможные источники данных, а также ограничения (в случае их наличия).

Как известно, не бывают плюсов без минусов. Поэтому вопрос #4 не менее актуален, чем (см. выше) вопрос #2. И звучит он так: “Какие, по-вашему, угрозы перехода к цифровой экономике наиболее актуальны для России?”. Предлагается выбрать не более двух вариантов ответа из следующих:

• Риски, связанные с кибербезопасностью
• Массовая безработица
• Усугубление неравенства (социального, цифрового и пр.)
• Другое

А вот вопрос #5: “Как Вы думаете, какие традиционные отрасли пострадают в первую очередь при переходе России к цифровой экономике? Предлагается выбрать не более двух вариантов ответа из следующих:

• Туризм (за счет развития онлайн-платформ для самостоятельной организации путешествий)
• Автострахование (за счет распространения беспилотных автомобилей)
• Финансовое консультирование (за счет распространения роботов-консультантов)
• Обслуживание и ремонт дизельных и бензиновых автомобилей (за счет распространения электромобилей)
• Другое

На мой взгляд, этот вопрос дополняет вопрос #4.

В преамбуле к вопросу #6 говорится: “В текущей ситуации существует значительное количество факторов, сдерживающих рост цифровой экономики в России. Оцените, пожалуйста, степень их влияния по шкале от 1 до 5, где 1 — минимальное влияние фактора, а 5 — максимальное влияние фактора. Если у Вас есть комментарии — впишите их в соответствующий столбец. Дополнительные факторы (в случае наличия) впишите в стоку «Другое».

Среди факторов, сдерживающих рост цифровой экономики в России, есть и такой: “Непрофессионализм, некомпетентность, отсутствие кадров”. На мой взгляд, это самое большое бревно на пути нашей страны к цифровой экономике.

Естественно, возникает вопрос, как эти бревна на пути нашей страны к цифровой экономике “пилить”. Проще говоря: что делать?

Это и есть заключительный (седьмой) вопрос данной анкеты: “Укажите, пожалуйста, ключевые мероприятия, необходимые для реализации программы «Цифровая экономика», их ожидаемые результаты и возможных ответственных исполнителей”. Варианты ответов не предлагаются.

Возникает и более общий вопрос: “Надо ли государству стимулировать приход 4-й промышленной революции?". Ведь предприятия и так заинтересованы в повышении своей рентабельности за счет внедрения разного рода решений, которые предоставляет им научно-технический прогресс...

А популяризация данных решений -- задача не государства, а поставщиков этих решений... Разве не так?

Несмотря на все вышесказанное, я считают инициативу АЦ полезной и призываю заинтересованных лиц принять активное участие в формировании программы «Цифровая экономика». Дабы эта программа, c одной стороны, не оказалось “беззубым”, а с другой – не дала одним предприятиям необоснованных преимуществ над другими.

И ещё один очень важный момент. Предприниматели, естественно, стараются сделать так, чтобы их предприятия были рентабельнее. В том числе, за счет замены физического и умственного человеческого труда машинным. Государство же должно заботиться не только об интересах предпринимателей, но и об интересах граждан. Проще говоря, законодательная и исполнительная власть должна думать не только о создании надлежащего делового климата, но и создании надлежащего климата социального.

Однако есть точки соприкосновения интересов граждан и предпринимателей. Одна из таких точек -- уровень образования населения. Чем он выше, тем лучше как для граждан, так и для предпринимателей.

Среди прочего, видимо, надо стимулировать работы в области искусственного интеллекта (который, по сути, является фундаментом цифровой экономики) и готовить специалистов в этой области. Смотрите:  в январе этого года АПКИТ объявила о том, что Национальный Совет при Президенте РФ по профквалификациям одобрил два сделанных под эгидой АПКИТ стандарта профессий: “Специалист по большим данным” и “Специалист по интеграции прикладных решений” (прежнее название – "Специалист по интеграции облачных приложений"). Может, есть смысл разработки профессионального стандарта в области искусственного интеллекта? Это, конечно, не приведет к автоматическому появлению в нашей стране цифровой экономики, но дату свершения Четвертой промышленной революции явно приблизит.

Юрий Пахомов
На мой взгляд, сейчас ситуация с изменениями в мире такая, что бардак в терминах - вещь вполне нормальная. И усилия лучше направлять на не бесперспективные попытки построить общий глоссарий, а на смыслы, которые можно угадывать и за фасадом терминологически терок. Что же касается смыслов - согласен: привязка к "цифровитости" и к "экономике" - заужает поле нашего зрения и не способствует пониманию происходящего в мире во всей широте.
Митин Владимир
бардак в терминах - вещь вполне нормальная. И усилия лучше направлять на не бесперспективные попытки построить общий глоссарий, а на смыслы, которые можно угадывать и за фасадом терминологических терок...

Согласен. Смысл многих современных ИТ-терминов (особенно связанных с искусственным интеллектом и когнитивными технологиями) меняется достаточно быстро и попытки дать им “точные” определения хотя и необходимы, но малопродуктивны. Эти определения могут устареть ещё до того, как будут сформулированы и опубликованы…

К тому же, ИТ-директорам (ИТ-отделам) нужны не абстрактные концепции, а вполне конкретные программные продукты и/или услуги, эти концепции реализующие. То, что не все эти продукты хорошо известны в нашей стране – вина их поставщиков и разработчиков. Смотрите список наиболее популярных продуктов, реализующих концепцию Big Data можно, к примеру, найти в переводном обзоре “Технологии Big Data: десять лучших продуктов 2016 года”. Однако далеко не все эти продукты доступны (а то и просто известны) в России. И кто в этом прежде всего виноват?
Юрий Пахомов
Мне бы очень хотелось поучаствовать в формировании концепции построения цифровой экономики. Тем более, что я отслеживаю часть ведущейся сейчас работы по этой теме вижу в ней пробелы, которые впоследствии могут дорого обойтись. Но реагировать на это в форме ответов на закрытый перечень вопросов или даже комментариев к ним - это как-то не серьезно. Тем более несерьезно предлагать анкету закрытого типа философам и социологам. Не с лучшей стороны это характеризует Аналитический