НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как выбрать оператора фискальных данных?

Тайна сия велика есть. Но десяткам тысяч торговых предприятий решить эту задачу надо до 1 июля 2017 г. [spoiler]

Дело в том, что в отечественной торговле ускоренными темпами совершается широкомасштабная цифровая революция, коренным образом меняющая взаимоотношения граждан, бизнеса и государства, и открывающая перед ними новые (поистине колоссальные) возможности и, естественно, несущая им определенные проблемы. В том числе, в области информационной безопасности.

Обратите внимание: согласно федеральному закону № 54-ФЗ от 22.05.2003 (в редакции от 03.07.2016) “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” до 1 июля 2017 г. все владельцы контрольно-кассовой техники (ККТ), т. е. организации и индивидуальные предприниматели, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения должны прекратить использование имеющихся у них стационарных и мобильных кассовых терминалов с доброй старой ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищённой  и оснаститься ККТ с так называемым фискальным накопителем (о том. Какие функции он реализует, подробно рассказывается в 54-ФЗ).

Кроме того, они должны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), через которого все данные с онлайн-касс в режиме реального времени будут поступать в ФНС и там определенным образом обрабатываться и передаваться куда следует. Понятное дело, что все новые (или модернизированные старые) кассовые аппараты должны быть постоянно подключены к Сети посредством проводных или беспроводных технологий.


Многостраничный 54-ФЗ детально описывает функционал фискального накопителя и порядок перехода торговых предприятий на передачу данных с кассовых аппаратов в ФНС (через ОФД) в режиме реального времени.

Во время деловой программы “Недели российского ритейла” проходящей с 5 по 8 июня в московском “Центре международной торговли” (ЦМТ) неоднократно отмечалось, что на конец апреля 2017 г из 1,2 млн. единиц ККТ, используемых сейчас в нашей стране, данные в ФНС (через ОФД) оперативно стекались лишь с 300 тыс. кассовых аппаратов. Если же говорить о ситуации на начало июня, то фискальным накопителем (пока на рынке есть лишь одна его модель, внешний вид которой изображен ниже) оснащено лишь около половины используемых в нашей стране кассовых аппаратов.


Источник: сайт online-kassa.pro

Уже сейчас понятно, что к 1 июля 2017 г. (до наступления которого осталось менее трех недель) все торговые организации и индивидуальные предприниматели России, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения (в том числе, интернет-магазины) перейти на онлайн-кассы, удовлетворяющие требованиям текущей редакции 54-ФЗ, не смогут. Основных причин тут две: пофигизм торговых предприятий, работающих по ОСН или УСН и откладывающих переоснащение своего кассового хозяйства до последней минуты (в надежде на то, что предельные сроки этого переоснащения в один прекрасный день перенесут) и определенный дефицит оборудования. Есть и другие причины. Ну да это тема отдельного и очень длинного разговора.

К слову. Интерес к тому, как российский ритейл будет жить в условиях цифровой экономики, огромен. Косвенным свидетельством степени этого интереса являются (см. приведенные ниже фотографии) забитые до отказа залы ЦМТ, в которых во время “Недели российского ритейла” различные аспекты этой жизни обсуждались.






Напомним также (см. заметку  “Названы отрасли, подлежащие немедленной цифровизации”) , что одной из шести отраслей, переводимых на цифровые рельсы в первую очередь, является торговля, которая, по данным Росстата, ныне обеспечивает 16% ВВП России и в которой трудятся около 18% от всего занятого населения страны.

Однако вернемся к основной теме данного поста. В настоящее время в нашей стране, как уже отмечалось в статье “Почему внедрение онлайновых ККТ выгодно и ритейлу, и ИТ-компаниям”, статус ОФД имеют 10 предприятий. Со временем их количество, надо полагать, увеличится. Но как продавцу (например, интернет-магазину) выбрать оператора фискальных данных? Какими критериями при этом руководствоваться?

Ниже приведен фрагмент рекламного буклета одного из отечественных ОФД. Рекламные буклеты других ОФД имеют практически такие же фрагменты. Все обещают надежность сервиса и абсолютную защиту данных, у всех есть техподдержка в режиме 24/7. Некоторые ОФД обещают своим клиентам помощь в выборе контрольно-кассовой техники, удовлетворяющей требования текущей редакции 54-ФЗ.



Основное видимое отличие ОФД друг от друга – их тарифные планы. Есть ОФД, которые готовы заключить с вами договор не только на год, квартал или месяц, но даже на неделю или один день.

Однако интересно отметить, что ни один из существующих ОФД не хвастается той онлайн-аналитикой, которую он готов предложить своим клиентам. И не приводит ни одного удачного кейса на этот счет.

На вопрос “Почему?” некоторые ОФД, с которыми удалось поговорить на упомянутой выше “Неделе российского ритейла”, отвечают так: “Если мы расскажем, какую онлайн-аналитику предлагаем, то наши конкуренты тут же сделают аналогичные предложения своим потенциальным или уже состоявшимся клиентам”.

7 июня в деловой программе “Недели российского ритейла” было мероприятие под названием “Закон о контрольно-кассовой технике – проблематика внедрения и перспективы больших данных”. На нем много говорилось о том, что эти перспективы весьма радужные и благодаря новейшей редакции 54-ФЗ аналитика больших данных в режиме реального времени станет доступна не только торговым гигантом, но даже небольшим и средним ритейлерам. Однако ни одного примера приведено не было.



Лично у меня есть подозрение, что нет пока у ОФД хорошо продуманных инструментов по оперативной аналитике тех огромных потоков кассовых данных, которые они получают от своих клиентов.