[spoiler]Judea Pearl, профессор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) полагает, что для решения проблем реального мира требуется математическая модель, способная оперировать вероятностными байесовскими сетями в сотню тысяч переменных (узлов графа) -- что для современных компьютеров величина малая. Отмечу, кстати, что еще лет десять назад схожую оценку в PC Week/RE приводил и Эдуард Михайлович Пройдаков.
Кстати, Байесов подход сегодня является главным оружием и у сторонников технологической сингулярности (см. например lesswrong.ru).
Но главное здесь не в количественной оценке числа переменных, а в пришедшем наконец к математикам качественном понимании, как справляться со сложностью окружающего мира. В ближайшее время стоит ожидать появления, например, эффективных виртуальных помощников, которые смогут распознавать речь владельца в шумной обстановке, понимать смысл отдельных слов в предложении в зависимости от их положения, итд. А самое важное -- наконец-то появляются зачатки работающих теорий, и можно прекратить наивно уповать только на рост вычислительной мощи.
Правда, Pearl сомневается в оценке сингуляристов, что AI уровня человека будет создан к 2050-му. Возможно, полагает профессор, это дело даже не одного столетия. Что, впрочем, не отменяет скорейшего появления очень "умных" с общебытовой точки зрения компьютерных систем узкого профиля. Например, уровень ошибок в системах машинного зрения, распознавания речи, автоматического перевода, планирования действий уполовинивается каждое десятилетие. Об этом заявляет профессор Nick Jennings из Southampton University, работающий также в должности chief scientific advisor в английском правительстве. В ближайшие 10-20 лет смартфон станет полноценной виртуальной личностью, с которым можно будет пообщаться как с другом. Но при этом реальные взаимосвязи между людьми тоже не пропадут, а скорее всего, станут обширнее и прочнее. Хотя конечно добавится определенная специфика поверхностного общения.
В аналогичные сроки обещана и массовая роботизация.
Похоже однако, что очередные наиболее инновационные системы придут в этой сфере от военных, со всей вытекающими из такого процесса спецификой.
Показательный пример -- развитие конкурса Grand Challenge военного агентства передовых исследований США DARPA. Вспомните, как проходил самая первая гонка автономных машин по пустыне в 2004-м. Половина машин не смогла сдвинуться с места, роботы врезались в стены, путались в проволоке ограждения, а победитель с трудом прокатил 12 км, забрался в тупик и загорелся -- при том, что автономным его можно было назвать с натяжкой, так как коллектив разработчиков вводил в него нюансы трассы вручную. Военные тогда были шокированы столь неудачными результатами, и даже намеревались прикрыть ряд спонсируемых ими академических исследований по робототехнике.
Но уже через год ситуация стала принципиально другой. Сложнейший маршрут по пустыне 211,8 км робот Стэнфордского университета успешно преодолел быстрее семи часов! Нормально финишировали и многие другие машины. Спустя же пару лет новая версия конкурса подразумевала движение автомобилей по улицам города -- и проблем на этот раз не возникло. А сегодня автономные автомобили Гугля наколесили по дорогам мира уже сотни тысяч километров, а в штате Невада автомобили, управляемые компьютером, легализованы…
Мораль может показаться простой: для достижения нужной цели в мире ИТ нужны деньги и целевые НИОКР. Однако интересная особенность этой морали в том, что еще лет 20-30 назад одно лишь финансирование не гарантировало решение сложной задачи. Пример -- 288 млн долл НАСА на провальный Flight Telerobotic Servicer, космический грузовик, когда в конце 1980-х американский конгресс решил поддержать развитие космической робототехники. Но нынешние проектно-организационные технологии в сочетании с САПР позволяют как минимум избежать неудачи и разумно оценить расходы.
Какие еще подобные события, не слишком уникальные с технологической точки зрения, но имеющие высокую социальную значимость, можно ожидать дальше?
В апреле 2012-го DARPA анонсировало очередной Robotics Challenge -- через год шагающие андроиды продемонстрируют свои способности в турнире по операциям спасения в обстановке, опасной для людей, включая разрушенные искусственные сооружения. Они должны уметь пользоваться человеческими инструментами, управлять человеческими машинами, планировать и организовывать свои действия, понимать контекст событий, действовать автономно или в условиях ограниченной и зашумленной связи.
И сегодня уже не приходиться сомневаться в успехе этого мероприятия.
Интересно, что платформа для моделирования и тестирования подобных устройств будет опенсорсной и, судя по всему, общедоступной. Проект официально стартует в октябре. Это вообще довольно забавная практика DARPA последних лет -- выпускать общедоступные версии инструментария под свои проекты, и таким образом бесплатно выискивать и выманивать ведущих профильных спецов со всего мира.